Интерфакс-Украина
10:50 30.06.2025

Спецтрибунал по преступлению российской агрессии против Украины дополняет существующие механизмы правосудия - юрист

5 мин читать
Спецтрибунал по преступлению российской агрессии против Украины дополняет существующие механизмы правосудия - юрист

Специальный трибунал для расследования преступления российской агрессии против Украины дополняет существующие механизмы правосудия, становится критически важным шагом для утверждения принципа верховенства права в международных отношениях и обеспечения неотвратимости наказания за тяжкие международные преступления, считает адвокат АО Barristers Виктория Загоруй.

Комментируя агентству "Интерфакс-Украина" правовую сторону создания спецтрибунала, она отметила, что "трибунал является временным международным судебным органом (ad hoc), созданным с конкретной целью: расследование и судебное преследование лиц, ответственных за совершение этого ключевого преступления". При этом устав спецтрибунала уточняет, что "преступление агрессии" означает планирование, подготовку, инициирование или выполнение лицом, которое имеет возможность эффективно осуществлять контроль над политическими или военными действиями государства или руководить ими, акта агрессии, который по своему характеру, тяжести и масштабу является явным нарушением устава ООН.

"Необходимость создания такого органа обусловлена наличием так называемого юрисдикционного пробела в международном праве. Основное препятствие для расследования преступления агрессии в национальных судах или в Международном уголовном суде - это иммунитет высших должностных лиц (главы государства, правительства, министра иностранных дел), который защищает их от иностранной юрисдикции во время пребывания в должности. Спетрибунал, который будет действовать от имени международного сообщества и создается под эгидой Совета Европы, предназначен именно для того, чтобы преодолеть этот иммунитет", - подчеркнула юрист.

Загоруй отметила, что "этот механизм позволит привлечь к ответственности высших руководителей государства-агрессора, независимо от их текущего статуса".

Кроме того, механизм спецтрибунала предусматривает прямую и неоспоримую юрисдикцию над преступлением агрессии, которая позволяет преследовать руководство Российской Федерации, несмотря на то, что РФ не является стороной Римского статута.

Также спецтрибунал будет иметь международную правосубъектность, а не статус гибридной или национальной структуры, предусматривает возможность заочного судопроизводства (in absentia proceedings), которое "позволяет осуществлять правосудие даже в случае, если обвиняемые не будут физически присутствовать в зале суда", а также означает, что "амнистия, предоставленная любому лицу, подпадающему под юрисдикцию спецтрибунала, не является препятствием для уголовного преследования".

"Это крайне важно, поскольку это предотвращает то, чтобы национальные амнистии или амнистии третьих сторон могли помешать правосудию за преступление агрессии. Следовательно, создание спецтрибунала является историческим шагом, который четко устанавливает ответственность для высших должностных лиц за преступление агрессии, полностью игнорируя их персональные иммунитеты", - сказала она.

Комментируя соотношение спецтрибунала и Международного уголовного суда (МУС), Загоруй отметила, что "это разные, но комплиментарные институты". Так, в частности, МУС имеет юрисдикцию в отношении четырех основных международных преступлений: геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступление агрессии.

Украина признала юрисдикцию МУС в отношении преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных на ее территории, путем подачи двух заявлений в соответствии со статьей 12(3) Римского статута. Это позволяет прокурору МУС расследовать и преследовать эти категории преступлений.

В то же время юрисдикция МУС в отношении преступления агрессии является ограниченной. Согласно Кампальским поправкам к Римскому статуту, МУС может рассматривать это преступление только при условии, если государство-агрессор и государство-жертва являются участниками Римского статута и ратифицировали эти поправки, а также при условии, что дело передается на рассмотрение МУС Советом Безопасности ООН.

"Поскольку ни Украина, ни РФ не ратифицировали Римский статут и поправки по агрессии, а РФ как постоянный член Совета Безопасности ООН имеет право вето, МУС не может самостоятельно начать преследование за это конкретное преступление. Это и создает тот самый юрисдикционный пробел, который призван заполнить специальный трибунал. Он не будет дублировать работу МУС, а будет дополнять ее, обеспечивая всесторонний охват преступлений, совершенных во время агрессии", - пояснила Загоруй.

Она подчеркнула, что МУС расследует военные преступления, преступления против человечности и геноцид, совершенные на территории Украины, и это касается конкретных действий: убийств гражданских, пыток, депортаций, разрушения гражданской инфраструктуры и тому подобное. Ответственность за них могут нести как рядовые исполнители, так и их командиры.

В то же время специальный трибунал сосредоточится исключительно на преступлении агрессии, то есть на самом факте планирования, подготовки, инициирования и ведения захватнической войны. Ответственность за это преступление несет исключительно высшее политическое и военное руководство государства-агрессора.

Также Загоруй отметила, что взаимодействие спецтрибунала и МУС будет базироваться на принципе ne bis in idem (никто не может быть наказан дважды за одно и то же деяние), который является фундаментальным в международном праве.

"Лицо не может быть осуждено дважды за одно и то же преступление. Однако одно и то же лицо может быть осуждено за различные преступления. Например, чиновник может быть осужден спецтрибуналом за преступление агрессии (за приказ начать войну), а также этот же чиновник может быть осужден МУС за преступления против человечности (например, за политику депортации детей) или за военные преступления (за приказы о неизбирательных обстрелах городов)", - пояснила юрист.

Она отметила, что специальный трибунал может заключать соглашения или практические договоренности с МУС для обеспечения эффективного осуществления их соответствующей юрисдикции. В частности, каждый раз, когда лицо, на которое выдан ордер на арест МУС, содержится под стражей в следственных изоляторах МУС, спецтрибунал предоставляет приоритет производству в МУС.

"Деятельность судов будет скоординированной, чтобы обеспечить всеобъемлющее правосудие и полную ответственность за все категории международных преступлений. Фокусируясь исключительно на преступлении агрессии, трибунал имеет целью привлечь к ответственности высшее руководство РФ, тех, кто несет ответственность за само решение начать войну. Для жертв войны, пострадавших от конкретных преступлений, таких как разрушение имущества или незаконное заключение, механизмами правосудия остаются национальные суды Украины и МУС, которые уже активно работают над документированием и расследованием этих преступлений", - подчеркнула Загоруй.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Зеленский анонсировал разговоры с руководителями ЕС относительно дополнительного финансирования для производства дронов и совместных производств

Зеленский обсудит с главой МИД Германии увеличение поставок ПВО

Глава МИД Германии считает, что первый кластер в переговорах о вступлении Украины в ЕС может быть открыт под председательством Дании

Бюджетная декларация построена на девальвации до 44,8 грн/$1 на конец 2026 г. и 45,8 грн/$1 на конец 2028 г.

Зеленский: В ЕС близки к 18-му пакету санкций, но пока есть недоразумения с официальным Будапештом

Зеленский надеется, что большую часть финансовой помощи от Германии можно будет выделить на украинское производство

Правительство подтвердило отсрочку участникам проекта "Контракт 18-24" после службы - Минобороны

Оккупанты после выходных активизировались на новопавловском направлении

Спикер Рады и министр иностранных дел Германии обсудили необходимость усиления санкций против РФ

Задокументированные миссией ООН преступления РФ требуют международной реакции - МИД

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА