Если найдется тот, кто консолидирует активы на рынке фиксированного ШПД, мы с удовольствием рассмотрим их покупку даже по более высокой цене
Интервью с генеральным директором "МТС Украина" Иваном Золочевским
Вопрос: Последние озвученные финансовые результаты вашей компании показали рост по большинству показателей. Что к этому привело? И какой стратегии в будущем планируете придерживаться, чтобы показывать рост?
Ответ: Результаты хороши не сами по себе. Важно то, что они являются следствием стратегии, которую мы реализовывали в течение последних 2,5-3 лет, что они стабильны, а не случайны.
Главной причиной высоких показателей является то, что мы концентрировались на привлечении качественной абонентской базы, подключали тех абонентов, которые говорят и которые верят нам. Наши конкуренты, борясь за долю рынка, зачастую используют какие угодно методы и, соответственно, показывают свои абонбазы такими, какими им хотелось бы их показать.
Вторая причина заключается в том, что наша последовательная политика привела к фундаментальным изменениям в обмене трафиком между операторами. Мы начали существенно выигрывать в балансе обмена трафиком с "Киевстаром" и "Астелитом". Это означает, что мы ведем более успешную коммерческую политику, которая позволяет увеличивать объемы трафика абонентов внутри сети, обслуживать который дешевле, нежели трафик на другие сети. В этой сфере мы оказались просто более успешными.
Вопрос: Какова ваша дальнейшая стратегия развития компании?
Ответ: Дальнейшее сложно предсказывать, потому что, судя по всему, мы сильно напугали конкурентов своими результатами. Один из них даже начал копировать наши действия - повторять наши маркетинговые ходы, называть свои тарифные планы такими же названиями как у нас, перестраивать свою систему дистрибуции аналогично нашей. В принципе, понятная стратегия: не умеешь придумать сам – копируй успешные практики конкурентов. Для нас это просто немного иной виток конкурентной борьбы. Но мы двигаемся дальше - работаем над новыми идеями, что отличает компанию, слоган которой "На крок попереду". Скоро увидите, что мы придумали.
Вопрос: Хорошо. Тогда вопрос по поводу летнего сезона. Как он прошел?
Ответ: Лето отличное. Во-первых, мы очень хорошо отработали Евро-2012. Мы тщательно готовились к нему и в техническом, и в маркетинговом плане и в итоге собрали и обслужили такое количество трафика, которое не ожидали.
Помимо Евро, мы отлично отработали летний туристический сезон. В этом году в нашу сеть на юге Украины подключилось в 2 раза больше абонентов, чем в прошлом, трафик вырос в 2,5 раза. С одной стороны - повезло, видимо, Турция подорожала, и в Украину стало приезжать больше туристов из России и СНГ. С другой стороны, наша сеть была готова к тому, чтобы обслужить такое количество туристов и трафика. У нас было много работы, но мы довольны этим летом.
Вопрос: А что касается наших туристов выезжающих за границу? Насколько востребованными были услуги роуминга?
Ответ: По сравнению с прошлым годом объемы трафика в роуминге увеличились, особенно услуги передачи данных. В прошлом году мы обновили линейку тарифных предложений для роуминга, услуги стали дешевле. И если рост выручки не очень впечатляет, так как мы обслуживаем больше трафика за меньшие деньги, то количество туристов, которые выезжают с нашими SIM-картами за границу, выросло на 17%. На такой рост мы, в определенном смысле, не рассчитывали. Наверное, это свидетельствует о платежеспособности украинцев, выезжающих за границу, с одной стороны, и о большей доступности наших тарифов, с другой.
Вопрос: Давайте перейдем к вопросу о развитии вашей компанией услуг фиксированного ШПД. У вас были пилотные проекты, планы покупки провайдеров. Что на данный момент в этом вопросе?
Ответ: Мы провели много переговоров, встречались с большим количеством компаний. В Киеве, в Днепропетровске, в Одессе, в Донецке, в Крыму. Я лично принимал участие в переговорах с несколькими десятками компаний. То есть мы проделали много работы, но, как ни странно, ничего не купим в ближайшее время. В целом, тенденция на рынке плохая. Момент, когда этот рынок станет интересным для инвесторов, еще не наступил. Высокие риски в стране, рынок не консолидирован, нет крупных провайдеров, низкий уровень качества менеджмента в большинстве компаний – все эти факторы делают рынок фиксированного шпд не очень привлекательным для инвестирования. Мы – структурированная компания, мы нацелены на нормальное и прозрачное инвестирование в проекты, которые мы ведем, на определенный менеджерский потенциал и навыки, которые позволят доверить менеджменту инвестиции. Поэтому пока мы решили сосредоточиться на мобильном бизнесе.
Вопрос: А чем подобные активы отличаются от активов в России? Там МТС скупает активы..
Ответ: В России скупка таких активов, в основном, прошла. Разница с Украиной заключается в том, что в России крупные фиксированные операторы и интернет-провайдеры уже перешли к легальной модели бизнеса и работают "по-белому". На украинском рынке есть исключения, но в целом конкурентоспособность провайдеров фиксированного шпд заключается в не совсем легальной модели извлечения доходов, когда используется сервер с нелегальным контентом, нелегализованные сооружения связи и каналы передачи данных, воздушные подвесы и т.д. Все сделано кое-как, на старом оборудовании, при этом компания генерирует какой-то денежный поток, но в сравнении с нашим мобильным бизнесом он не вызывает никакого интереса. Думаю, если кто-то консолидировал бы эти активы, привел их в состояние нормального прозрачного бизнеса, мы бы с удовольствием рассмотрели их покупку даже по более высокой цене.
Вопрос: Раньше активно ходили разговоры, что МТС планирует купить "Волю".
Ответ: Разговоры всегда ходят. Конечно, мы друг друга знаем. Гендиректор "Воли" – бывший генеральный директор нашей компании. Но практических разговоров (на уровне акционеров – ИФ) на эту тему нет.
Вопрос: А почему? "Воля" – не интересный для вас актив?
Ответ: Насколько мне известно, "Воля" не хочет продаваться. Очевидно, верят, что они и сами молодцы. Наверное, так оно и есть.
Вопрос: Хорошо. У вас еще был второй сценарий развития ШПД-услуг – самим строить сеть.
Ответ: В мобильном бизнесе мы – национальный игрок. В фиксированном бизнесе у нас нет национальных амбиций, но компетенцию, которая характеризует универсального оператора, мы будем приобретать и накапливать. У нас есть бизнес под названием "Комстар Украина". Компания маленькая, и она нам нужна ровно для того, чтобы быть там, где мы хотим быть. Например, предоставлять услуги фиксированной связи корпоративным клиентам, в отдельных местах и т.д. То есть мы бизнес развиваем, сети строим, но не превращаем это в национальную идею.
Вопрос: То есть строить так масштабно как ваш конкурент вы не будете?
Ответ: Не будем.
Вопрос: Расскажите как обстоят дела с продажей/покупкой "ТриМоба"? А также прокомментируйте, пожалуйста, появившуюся в СМИ информацию о планируемой покупке группой СКМ доли в "Укртелекоме".
Ответ: Переговоры с нами (о продаже "ТриМоба" – ИФ) характеризуются одним интересным фактом – их отсутствием. Я могу предположить, что это является свидетельством того, что есть какие-то другие сценарии. Сегодня мы – наблюдатели в этом процессе, но готовы вернуться к фазе обсуждения, потому что я считаю, что в ближайшие год-полтора конкуренция в 3G еще может сделать свое позитивное дело. Потом будет поздно. Мы с удивлением смотрим на происходящее: конкурса нет, военные частоты под вторую лицензию не дают, процесс застопорился. Мы как в зале ожидания…
Вопрос: В свете возможной покупки группой СКМ доли в "Укртелекоме" высказывалась идея, что СКМ может передать "ТриМоб" под управление своего мобильного бизнеса – "Астелита". Как вы относитесь к такой идее?
Ответ: Я не знаю, что там за прекрасные идеи, но я могу сказать одно: 3G – это очень дорогостоящий проект, если строить нормальную сеть и извлекать из нее доход. Минимум $1 млрд, по нашим оценкам.
Если у кого-то из операторов в Украине и есть такие деньги, то нет особого желания их вкладывать. Поэтому мне сложно это комментировать. Ясно одно - рассчитывать, что покупка лицензии автоматически приведет к появлению 3G в Украине, не стоит. Опыт разворачивания сети 3G в группе МТС таков: либо у тебя «ковровое» покрытие, и люди начинают пользоваться услугами, либо это отвратительный клиентский опыт, когда абоненты просто начинают ругаться на то, что им предлагается в качестве продукта. Именно по этой причине 3G - такое дорогое удовольствие. Сделать чуть-чуть – не дорого, но «чуть-чуть» не сулит ни рыночных успехов, ни удовольствия у клиентов. В России мы смотрели на 3G совершенно осознанно, понимая, что мы готовы инвестировать такие деньги.
Вопрос: В таком случае, насколько возможно операторам объединиться для строительства совместной сети?
Ответ: Такой опыт в мире существует. Теоретически "ТриМоб" и сейчас может служить агентом для нескольких операторов. Но беда в том, что частотный спектр - не резиновый. Для того, чтобы обслужить абонентскую базу в 50 млн человек, нужен спектр гораздо шире, чем тот, который сейчас находится у какой-то одной компании. В лучшем случае это приведет к дефициту емкости в этой сети и, соответственно, к ограничению возможности ею пользоваться со стороны абонентов разных операторов. Если устраивать дискриминацию, уровень цен никогда не будет разумным. Рынку нужна конкуренция, а не одна лицензия у одного оператора.
Вопрос: Следующий мой вопрос касается Антимонопольного комитета…
Ответ: Это в связи с расследованием? Я нормально смотрю на этот процесс, потому что мы знаем, что мы делаем. У нас были переговоры с комитетом в начале лета, они выдали нам рекомендации, которые мы выполнили. Уже есть результаты – в августе средний счет абонентов, которых затронуло снижение цен, сократился на 11%. То есть наши действия реально повлияли на уменьшение расходов абонентов. Именно об этом нас просили.
Вопрос: Почему тогда АМКУ не удовлетворился вашими объяснениями и возбудил дело?
Ответ: Комитет изучает и комментирует ситуацию с тарифами относительно двух операторов. Мы понимаем, что, скорее всего, это не о нас. Но я доволен тем, что расследованию придали официальный статус. Потому что летом не проводилось детального анализа тарифов и изменений. Сейчас мы предоставили комитету все необходимые материалы. Думаю, комитет разберется, и все будет нормально. Мы в свою позицию верим, никого не обманываем. Если бы это было не так, конкуренция бы свое дело сделала. В целом, тезис о монополизме на рынке мобильной связи сомнителен. Мы точно не монополисты. Я не могу представить человека, который считает МТС монополистом. У любого абонента есть выбор, услугами какого оператора пользоваться, сим-карты продаются на всех углах, и поменять оператора не составляет труда. Мы всегда осознаем этот риск, поэтому в своей коммерческой политике ориентируемся не на какое-то доминирующее положение, а на то, как нас примут клиенты.
Вопрос: А вот не так давно "Астелит" обвинил вас в злоупотребление монопольным положением в Донецком регионе… Были ли у вас запросы от Антимонопольного по этому делу?
Ответ: Запросы были, всю информацию по ним мы предоставили. Ни у одного нашего абонента, я уверен, нет реальных аргументов говорить, что его кто-то заставляет быть абонентом МТС, и что у него нет выбора. Выбор, безусловно, есть. Более того, если говорить о Донецке, то коммерческая политика того же "Астелита" такова, что человек, сменив МТС на Life:), не станет платить больше или меньше. Межсетевой трафик стоит других денег, но в целом за счет низкого уровня цен у "Астелита" абонент не станет платить больше. Это никакая не дискриминация. Мы точно так же себя ведем в тех областях, где мы "маленькие". Есть регионы, в которых наша доля рынка 9%. Это нормальная коммерческая конкуренция.
Вопрос: А что касается дела по поводу роуминговых тарифов? АМКУ озвучивал мысль, что операторы могут быть оштрафованы.
Ответ: Мы - за здравый смысл и веру в то, что люди понимают последствия. Человек, уезжающий в роуминг с нашей сим-картой, точно так же имеет выбор. Он может выбрать сим-карту конкурентов, приобрести гостевую сим-карту, может звонить по Skype, по фиксированному телефону и т.д. Если кому-то кажется, что тарифы завышены, всегда можно проверить их обоснованность.
Вопрос: И последний мой вопрос касается того, что мы уже частично затронули в разговоре. Произойдет ли в Украине пропуск стадии 3G и переход сразу к стандарту связи четвертого поколения (LTE)? И смогут ли объединиться операторы, чтобы строить сеть вместе?
Ответ: Вполне понятно, что в сознании людей, которые в государстве отвечают за частоты и их использование, существует мнение, что сначала нужно разобраться с 3G, а потом строить LTE. Это предполагает определенную последовательность шагов, связанную с конверсией частот, технологической нейтральностью, распределением частот на конкурсной основе. Все это реализуется не за один месяц, есть масса трудностей. Сценарий оказаться сразу в LTE, минуя 3G, в принципе, возможен. Но он не означает, что эра LTE приблизится, он означает, что все это время мы будем без 3G. Технология LTE станет коммерчески привлекательной не раньше, чем поддерживающие ее телефоны будут занимать на рынке долю в 30-40%. Сегодня LTE остается технологией для модемов и не станет массовой, пока ее не будет в смартфоне, что произойдет минимум через 3 года. К тому времени должны быть готовы и частотные диапазоны, и операторское оборудование, должна существовать новая коммерческая модель на рынке. Украинский рынок связи имеет весьма отдаленное отношение к мобильной передаче данных. А мировой тренд уже совсем другой. К примеру, в США уже два крупнейших оператора не тарифицируют голос совсем, а продают только мобильный трафик. Это эволюционная модель, для которой рынок должен созреть. LTE начнет работать там, где будет такая модель. Иначе она будет просто дорогостоящей игрушкой, на которую нужно "выбросить" миллиард, но которая не принесет никакой отдачи. Вопрос: В строительство LTE вложения должны быть такие же, как в UMTS? Ответ: Если развивать LTE как продолжение 3G, то это сравнительно небольшие затраты, потому что новое оборудование, которое сегодня выпускают вендоры, содержит в себе все технологии. Если же строить на базе сети 2G, то инвестиции сравнимы со строительством сети UMTS, но со своими особенности: в LTE требуется исключительно оптика для организации "последней мили". Поэтому для перехода к LTE требуется серьезная реконструкция транспортных сетей. Вопрос: И все-таки смогут ли конкретно украинские операторы объединиться для строительства и эксплуатации сетей. Ответ: Думаю, да. Если коммерчески это будет выгодно и технологически возможно. Вопрос: Какие-то практические переговоры между операторами ведутся сейчас? Ответ: Операторы понимают, что это возможно, и что в случае совместного строительства 3G сети есть шанс вернуть вложенные инвестиции. Но остается вопрос с лицензиями. Здесь много работы и для регулятора рынка. Но при желании операторов участвовать, а инвесторов вкладывать деньги совместно с тем, с кем ты все время конкурировал, это весьма возможный вариант.