Дело "Татнефти" против Украины используется как инструмент гибридной войны – глава Минюста
Дело о взыскании российской "Татнефтью" с Украины по решению Лондонского арбитража компенсации $112 млн плюс проценты за потерю доли в "Укртатнафте" используется как инструмент гибридной войны, заявил министр юстиции Украины Денис Малюська.
"С большой долей вероятности Россия использует это решение как оружие, то есть "Татнефть" не ставит своей целью сто с чем-то миллионов взыскать. Их, скорее, интересует сам процесс нанесения нам разнообразных убытков", – сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Министр признал, что в этом деле есть несколько сложных моментов, в частности, то, что сам спор был проигран давно – в 2014 году.
"То, что дальше происходит, это попытка россиян эти средства взыскать. И то, попытки очень странные, потому что они в нескольких юрисдикциях пытаются признать это решение арбитража и средства взыскать, но при этом не заявлялись в Украине, не пытались здесь его признать", – пояснил глава Минюста.
По его словам, "Татнефть", которая очень серьезно завязана на государственную "Роснефть", пропустила сроки признания и выполнения решения арбитража на территории Украины.
"В принципе, если бы они сразу пришли, признали и заявили к исполнению, думаю, что оно уже было бы выполнено. У нас сейчас нет даже процедуры для того, чтобы мы выполнили решение арбитража без его признания на территории Украины", – констатировал Малюська.
Он считает, что эта история уже значительный период времени перестала быть экономической и стала политической, потому что многие шаги россиян по этому делу нельзя объяснить коммерческим интересом.
"Это тоже может быть геополитической историей. Если это коммерческая история, то признаем, идем в Украину, мы платим и этот вопрос закрываем. А здесь совсем другая история и требования", – сказал глава Минюста, не став раскрывать возможные риски для Украины.
"Укртатнафта" создана в соответствии с указами президентов Украины и Татарстана в 1994 году на базе Кременчугского НПЗ. Ранее 18,296% акций НПЗ принадлежало структурам, близким к "Татнефти", еще 28,7788% - Минземимущества Татарстана.
"Татнефть" утратила оперативный контроль над Кременчугским НПЗ в октябре 2007 года, когда возглавлявший "Укртатнафту" в 2003-2004 гг. Павел Овчаренко по решению украинского суда о восстановлении в должности вновь приступил к руководству предприятием, тогда как отстраненный руководитель Сергей Глушко заявил о силовом захвате НПЗ. "Татнефть", являвшаяся основным поставщиком сырья на предприятие, прекратила поставки нефти.
Затем у предприятия появились новые акционеры, близкие к украинской группе "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова и Александру Ярославскому. В результате судебных разбирательств доля татарстанских акционеров в ЗАО была практически обнулена, и появился новый крупный акционер, связанный с группой "Приват", - ООО "Корсан".
"Татнефть" предъявила иск Украине в мае 2008 года на основании российско-украинского соглашения о защите инвестиций, заключенного в 1998 году, в связи с захватом "Укртатнафта" в октябре 2007 года и экспроприации акций "Татнефти" в "Укртатнафте". Российская компания выиграла дело: международный арбитраж в июле 2014 года обязал Украину выплатить ей компенсацию в размере $112 млн плюс проценты.
В 2017 году "Татнефть" обратилась в суды США, Великобритании и РФ с заявлением о взыскании с Украины $144 млн. Позже Федеральный суд в Вашингтоне подтвердил решение и добавил проценты: общая сумма к взысканию достигла $173 млн.
На днях Bloomberg сообщил, что Украина просит суд США заблокировать ходатайства "Татнефти" о вызове в суд представителей 52 банков в рамках рассмотрения этого дела. По мнению украинской стороны, инициированные "Татнефтью" повестки "являются предлогом для требования конфиденциальной информации в то время, когда Россия собирает войска вдоль границы".
Отмечается, что судебные повестки были направлены, в частности, в Citigroup Inc., JPMorgan, Credit Suisse, Danske Bank и Резервный банк Австралии. По словам выступавших в суде официальных лиц Украины, повестки Татнефти содержат запросы на информацию, не относящуюся к делу, в том числе "об активах и финансовых операциях Украины и третьих сторон, играющих ключевую роль в таких стратегических отраслях, как оборона, энергетика, транспорт и связь".