Вопрос платежного баланса должен рассматриваться с базовым предположением достаточного международного финансирования - Пышный
Национальный банк Украины (НБУ) в своих решениях по политике, в том числе в отношении платежного баланса, вполне оправданно может закладывать в свой макроэкономический прогноз достаточное международное финансирование как базовое предположение, так как вероятность реализации его превышает 50%, отметил глава НБУ Андрей Пышный.
"В этом случае общая картина сильно отличается от довоенной, и одного дефицита текущего счета недостаточно для выводов о вероятности кризиса платежного баланса. Более того, даже по учебнику, если высокий дефицит текущего счета финансируется, например, притоком прямых инвестиций, то вероятность кризиса значительно ниже, чем когда финансирование обеспечивается долговым капиталом, еще и краткосрочным", - написал он в колонке на сайте агентства "Интерфакс-Украина".
Пышный отметил, что именно поэтому, например, странам Центрально-Восточной Европы в 2000-х годах, несмотря на высокие дефициты текущего счета, которые финансировались прежде всего притоком прямых иностранных инвестиций, удалось избежать кризисов платежного баланса.
Глава Нацбанка отметил, что именно поэтому для прикладного анализа внешней устойчивости довольно часто используется понятие широкого базового баланса, объединяющего сальдо текущего счета и прямые иностранные инвестиции, и подчеркнул, что внешнее финансирование выравнивает платежный баланс.
"Широкий базовый баланс учитывает отдельные элементы международного финансирования, которые не предусматривают опасности разворота потоков капитала по меньшей мере в среднесрочной перспективе (три-пять лет). Так, сейчас одним из основных источников внешней помощи для Украины являются кредиты по программе ERA, которые будут погашаться за счет доходов от обездвиженных активов России. Также с 2026 года рассчитываем на получение средств по репарационному займу", - подчеркнул Пышный.
Он считает, что, по сути, такие поступления являются инвестицией партнеров в общеевропейскую безопасность, и это мнение разделяют в последнем номере журнала The Economist "Почему финансирование Украины - это огромная возможность для Европы", где объясняется важность этого финансирования для смещения геополитического баланса силы в пользу Европы.
"И если рассматривать средства поддержки Украины как гранты (или инвестиции), что точнее отражает их настоящую экономическую природу, то текущий счет будет сбалансированным или даже покажет профицит", - подытожил глава НБУ.
Он добавил, что когда дефицит текущего счета сочетается с прямыми иностранными инвестициями и концессионными поступлениями, такими как займы макрофинансовой помощи (MFA) от Европейской Комиссии, или долгом, который будет погашаться из внешних источников, таким как ERA Loans, скорректированный широкий базовый баланс становится положительным и формирует дополнительную базу для наращивания международных резервов.
Пышный убежден, что такое толкование наиболее точно отражает характер поддержки, которую получает Украина и согласуется с растущим признанием стратегической роли Украины как оборонного актива ЕС и восточного оплота Европы.
"Означает ли такой анализ, что Украина может спокойно выдохнуть относительно экономических проблем? Однозначно - нет. Задача мобилизации как внутренних, так и внешних ресурсов на нужды обороны и восстановления никоим образом не потеряла актуальности. В то же время такая интерпретация платежного баланса Украины во время полномасштабной войны дает возможность ставить правильные диагнозы и предлагать уместные рецепты вместо стандартных решений, которые не учитывают войну", - подытожил руководитель центробанка.
В последнем макропрогнозе НБУ в конце октября этого года, прогноз дефицита текущего счета в этом году был увеличен до $36,6 млрд с $34,6 млрд по сравнению с $15,1 млрд в прошлом году и $9,6 млрд - в 2023 году. Нацбанк также несколько ухудшил оценки такого дефицита на 2026-2027 годы - соответственно до $35,3 млрд и $38,4 млрд.
В то же время НБУ ожидает по результатам этого года профицит сводного платежного баланса - $7,8 млрд после сбалансированного прошлого года. На следующий год Нацбанк закладывает дефицит в $1,7 млрд, а на 2027 год - профицит $6,2 млрд.
НБУ также повысил прогноз международных резервов на 2026 год с $44,7 млрд до $52,2 млрд, на 2027 год - с $45,2 млрд до $59,2 млрд, ожидая стабильного поступления международного финансирования, в том числе за счет "репарационного займа" на основе обездвиженных российских активов.