Поставщики топлива и "Укрзализныця" договорились доработать систему формульного ценообразования до ее внедрения на тендерах

Нефтетрейдеры и филиал "Центр обеспечения производства" (ЦОП) ПАО "Укрзализныця" договорились об усовершенствовании и некотором упрощении формулы ценообразования дизельного топлива при его закупках филиалом на тендерах.
Эта тема обсуждалась на "круглом столе", посвященном формульному ценообразованию, в котором участвовали представители ЦОП, Антимонопольного комитета Украины, ведущих нефтетрейдеров, в частности, ОККО, WOG, "Укртатнафта", Socar, "Элемент Нафта" и др.
Участникам была, в частности, представлена формула ценообразования тонны топлива для резидентов на условиях FCA в гривне, учитывающая учитывала среднее значение базисных котировок, которое указывается в публикации Platts European MarketScan, запланированные расходы участника торгов, поправочный коэффициент, учитывающий заработок участника, курс доллара на дату, определенную документацией конкурсных торгов, акциз в евро, курс евро и коэффициент, учитывающий НДС для плательщиков и неплательщиков.
После обсуждения руководитель консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн отметил необходимость упростить формулу в части количества коэффициентов.
Он также подверг критике вопрос различия коэффициентов для плательщиков и неплательщиков НДС, на что представители ЦОП отметили: несмотря на то, что неплательщик НДС не может быть поставщиком в больших объемах подакцизного товара, коим является топливо, если его не учитывать в тендерной документации, он может подавать жалобу о дискриминации и его исключении из возможности участия в тендере, для чего и есть такой коэффициент.
Заместитель председателя правления "Укртатнафты" Руслан Ляпка назвал два источника поступления топлива – импорт или внутреннее производство. По его словам, неплательщик НДС либо будет растаможивать топливо и таможня возьмет НДС, либо приобретет топливо на заводе и также уплатит НДС в цене.
В итоге, по мнению участников рынка топлива, в указанной формуле нет смысла разделять один из коэффициентов для плательщиков и неплательщиков НДС.
Кроме того, С.Куюн отметил, что в указанной формуле базисная котировка Platts умножается на поправочный коэффициент с учетом заработка нефтетрейдера.
"Например, сегодня цена $500 за тонну, пускай коэффициент будет 1,2, то есть участник закладывает 20% и заработает $100. А если цена $1 тыс., то он заработает уже $200. Почему? У него разве выросли затраты? Тут, очевидно, нужно поставить знак "плюс", - констатировал руководитель "А-95".
В итоге все участники мероприятия согласились с его предложением.
Обсуждая поднятый нефтетрейдерами и ЦОП вопрос расчета акциза, поскольку закупка производится в тоннах, а расчет акциза необходимо проводить в литрах, а в плане плотности топлива литр не является килограммом, нефтетрейдеры пришли к единому решению взять за основу среднюю плотность 0,835 при перерасчете тонна/литр.
Также участники согласились, что даже если на тендер участник готовил предложение, исходя из одной плотности топлива, а танкер с поставкой топлива прибудет с несколько другой, это не должно влиять на итоги закупки, так как заказчик покупает топливо в тоннах.
Помимо прочего, участники "круглого стола" обсудили подобную формулу для участника тендера-нерезидента. Дискуссию вызвал вопрос транспортных затрат: каким образом нерезидент должен их закладывать в цену предложения, ведь он не имеет права на растаможивание топлива в Украине согласно законодательству.
В результате одним из основных предложений прозвучала необходимость для такого поставщика-нерезидента пользоваться услугами экспедитора-резидента, который будет подавать ему расчеты транспортных затрат либо открывать представительство в Украине.
Таким образом, по мнению участников мероприятия, все участники – резиденты и нерезиденты будут находиться в равных условиях.
Они также определили, что при проведении тендеров необходимо учитывать 10 котировочных дней.
В заключение участники "круглого стола" договорились до конца текущей недели подать в ЦОП все предложения, которые они сочтут необходимыми для дальнейшей проработки.
Как сообщалось, ранее вопрос закупки топлива для нужд железнодорожной отрасли вызывал ряд дискуссий, тендеры блокировались нефтетрейдерами по ряду причин в АМКУ.