Экономика

Украина может очень быстро ввести программу добавления 10% биоэтанола в бензины - директор А-95

В Украине очень быстро может быть запущена программа добавления 10% биоэтанола (Е10) в бензины с октановым числом менее 98, поскольку программа по Е5 не оправдывает своей основной цели - стимулировать использование украинского биоэтанола, а также идет вразрез с европейскими нормами, считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

"Мне почему-то кажется, что Е10 будет очень быстро у нас введен. Основным двигателем программы Е5 были аграрии, которые открыто лоббировали этот проект из-за серьезных проблем с экспортом, особенно кукурузы, и хотели увеличить потребление этого сырья в Украине. Биоэтанол - один из вариантов. Но пока большинство АЗК выбрали завоз готовой смеси из Европы. Но для того, чтобы эта программа приобрела большую эффективность, чтобы те, кто решился использовать биоэтанол в Украине, а есть и такие, больше его покупали, и может быть быстрее принята программа по Е10. Чтобы хоть на минимальных объемах, но увеличить использование украинского биоэтанола", - сказал Куюн во время брифинга в Медиа-центре Украины в Киеве во вторник.

Он пояснил, что после введения с 1 мая нормы обязательного добавления 5% биоэтанола в бензины с октановым числом менее 98, топливо идет уже с европейским биоэтанолом, поскольку сети АЗК из-за военных действий не хотят рисковать и развивать мощную инфраструктуру для смешивания бензина с биоэтанолом, а тем более производства бензина в Украине.

"Более 70 нефтебаз, все НПЗ были атакованы. Буквально пару недель назад в Одессе был атакован терминал, есть потери горючего. И охота продолжается, поэтому многие компании были вынуждены отказаться от использования нефтебаз", - пояснил директор А-95.

Он также обратил внимание, что Е5 нестандартный для Европы, где введен Е10, поэтому европейским компаниям нужно отдельно производить бензин Украине, и, например, румынская нефтяная компания Rompetrol отказалась от этого из-за отсутствия технологической возможности.

"Чтобы сделать Е5, европейцы просят на литре примерно 50 коп. Это немного, но ведь все равно просят. Поэтому в целом будет и дешевле, и проще перейти на Е10. Тем более, он менее прихотлив к условиям хранения и транспортировки", - отметил эксперт.

По его мнению, для перехода на Е10 рынку понадобится максимум месяц, но решение зависит от правительства и парламента.

Он отметил, что так или иначе сейчас мощности по производству биоэтанола в Украине постепенно увеличиваются, указав, в частности, на строительство сетью АЗК ОККО биоэтанольного завода на более 80 тыс. тонн в год.

"ОККО строит завод, способный вдвое увеличить производство биоэтанола, которое сейчас составляет примерно 90 тыс. тонн в год. Есть другие проекты. Думаю, в течение года-двух мы будем иметь 0,5 млн тонн биоэтанола в год. И мы еще увидим лоббирование и по Е30, и по Е40", - высказал прогнозы Куюн, отметив, что такие заводы - это платформа для развития рынка после войны.

Он также обратил внимание на стабильность цены на топливо после 1 мая, (некоторое повышение себестоимости нивелировалось снижением цены на нефть - ЭР), но предположил, что в дальнейшем она может вырасти.

"Сейчас имеем рост цены на нефть - 10% плюс, и соответственно оптовые цены полезли вверх. Думаю, 2-3 недели не будет подорожания топлива из-за запаса прочности, а дальше все будет зависеть от внешних факторов. Рынки реагируют и на наши новости о прекращении войны", - резюмировал директор А-95.

Как сообщалось, обязательное добавление к бензинам с октановым числом менее 98 с 1 мая предусмотрено законом №3769-IX от 4 июня 2024 года (за исключением топлива для нужд Минобороны, Госрезерва и для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов).

Владелец и гендиректор группы компаний "Параллель" Александр Дубинин (сеть АЗК Parallel) в блиц-интервью "Энергореформе" отметил, что большая часть товарного бензина с биоэтанолом будет поставляться уже готовой продукцией с европейских НПЗ, а украинская инфраструктура пока для этого недостаточно развита.

В свою очередь СЕО группы компаний "OKKO" Василий Даниляк в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" заверил, что никакого коллапса на АЗС с 1 мая из-за Е5 не будет. Он также указал, что сначала АЗК будут завозить готовый нефтепродукт с биоэтанолом, а затем, "шаг за шагом, все операторы будут сами это делать".

По мнению Сергея Куюна, водителям необходимо воздержаться от заправки своих авто на АЗК с откровенно демпинговыми ценами и на так называемых "бочках", поскольку есть сомнения относительно обеспечения качества топлива Е5. Эксперт пояснил, что из-за гигроскопичности биоэтанола, что со временем может привести к расслоению топлива на спирт, воду и низкооктановый бензин, надо зачистить резервуары на нефтебазах и АЗС, бензовозы, а также в дальнейшем постоянно мониторить, используя специальные маркеры воды.

"В крупных сетях эта работа продолжалась последний месяц минимум. Созданы штабы оперативного реагирования на различные ситуации. То есть без внимания ни один вопрос не останется. Честно, не знаю, что делают так называемые эконом-сети и другие периферийные игроки", - отметил директор А-95.

АЗК на 1 мая сохранили и продолжают сохранять цену на топливо. Бензин с добавлением 5% биоэтанола в чеках маркируется Е5.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ