Киев намерен разработать приемлемый для всех сторон механизм отвода артиллерии калибром менее 100 мм и минометов - Марчук

Представитель Украины в рабочей подгруппе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы, экс-премьер страны Евгений Марчук заявляет, что перед их подгруппой стоит задача разработать процедуру всеохватывающего огня по всей линии конфронтации (426 км).
"Задача непростая - разработать процедуру всеобъемлющего прекращения огня по всей линии конфронтации - это 426 километров. Мы должны разработать взаимоприемлемый для всех сторон механизм отвода и подконтрольного для СММ ОБСЕ хранения тяжелых вооружений: танков, артиллерии калибром менее 100 миллиметров и минометов, включая 120-миллиметровый калибр. Для Украины это отвод от нынешней линии конфронтации на 15 километров, а для противоположной стороны - на 15 км от линии, определенной Минским договоренностям 5 сентября 2014 г.", - рассказал Е.Марчук в интервью интернет-изданию "Украинская правда", опубликованном в четверг.
Таким образом, по его словам, можно будет создать своеобразную зону безопасности от тяжелых вооружений шириной от 30 до 60 км и длиной 426 км, то есть отвести тяжелые вооружения на дистанции за пределы расстояния их взаимного поражения.
"Та сторона предлагает отводить все виды вооружений по всей линии одновременно. Украинская сторона настаивает на поэтапном отводе: сначала танки, потом артиллерия и потом минометы. Аргументация сложная и базируется на взаимном недоверии сторон и современной военной практике. Согласовано, что только СММ ОБСЕ должна обеспечить надежный контроль всего процесса отвода тяжелых вооружений и надежную верификацию с учетом 426-километровой линии конфронтации. Здесь дискуссия почти завершена", - пояснил представитель в подгруппе.
По его словам, отводить тяжелое вооружение предлагается следующим образом: после подписания документа должны быть два дня полной тишины, только потом - отвод танков. Но сначала стороны должны официально сообщить СММ ОБСЕ, когда, сколько, каких именно танков, по каким маршрутам и в какие места хранения отводить, составив инвентаризационные списки с их заводскими номерами, рассказал Е.Марчук.
В то же время он констатирует: "В результате длительных дискуссий отработанный механизм действий сторон в случае, если один участник переговоров начал отвод танков, а другой затормозил этот процесс. Или если во время отвода одна из сторон начала интенсивный обстрел".
Он также подчеркнул, что российская сторона несколько раз прибегала к демаршам как на уровне трехсторонней контактной группы, так и на уровне рабочих групп. "Однажды даже демонстративно уходила из переговоров группы по безопасности. И только благодаря усилиям председателя СММ ОБСЕ в Украине посла Апакана, переговоры удавалось восстановить", - привел пример Е.Марчук.
Относительно установившегося в настоящее время перемирия в зоне АТО он отметил: "Нынешнее относительное затишье, которое началось с началом учебного года, является продуктом усилий всех уровней и всех сторон… Это очень хорошо, что обстрелы почти прекратились. Но ситуация еще очень хрупкая и далека от нормализации. Напряжение на линии соприкосновения отнюдь не уменьшилось. Работы еще очень много для всех".