Некоторые особенности законопроекта о налоговом компромиссе могут привести к незаконному увеличению налоговых обязательств

Некоторые особенности законопроекта о налоговом компромиссе могут привести к незаконному увеличению налоговых обязательств, считает юрист налоговой практики юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Евгений Васьковский.
Комментируя проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса, он отметил, что такими негативными последствиями чреваты, прежде всего, предусмотренные законопроектом сжатые сроки для достижения налогового компромисса, а также "немалое количество субъектов хозяйственной деятельности, заинтересованных в его применении".
"Это может привести к необоснованному несогласованию заявленных в уточняющем расчете сумм и незаконному увеличению налоговых обязательств плательщиков налогов", - сказал он.
Кроме того, отметил Е.Васьковский, законопроект предусматривает, что уточнение плательщиком налоговых обязательств путем предоставления уточняющего расчета не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов. При этом "ни для кого не является секретом, что налоговыми органами в случае неподачи контрагентами уточняющего расчета своих налоговых обязательств будут проведены проверки на предмет соблюдения ими налогового законодательства и приняты соответствующие уведомления-решения".
"Таким образом, данный законопроект запускает эффект домино, при котором подача уточняющего расчета одним субъектом хозяйственной деятельности вынуждает подавать уточняющие расчеты его контрагентами по всей цепочке совершения операции. А в случае неподачи их ожидают налоговые проверки и соответствующие налоговые уведомления-решения", - сказал он.
В то же время Е.Васьковский отметил позитивный опыт применения различных моделей налоговой амнистии в европейских странах, где, как правило, она проводится в форме одноразовой легализации неуплаченных налогов или нелегально находящихся на банковских счетах средств, за исключением средств, полученных преступным путем, а также гарантии полного или частичного освобождения от ответственности за фактические налоговые нарушения. При этом, как показывает опыт, в тех странах, где были применены такие меры, поступления в бюджет увеличивались.
"Как пример, можно привести применение налоговой амнистии в Португалии в 2013 году, в ходе которой лица, уклонявшиеся от уплаты налогов, могли до конца 2013 года оплатить непогашенные суммы налогов и таким образом избежать применения к ним штрафных санкций. В результате применения налоговой амнистии доходы государственного бюджета Португалии увеличились на EUR1,25 млрд", - отметил Е.Васьковский.
Как сообщалось, правительство на выездном заседании в Николаеве 21 мая одобрило законопроект о налоговом компромиссе. Законопроект предусматривает, что применение налогового компромисса предполагает добровольное уточнения недоплаченных налоговых обязательств налогоплательщиками налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в размере 15% в течение 60 дней с момента вступления в силу закона.
Документ также предусматривает, что налогоплательщики, которые воспользовались правом на налоговый компромисс, освобождаются от финансовой, административной и уголовной ответственности при условии уплаты согласованных налоговых обязательств.
Налоговые органы имеют право на проведение документальной проверки крупных налогоплательщиков в случае, если налогоплательщик не воспользовался правом на налоговый компромисс.
В то же время, ряд экспертов высказали мнение, что принятие законопроекта о налоговом компромиссе в существующем виде создаст предпосылки для дальнейших коррупционных злоупотреблений как налогоплательщиков, так и должностных лиц контролирующих органов.