Конкурс по отбору глав двух аэропортов и "Укрзализныци" проводился с многочисленными нарушениями законодательства - Звонарев
Блиц-интервью заместителя генерального директора по экономике и финансам Международного аэропорта "Борисполь" Кирилла Звонарева
Вопрос: Расскажите, как участник, о том, как проводятся конкурсы по отбору кандидатов на указанные должности?
Ответ: Когда министерство объявило, что проведет честные и прозрачные конкурсы на назначение руководителей – я, как, наверное, и большинство моих коллег из транспортной отрасли, поверили в возможность перемен. Открытость и прозрачность должны были прийти на смену порочной практике кулуарных и подковерных назначений.
Некоторые сомнения, конечно, вызвал тот факт, что конкурс организовывают чиновники, сами занявшие свои места без конкурсов, не обладающие профильным опытом и образованием. Не удивительно, что чиновники привлекли нескольких консультантов, также не имеющих существенного опыта работы в транспортной индустрии. Эта комиссия разработала странные и нечеткие требования к кандидатам и непрозрачные критерии оценки. И, тем не менее, я не мог поверить в то, что конкурсы — это инструмент, чтобы расставить "своих людей" на руководящие должности.
Мое образование, опыт работы, наличие рекомендаций от ведущих мировых экспертов – в прошлом топ-менеджеров Международной ассоциации воздушного транспорта (ІАТА) – не только давали основания для участия в конкурсе, но и позволяли мне рассчитывать на победу.
К сожалению, скептики оказались правы, и первый, так широко разрекламированный конкурс, оказался "мыльным пузырем". И дело, поверьте, не в конкретных кандидатах, которых комиссия исключила, нарушив свои же требования. Жаль, что надежды и ожидания перемен были в очередной раз не оправданы.
Итог, наверное, и не мог быть иным, учитывая, что конкурс с самого начала проводился с многочисленными нарушениями законодательства; конкурс организовывался и проводился людьми, не имеющими отраслевого опыта, квалификация которых ниже квалификации участников.
Непрозрачность и заангажированность конкурса лишний раз подтвердилась, когда комиссия предоставила выбранных ею финалистов по, например, "Укрзализныце". Номинационный комитет не одобрил отобранные чиновниками кандидатуры. Информация, кого и почему пыталась рекомендовать "комиссия чиновников" публиковалась в прессе.
Чуть позже в прессе появилась информация о том, что профильным вице-премьер-министром Валерием Вощевским была направлена премьер-министру служебная записка, где по пунктам было обосновано, почему нынешняя процедура конкурса не является прозрачной и объективной.
Многие транспортные специалисты смирились с ситуацией. Я же, отдав авиации десятки лет, решил не оставаться безучастным наблюдателем.
Вопрос: Можете ли назвать, кто был в лонг-листе претендентов на должность главы "Борисполя"?
Ответ: Авиация – профессиональная среда, где все друг друга знают, поэтому мне известны десятки имен настоящих профессионалов, понадеявшихся на честность конкурса. Многие из них, по каким-то причинам, смирились с ситуацией, поэтому я бы не хотел их называть.
Вопрос: Что послужило причиной подачи вашего иска?
Ответ: Я сделал все, чтобы судебного разбирательства избежать. Предоставил необходимые пояснения и дополнительную информацию "бесплатному консультанту" министерства Роману Бондарю, обращался к первому заместителю министра инфраструктуры Владимиру Шульмейстеру. Официально уведомил министерство о нарушениях и предупреждал о возможностях судебного разбирательства. К сожалению, меня не услышали.
Не услышали либо потому, что уровень квалификации "отборщиков" министерства невысокий: там не было никого с адекватным опытом работы на транспорте или с необходимым отраслевым образованием. Поэтому они, возможно, просто не понимали, о чем я говорю, и что написано в документах. Либо не услышали потому, что комиссия, возможно, была "заряжена" на определенный результат и пыталась отсеять часть неугодных им (а возможно, наиболее сильных) кандидатов уже на первом этапе. Хотя в профессиональной среде и ходят слухи, что справедливы оба объяснения, но я таким слухам не верю, надеюсь, истину установит суд.
Поскольку киевские суды перегружены, и у меня не было полной уверенности в сроках справедливого судебного разбирательства в Киеве - я обратился в суд в Днепропетровске, равноудаленный и от "Борисполя" и от министерства.
Вопрос: Будете ли подавать еще один иск, в случае запуска аналогичного конкурса на основании постановления правительства №777?
Ответ: Пока об этом рано говорить. Если конкурсы будут действительно прозрачными и честными, в этом не будет необходимости.
Вопрос: В СМИ после появления информации об указанном иске, вас связали с бизнесменом, Игорем Коломойским. Можете ли прокомментировать такую информацию?
Ответ: Информация не соответствует действительности. К сожалению, сейчас в некоторых СМИ появляется много недостоверной информации, направленной на разжигание конфликтов и изобретение заговоров. Наверное, у таких СМИ тоже есть свои читатели. Но если СМИ интересуют истинные причины провала так широко разрекламированного конкурса, то они очевидны: он проводился с многочисленными нарушениями законодательства; со странными и размытыми требованиями к кандидатам и непрозрачными критериями оценки; он организовывался и проводился людьми, не имеющими существенного отраслевого опыта, уровень квалификации которых был ниже уровня квалификации многих участников. Поэтому глупо искать какой-то заговор. Нужно взглянуть правде в глаза, и станет понятно, что в новой стране попытки реализовывать старые непрозрачные схемы обречены, каким бы пиаром они не сопровождались.