Выдача автобусных лицензий в I пол.-2025 упала до 176 из-за наполнения рынка и более жестких условий выдачи - ГСБТ
Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (ГСБТ, Укртрансбезопасность) в январе-июне этого года выдала 176 лицензий на осуществление пассажирских автобусных перевозок по сравнению с 540 в прошлом году, 823 - в 2023 и 783 в 2022 году, сообщил глава Укртрансбезопасности Никита Лагунин в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
"Во-первых, рынок уже наполнился. Во-вторых, в начале полномасштабного вторжения была принята вынужденная упрощенная процедура получения лицензий. Но в 2024 году эта вынужденная норма была пересмотрена с учетом евроинтеграционных стремлений, поэтому произошло возвращение к более жестким условиям выдачи", - пояснил он динамику сокращения выдачи лицензий.
Лагунин напомнил, что после начала полномасштабного вторжения в 2022 году было заблокировано авиационное сообщение, железнодорожный транспорт также имеет определенные ограничения, поэтому наблюдался всплеск автобусных перевозок.
Он отметил, что Укртрансбезопасность постоянно работает над созданием сервисов, которые помогают пассажирам чувствовать себя защищенными и понимать, кто их сегодня перевозит, для чего открывает все свои базы данных. Среди прочего глава службы посоветовал пользоваться Реестром выданных и аннулированных лицензий на едином государственном портале открытых данных размещен (https://middleware.dsbt.gov.ua/lc/licenses).
Он также напомнил, что был создан сервис https://autobus.gov.ua/, на котором можно приобрести билет именно у перевозчика, который имеет все необходимые документы: лицензию, соответствующие разрешения для осуществления перевозки именно по этому маршруту.
"Кроме того есть удобный сервис проверки лицензиата по номеру транспортного средства (https://shlyah.dsbt.gov.ua/lc.html). Вы видите автобус, вводите его государственный номерной знак и сразу получаете всю информацию: есть ли у него лицензия или нет", - дал еще один совет Лагунин.
Он отметил, что для удобства пассажиров и создания равных, удобных и эффективных условий на рынке для перевозчиков Укртрансбезопасность пытается максимально все свои сервисные функции цифровизировать.
"Основным нашим организмом является Единый комплекс информационных систем, так называемый ЕКИС, частью которого является ЭКП - электронный кабинет перевозчика. Мы сосредоточены именно на развитии этого инструмента: постоянно его совершенствуем, достраиваем новые модули, в постоянном диалоге с бизнесом стараемся получить обратную связь, чтобы понять, что еще мы можем улучшить", - добавил глава Укртрансбезопасности.
В качестве примера борьбы за честные правила игры на рынке Лагунин привел недавно внесенные изменения в правила перевозки пассажиров, которые вступят в силу через три месяца - в сентябре этого года. По его словам, отныне нерегулярный перевозчик имеет право осуществлять перевозки не более двух раз в неделю одним транспортным средством по одному маршруту.
"Если хочешь больше - идешь и получаешь разрешение. Мы разработали электронный модуль. Система не позволит внести информацию о рейсе больше раз, чем предусмотрено законодательством. А если перевозчик не внес этот рейс и осуществляет перевозки, он автоматически считается нарушителем, потому что не задекларировал намерение о перевозке пассажиров по этому маршруту", - пояснил глава Укртрансбезопасности.
Согласно данным Реестра выданных и аннулированных лицензий на сайте службы, сейчас он содержит 12392 записи о действующих лицензиях на пассажирские автобусные перевозки, из которых 3095 - на международные.