Следователи Финляндии, Швеции и Эстонии за продолжение расследования причин гибели парома Estonia
![Следователи Финляндии, Швеции и Эстонии за продолжение расследования причин гибели парома Estonia](https://media.interfax.com.ua/media/thumbs/images/2020/12/y6NVReL4N1-5.jpg)
Органы по расследованию несчастных случаев Финляндии, Швеции и Эстонии высказались за проведение новых погружений для расследования причин гибели парома Estonia в 1994 году, которое является кораблекрушением с самым большим числом жертв в Балтийском море в мирное время.
Интерес к новому исследованию вызван вышедшим в сентябре документальным фильмом "Estonia - находка, которая изменит все", в котором впервые были показаны два ранее необнаруженных разлома в корпусе судна. Следственные органы трех стран хотят провести расследование, в том числе, того, откуда взялись дыры в корпусе Estonia, сообщил в пятницу портал телерадиовещания Финляндии YLE со ссылкой на шведскую телерадиокомпанию SVT.
Как ожидается, в пятницу управление по расследованию несчастных случаев Швеции намерено обратиться к правительству с проектом поправки к закону о могильном покое, запрещающему погружение к парому как месту захоронения останков погибших.
Паром Estonia затонул в ночь на 28 сентября 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм. На его борту находились 989 членов экипажа и пассажиров. Были спасены только 138 человек, один из которых позже умер в больнице. Погибли и пропали без вести 852 человека, обнаружены тела лишь 94 погибших. Эстонско-шведско-финляндская межправительственная комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стало отвалившееся в условиях сильного шторма запорное устройство носового визора.
Показанные в документальном фильме разломы корпуса судна подтверждает версию о том, что к гибели Estonia привело не только отвалившееся запорное устройство, но и дыра в корпусе, которая ускорила крушение. Ранее власти стран, которые принимали участие в расследовании катастрофы, опровергали эти утверждения, сообщала шведская газета Aftonbladet.
Гибель парома вызвала много вопросов. Появились предположения о столкновении с подводной лодкой, о перевозке российского оружия на его борту, взрыве на борту судна, попытке утопить якобы находившийся на борту грузовик с секретным грузом, доставшимся от покинувших Эстонию российских вооруженных сил. У многих вызвал недоумение поспешно заключенный договор между Эстонией, Финляндией и Швеций, запрещающий погружения в районе гибели парома и высказывающийся за закрытие останков судна песком или бетоном (что не было выполнено - ИФ).
В последнее время родственники погибших неоднократно поднимали в правительственных и судебных инстанциях вопрос о необходимости дополнительного расследования причин гибели парома и необходимости новых погружений к останкам судна. Все их требования отклонялись со ссылками на закон о покое погибших.
Однако премьер-министр Эстонии Юри Ратас после показа документального фильма отправился с рабочими визитами в Финляндию и Швецию, после чего выступил с предложением провести дополнительное расследование и пригласил принять в нем участие официальные Хельсинки и Стокгольм.
1 октября правительство приняло решение начать расследование ранее не задокументированных фактов и предложило принять в нем участие Швеции и Финляндии. Между тремя странами начались консультации по закону о могильном покое и других юридических документах, препятствующих углубленному расследованию.