Интерфакс-Украина
13:09 22.08.2025

В Украине нет общей государственной программы релокации пенитенциарных учреждений на период военного положения - юрист

4 мин читать

В Украине отсутствует общая государственная программа релокации пенитенциарных учреждений на период военного положения, учреждения не имеют механизмов быстрого реагирования на угрозы, в частности для эвакуации лиц, которые там содержатся, сообщил адвокат юрфирмы Grain Law Firm Александр Зайцев.

"После массированного обстрела Беленьковской исправительной колонии № 99, в результате которого погибли по меньшей мере 16 человек, вопрос релокации стал критическим. Эта трагедия показала, что существующая система пенитенциарных учреждений не обеспечила надлежащего реагирования на очевидные угрозы. Сейчас отсутствует публичная информация о том, что релокация имеет системный характер или происходит планово. Сейчас общей государственной программы релокации на период военного положения в Украине нет, учреждения остаются вблизи зон боевых действий, не имея механизмов эвакуации удерживаемых лиц", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина".

По словам Зайцева, случай с Беленьковской исправительной колонией показал: уровень безопасности в пенитенциарных учреждениях в условиях военного положения остается критически недостаточным.

"Лица, находящиеся в местах несвободы, лишены возможности самостоятельно позаботиться о собственной защите: они не имеют доступа к укрытиям, бомбоубежищам и т.д., не могут свободно передвигаться или эвакуироваться в случае опасности. К сожалению, сегодня многие учреждения не оборудованы даже базовыми средствами безопасности: не хватает защитных сооружений, отсутствуют четко прописанные и реализованные планы эвакуации, не определены альтернативные безопасные локации для размещения осужденных в случае угрозы боевых действий или массированного обстрела", - сказал он.

Зайцев отметил, что "сигналы о нехватке укрытий, невозможности эвакуации, отсутствии доступа к медицинской помощи в учреждениях, расположенных вблизи линии фронта, свидетельствуют о системном кризисе". В частности, по его словам, так называемое Киевское СИЗО, которое расположено в относительно безопасном Киеве, не имеет никаких защитных сооружений для заключенных, а именно укрытий и бомбоубежищ, в связи с чем заключенные во время сигналов "воздушная тревога" находятся на своих местах.

"Единственной мерой безопасности в отношении заключенных в госучреждении "Киевский следственный изолятор" является прекращение любых режимных мероприятий и вывод заключенных для проведения необходимых следственных (процессуальных) действий. То есть единственная мера - это пребывание заключенных в своих камерных помещениях. По состоянию на сегодня невозможно утверждать, что жизнь и здоровье заключенных во время пребывания в "Киевском следственном изоляторе" обеспечено, поскольку находится в реальной угрозе каждый день, которую отвлечь администрация учреждения не имеет теоретической возможности", - сказал он, подчеркнув, что так же под угрозой остаются работники учреждений, которые по крайней мере имеют возможность перейти в укрытие в случае обстрела, однако и эти меры под сомнением, поскольку в таком случае учреждение с осужденными остается без присмотра.

Зайцев также констатировал, что на сегодня нет четко зафиксированных процедур релокации.

"Отсутствие детализированных инструкций и соответствующей инфраструктуры свидетельствует о том, что права лиц, подлежащих релокации, могут быть защищены недостаточно. Такая ситуация требует безотлагательного нормативного реформирования, чтобы гарантировать соблюдение стандартов даже в чрезвычайных условиях", - считает адвокат.

Комментируя доступ заключенных к услугам адвокатов в период военного времени, Зайцев сообщил, что законодательство четко предусматривает: лица, находящиеся в местах несвободы, имеют право на конфиденциальные встречи с адвокатом без ограничений по времени или периодичности. В то же время на практике, особенно в прифронтовых регионах, реализация этого права в значительной степени зависит от уровня безопасности, режимных ограничений и логистических сложностей.

"Во время воздушных тревог, блокпостов или из-за закрытия регионов доступ адвокатов в пенитенциарные учреждения часто становится фактически невозможным. Адвокатам в прифронтовых зонах чрезвычайно сложно в полной мере выполнять свои функции", - сказал он.

Кроме того, по словам Зайцева, полномасштабное вторжение поставило систему перед беспрецедентными вызовами - от ограниченных ресурсов и разрушения инфраструктуры до угроз безопасности осужденных и работников этих учреждений.

"Формально пенитенциарная система выполняет свои основные функции: содержание, охрану, административное обеспечение. В то же время значительная часть процессов, касающихся реабилитации, социальной поддержки и защиты прав человека, работает на ненадлежащем уровне", - сказал он.

По мнению Зайцева, сейчас особенно остро стоят вопросы доступа к надлежащей медицинской помощи, обеспечения безопасности в условиях боевых действий, а также возможности осужденных поддерживать связь со своими адвокатами и семьями.

"Работу пенитенциарной системы в Украине можно охарактеризовать как функционирующую в экстремальных условиях полномасштабного вторжения страны-агрессора, но требующую значительной поддержки, пересмотра подходов и усиления защиты прав человека. Есть большая надежда, что обращение Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Дмитрия Лубинца к премьер-министру и министру юстиции станет первым толчком к системным изменениям для надлежащего реагирования на вызовы войны, хотя, по моему убеждению, это стоило начать еще в 2022 году", - подчеркнул юрист.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА