Экс-посол США в НАТО Даалдер: Украина может стать членом Альянса даже с временно оккупированными территориями

Экс-посол США в НАТО Иво Даалдер (Ivo Daalder), который сейчас возглавляет Чикагский Совет по глобальным делам, убежден, что Украина может стать членом альянса даже со временно оккупированными территориями.
Такое мнение он изложил в эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина».
Отметив, что среди союзников «растет осознание того, что война может закончиться только с членством Украины в НАТО», Даалдер сказал: «Альтернативы нет. Дилемма… заключается в следующем: если вы связываете членство с окончанием войны, что многие бы хотели, и, откровенно говоря, президент Зеленский это сказал, вы даете России стимул продолжать эту войну. Но теперь есть более глубокое понимание того, что реальность членства в НАТО может изменить характер конфликта, превратив его из военного в политический. Я не разговаривал с президентом (Байденом), но моя оценка из того, что он сказал, и от людей, которые разговаривали с ним, такова, что он пришел к пониманию того, что есть надежда, что контрнаступление будет стратегически успешным, и в этот момент есть перспектива более быстрого перехода к вступлению Украины в НАТО или хотя бы приглашению. Это мое мнение, которым я также поделился с другими в Белом доме. Они не обязательно поддерживают это, но им об этом известно, и сейчас продолжается очень активное обсуждение».
При этом экс-посол отрицательно ответил на вопрос о том, что речь идет о замороженном конфликте. «Речь идет о конфликте, который не решается военным путем. Лучшей аналогией может быть Япония: у США есть двустороннее соглашение по Статье 5 с Японией, которое не распространяется на северные территории, оккупированные Россией после окончания Второй мировой войны. Договор прямо ограничивает Статью 5 «территориями, управляемыми Японией». Германия – еще один пример (в 1955 году ФРГ стала членом НАТО, в то время как ГДР входила в соцлагерь – ИФ-У). Подумайте о прибалтийских государствах, включенных в состав Советского Союза на 50 лет. Предполагается, что на самом деле очень маловероятно, что вы сможете добиться полного освобождения всей территории Украины до границ 1991 года военным путем без прямого военного вмешательства стран, которые не желают этого делать, то есть всего НАТО», - обосновал он свое мнение.
Даардер также считает, что в ходе контрнаступления «у Украины еще есть перспективы добиться достаточных успехов, чтобы держать под угрозой сухопутный мост в Крым, что, в конечном счете, является стратегической целью, плюс освободить Запорожскую атомную электростанцию». «Это две основные стратегические цели. Это не то же самое, как вернуться к границам 2022 года, но то же самое с точки зрения стратегического воздействия. Это означает, что поставки в Крым могут осуществляться только через Керченский мост, который сам по себе уязвим и будет оставаться уязвимым. Я по-прежнему считаю, что это стратегическая цель, которая может быть достигнута только военным путем, и если она не будет достигнута в этом контрнаступлении, реальный вопрос заключается в том, существует ли другой способ в другое время, позже, чтобы достигнуть эту цель. Но я не думаю, что вы увидите освобождение Мариуполя. В то же время можно выйти к Азовскому морю и можно перерезать автомобильное и железнодорожное сообщения», - обрисовал экс-посол свое видение.
По его словам, в случае достижения этих целей «имеет смысл начать дискуссию с украинским правительством о его целях». «У Украины есть выбор. Она может продолжать воевать и надеяться, что сможет освободить всю территорию, удерживая остальную страну в военном положении, не в состоянии обеспечить свой народ, или, если удастся убедить русских, что очень важно, локализовать конфликт, и тогда большая часть наиболее производительной Украины может быть реконструирована и подготовлена к интеграции с Западом как в военном плане, так и в плане безопасности, а также в политическом и экономическом плане… Я хочу использовать членство в НАТО, чтобы побудить Украину сосредоточиться на своем будущем и посмотреть, сможет ли она решить возвращение своей территории политическими, а не военными средствами, но как полноправный член НАТО и как полноправный член Европейского Союза», - детализировал Даалдер.
Даалдер - специалист по вопросам европейской безопасности, был сотрудником Совета национальной безопасности США при администрации президента Билла Клинтона и одним из советников по внешней политике президента Барака Обамы во время его президентской кампании 2008 года.