Экономика

Задержка с продлением стандартов топлива Евро-3 приведет к его дефициту и значительному подорожанию – мнение

Задержка с продлением стандартов топлива Евро-3 приведет к возникновению его дефицита в период наибольшего сезонного спроса и, как следствие, к значительному подорожанию, считают эксперты научно-технического центра (НТЦ) "Психея" (Киев).

По мнению экспертов, ситуацию может исправить немедленное принятие технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам. Он должен заменить национальные стандарты Украины, обеспечение соответствия которым станет исключительно добровольным. В соответствии с проектом документа оборот нефтепродуктов экологического класса Евро-3 будет продлен до 2015 года, что откроет дорогу топливу, востребованному 54% транспортных средств страны.

"Если решение Кабинета министров по введению в действие технического регламента будет отложено, нормальное функционирование грузовой, специальной, рельсовой и военной техники в Украине станет невозможным. Это негативно скажется на экономических показателях страны и вызовет массовое социальное напряжение ", - отмечают в НТЦ "Психея".

В НТЦ обратили внимание на то, что если владельцам 3,5 млн бензиновых автомобилей, топливные системы которых соответствуют нормам Евро-0, Евро-2 и Евро-3, после отмены ДСТУ 4063-2001 и ДСТУ 3868-99 придется лишь переплачивать за ненужный им евробензин, то 730 тыс. дизелей эффективно работать на топливе повышенного качества не смогут, поскольку требуют меньшего цетанового числа и лучших смазывающих свойств.

Речь идет о внедорожной, военной, рельсовой, речной и специальной технике, в том числе грузовиках, самосвалах, тягачах, специальных (в том числе пожарных) автомобилях, тракторах советского, российского и отечественного производства, а также примерно 150 тыс. автомобилей, использующих низкооктановый бензин А-76 (А-80).

Как сообщалось, с 1 июля 2013 года истек срок действия национальных стандартов ДСТУ 3868-99 "Топливо дизельное. Технические условия" и ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные. Технические условия", которые определяли технические условия для автомобильных бензинов и дизтоплива, отвечавших нормам Евро-2 и Евро-3.

Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило проект "Технического регламента по требованиям к автомобильным бензинам, дизельным, судовым и котельным топливам", но он еще не одобрен всеми необходимыми инстанциями. Согласно этому документу, действие стандартов качества нефтепродуктов, соответствующих требованиям Евро-3, предлагается продлить до 31 декабря 2015 года, Евро-4 – до 31 декабря 2017 года.

Украина неоднократно откладывала полный переход на стандарты качества топлива Евро-4 и Евро-5. В частности, действие старых стандартов, соответствующих требованиям Евро-2 и Евро-3, было продлено в июле 2011 года, в январе 2012 года, в июле 2012 года.

По данным консалтинговой группы "А-95" (Киев), средние розничные цены на бензин марки А-80 в период с 9 на 10 июля на автозаправочных станциях (АЗС) Украины снизились на 0,7% (на 0,07 грн/литр) – с 10,23 грн до 10,30 грн. Рост произошел во всех регионах страны. В частности, в АР Крым средняя цена на А-80 за день увеличилась с 10,22 до 10,36 грн/литр, в Киевской области – с 10,23 до 10,31 грн/литр, в Житомирской, Черкасской, Черниговской и Черновицкой – с 10,29/10,30 – до 10,49 грн/литр, Николаевской – с 10,21 до 10,49 грн/литр, Тернопольской – с 10,31 до 10,45 грн/литр.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ