S&P повысило рейтинг Киева до "B-" со стабильным прогнозом

Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг Киева до "B-" с "CC", прогноз рейтинга – "стабильный", сообщается в пресс-релизе агентства.
"Рейтинговое действие обусловлено решением администрации Киева отказаться от планов по реструктуризации выпуска облигаций в национальной валюте серии "G" объемом 1,9 млрд грн, срок погашения которых должен был наступить 6 декабря 2016 года, и досрочно погасить его за счет собственных запасов денежных средств", – поясняет S&P свое решение.
Агентство добавляет, что прогноз "стабильный" отражает мнение о том, что отсутствие коммерческого долга и высокие финансовые показатели Киева будут компенсировать недостатки управления финансами и ограниченный доступ к финансовым рынкам.
В то же время S&P оценивает украинскую систему региональных (муниципальных) финансов как "очень неустойчивую и недофинансированную", что по-прежнему ограничивает финансовую гибкость города, оцениваемую агентством как "очень низкую".
"Негативное влияние на рейтинги города оказывают "очень низкое" качество управления финансами и "менее чем адекватные" показатели ликвидности, а также "высокий" уровень условных обязательств. Мы оцениваем экономику города как "слабую", но диверсифицированную. Позитивное влияние на рейтинги Киева оказывают "умеренные" финансовые показатели и "низкая" долговая нагрузка", – отмечено в сообщении.
S&P отмечает, что гибкие доходы города составляют 15% текущих доходов, поскольку основная часть налогов регулируется центральным правительством.
"Мы также полагаем, что способность города корректировать расходы ограничена в связи с существенными потребностями в капиталовложениях и большой долей расходов на социальные нужды", – добавляет агентство.
По его оценкам, уровень благосостояния населения Киева, скорее всего, по-прежнему, будет в два раза выше среднего показателя по стране, а уровень безработицы в городе останется самым низким в Украине.
Говоря о финансовых показателях, S&P полагает, что они, скорее всего, ухудшатся в долгосрочной перспективе, принимая во внимание накопленный объем недофинансированных расходов. По его оценкам, в 2016-2018 годах текущий баланс в среднем составит 12% текущих доходов по сравнению со средним уровнем 10% в 2013-2015 годах в связи со значительным ростом доходов на фоне высокой инфляции и перераспределением некоторых дополнительных налогов из центрального бюджета в бюджет города (налог на прибыль предприятий, акцизы и налог на имущество). Агентство также ожидает, что центральное правительство будет и в дальнейшем предоставлять трансферты городу.
По прогнозам S&P, темпы роста расходов, вероятнее всего, будут ниже темпов роста доходов. Агентство ожидает, что профицит с учетом капитальных расходов составит в среднем около 5% доходов бюджета в 2016-2018 годах по сравнению со средним показателем 2,5% в 2013-2015 годах.
Учитывая ожидаемый профицит бюджета с учетом капитальных расходов и досрочное погашение гривневых облигаций, S&P полагает, что полный долг Киева составит 29% текущих доходов до конца 2018 года. Агентство также прогнозирует, что в соответствии с национальным законодательством город не получит разрешения на привлечение коммерческого долга в течение трех лет после дефолта, наступившего 6 ноября 2015 года.
Оно уточняет, что по состоянию на 18 ноября 2016 года прямой долг города включал только долг перед центральным правительством в виде двух выпусков еврооблигаций, реструктурированных в 2015 году ($351,1 млн): Киеву предстоит выплатить долг в момент наступления срока погашения этих ценных бумаг.
Говоря об условных обязательствах Киева, уровень которых оценивается как "высокий" из-за накопленной кредиторской задолженности коммунальных предприятий, S&P включает в них также оставшуюся часть еврооблигаций ($101 млн), реструктуризация которых еще не завершена.
По оценкам агентства, остатки денежных средств на счетах бюджета в последние 12 месяцев составляли в среднем 4,4 млрд грн (около $150 млн). S&P уточняет, что с учетом дефолтной истории центрального правительства, применяет консервативный подход и корректирует сумму остатков на 50%, поскольку эти средства находятся на счетах в Государственном казначействе Украины и доступ к ним может быть ограничен.
"Даже с учетом этой корректировки коэффициент покрытия расходов на облуживание и погашение долга будет превышать 100% в ближайшие 12 месяцев", – указано в отчете.
S&P добавляет, что может понизить рейтинги Киева в случае понижения суверенных кредитных рейтингов Украины, более низких по сравнению с ожидаемыми финансовыми показателями города или наращивания коммерческого долга после получения специального разрешения от центрального правительства.
"По нашему мнению, позитивное рейтинговое действие в отношении Киева в настоящее время маловероятно", – отмечено в отчете.