Введение электронных паспортов может привести к созданию в Украине полицейского государства - эксперт
Эксперт-демограф считает, что закон о введении в Украине электронных паспортов создаст больше проблем, чем облегчит жизнь украинцев.
"Этот закон направлен в основном на печатание документов, а не создание Единого государственного демографического реестра", - сказал эксперт Института демографии и социальных исследований Александр Гладун на пресс-конференции в четверг в Киеве.
В частности, анализируя положения законопроекта, касающиеся введения электронных паспортов, он отметил, что в эту карточку, согласно закону, не планируется вносить информацию о месте проживания. "Это сразу создает проблемы для людей с подтверждением места их проживания", - пояснил эксперт, отметив, что на данный момент подтверждения места проживания требуют во многих учреждениях, начиная от банков.
Кроме того, по его словам, в данной карточке предполагается содержание электронного носителя информации, однако закон "не регламентирует, какая информация будет содержаться на этом электронном носителе".
Вместе с тем, как отметил А.Гладун, закон устанавливает, что Единый государственный демографический реестр формируется на основе ведомственных информационных систем. Например, по его словам, существует база данных нотариусов либо база данных органов внутренних дел, либо другие базы данных, в которых содержится информация о гражданах Украины. "Если кто-то захочет включить ведомственную информацию о человеке в Единый государственный демографический реестр - он это сделает", - сказал эксперт.
По его словам, принятие и введение этого закона грозит "созданием полицейского государства", когда о каждом человеке будет собираться любая информация.
Еще одной проблемой А.Гладун назвал утечку информации, собранной о человеке в том же Едином государственном демографическом реестре, когда такую информацию можно будет также использовать в любых целях. То же касается информации, которая будет содержаться на электронном чипе в электронном паспорте, где есть биометрические данные каждого человека, существует опасность того, что эти данные будут использованы против его воли.
Кроме того, по словам эксперта-демографа, закон устанавливает, что бумажные паспорта, которые были выданы гражданам Украины до введения электронных паспортов, будут действовать до конца срока их действия. Однако, по его мнению, скорее всего, будет "принудительный переход на электронные карточки".
А.Гладун также сомневается, что демографы смогут использовать единый демографический реестр для проведения той же переписи населения, поскольку на данный момент возникают вопросы о том, будет ли информация, собранная в реестре полной и будет ли этот реестр поддерживаться в актуальном состоянии и постоянно обновляться.
Он подчеркнул, что еще один вопрос, связанный с реализацией этого закона – как будут оборудоваться все государственные учреждения и любые другие учреждения приборами, которые позволят считывать информацию, содержащуюся в электронном паспорте гражданина. При этом, эксперт подчеркнул, не известно, сколько необходимо потратить государственных средств на введение этого закона.
2 октября Верховная Рада Украины приняла закон о Едином государственном демографическом реестре, предусматривающий внедрение электронных паспортов для украинцев.
Закон, в частности, предусматривает введение электронных паспортов - документов с электронным носителем биометрической информации для выезда за границу в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ІCАО).
Законом предлагается установить, что паспорт гражданина Украины изготавливается в форме карточки, содержащей бесконтактный электронный носитель информации, при чем выдается он не позднее, чем через 30 календарных дней со дня оформления заявления-анкеты на его получение. В электронный паспорт вносится: название государства, название документа, фамилия и имя лица, пол, гражданство, дата рождения, уникальный номер записи в реестре, номер документа, дата окончания срока действия документа, дата выдачи документа, выдавший документ уполномоченный орган, место рождения, фотография и подпись лица. В паспорт по письменному заявлению могут быть внесены данные родителей или опекунов лица.