Интерфакс-Украина
18:30 29.01.2016

Эффективность стратегии по противодействию легализации доходов будет зависеть от содержания соответствующих нормативных актов

3 мин читать
Эффективность стратегии по противодействию легализации доходов будет зависеть от содержания соответствующих нормативных актов

Предложенная Кабинетом министров Украины "Стратегия развития системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на период до 2020 года" носит декларативный характер и ее эффективность будет зависеть от содержания законов и подзаконных актов, которые будут разрабатываться во исполнение этой стратегии.

Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказал партнер юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Максим Копейчиков.

По его словам, сама стратегия не может давать дополнительных полномочий, поскольку это документ, определяющий направления развития. Следствием реализации стратегии, по мнению М.Копейчикова, может быть разработка нового законодательства, в том числе и предоставляющего дополнительные полномочия Государственной службе финансового мониторинга (Госфинмониторинг). Вместе с тем, М.Копейчиков считает, что в настоящее время полномочия Госфинмониторинга итак достаточно широки, в частности, благодаря возможности блокирования банковских переводов и практически беспрепятственному доступу к документам, содержащим банковскую тайну.

По мнению юриста, существует большая вероятность того, что разработанные во исполнение стратегии нормативные акты станут для власти мощным инструментом давления на бизнес.

"Иными словами - будут ли эти нормативные акты разрабатываться как карающий меч для бизнеса и инструмент тотального контроля "большого брата", или же будут предусмотрены механизмы, ограничивающие возможность вмешательства государства в предпринимательскую деятельность и частную жизнь, устанавливающие ответственность представителей государства за неправомерные действия, во что верится слабо", - отметил М.Копейчиков.

В качестве примера он привел тот факт, что в настоящее время подобный по содержанию закон "О предотвращении и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения", принятый осенью 2014 года, активно используют для доступа к банковской тайне, которая сейчас превратилась в Украине в условность "благодаря", среди прочего, этому закону.

"Действие закона в отдельных случаях можно назвать достаточно эффективным - не составляет особого труда найти в прессе упоминания о том, что благодаря согласованным действиям Госфинмониторинга был остановлен вывод денежных средств, принадлежащих людям или компаниям, близким к предыдущей власти. Но тот же Госфинмониторинг не увидел проблемы в выводе средств людьми, близкими к власти. Я имею в виду широко освещаемый в пресс случай с крупным платежом за рубеж одним лицом, считающимся близким к одному из нынешних министров", - отметил юрист.

"К этому закону в полной мере применяется общее для украинского законодательства правило, что качество самого закона определяющего значения не имеет, все зависит от того, кто и как его исполняет. То есть закон остается инструментом политического давления, поскольку реально независимый орган, деятельность которого была бы направлена на исполнение норм закона, существует лишь формально", - добавил М.Копейчиков.

Как сообщалось, распоряжением под №1407-р от 30 декабря 2015 года правительство одобрило "Стратегию развития системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на период до 2020 года".

Цель стратегии - законодательное, организационное и институциональное совершенствование, обеспечение стабильного функционирования национальной системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и другое.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

НБУ фиксирует спад чистого спроса на наличный доллар при неизменности спроса на евро

Прибыль добывающей отрасли Украины в 2024г удвоилась при росте выручки на 27,8% - исследование

BGV Group возобновляет работу заводов "Аэрок" и продажу продукции под брендом Poriston

Экспорт э/э в мае сократился на 41%, импорт вырос на 4% - DiXi Group

Бизнес призвал УЗ и Минразвития не повышать тарифы на перевозку контейнеров весом брутто более 26 тонн

НБУ ожидает более сдержанного роста цен, несмотря на потери урожая из-за заморозков

Нацбанк отрицает какое-либо негативное влияние от пропуска Украиной уплаты по ВВП-варрантам

ПУМБ запустил программу лизинга с/х техники и авто для ФЛП

НБУ оценивает в 2025 г. сокращение экспорта от возвращения на довоенный режим торговли с ЕС в $800 млн

Японское JICA предоставит Украине более $3 млрд за счет российских активов по механизму ERA

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА