Посол Великобритании о Соглашении об ассоциации: ЕС ищет причины, чтобы сказать Украине "да"
Эксклюзивное интервью посла Великобритании в Украине Саймона Смита агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, шансы Украины подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом в ноябре этого года?
Ответ: На данный момент оба варианта представляются возможными. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС может быть подписано на саммите Восточного партнерства в ноябре, но может случиться и так, что этот документ подписан не будет, ведь пока нет никакой гарантии подписания.
Я думаю, что представители ЕС, принимающие решения по данному вопросу, до сих пор не имеют той критической массы уверенности, которая необходима для подписания Соглашения в ноябре. Такова в моем понимании позиция многих стран-членов ЕС, и такова на данный момент позиция британского правительства. Мы надеемся, что в последующие несколько месяцев мы увидим прогресс по вопросам, вызывающим наибольшую обеспокоенность в ЕС. Это позволило бы поднять уровень доверия европейских министров к тому, что существуют достаточные основания для успешности подписания Соглашения.
Вопрос: И все же, если экс-премьер Юлия Тимошенко останется за решеткой, будет ли открыт путь к подписанию Соглашения?
Ответ: В этом контексте важно вспомнить о рекомендациях Совета министров иностранных дел ЕС от 10 декабря 2012 года, которые сосредоточены на трех основных направлениях: решение вопросов по выборам 2012 года, проблемы избирательного правосудия и выполнение повестки дня ассоциации Украина-ЕС. Европейские министры четко заявили, что они ожидают, цитирую, «решительных действий и ощутимого прогресса в этих трех сферах». Хочу подчеркнуть, что они не давали каких-то узких или персонализированных рекомендаций, а скорее, указали на более широкие сферы деятельности, в которых ожидается прогресс.
Вместе с тем, на мой взгляд, нет сомнений, что, если бы госпожа Тимошенко была отпущена на свободу до проведения саммита в Вильнюсе, то это существенно улучшило бы перспективы подписания Соглашения об ассоциации.
Вопрос: Насколько реально подписание этого документа в ситуации, когда Киев выполнит не все условия, обозначенные ЕС?
Ответ: Как я уже сказал, европейские министры не обозначили список из, скажем, 25 узких, специфических пунктов, которые необходимо исполнить. Они указали три сферы обеспокоенности, в которых ЕС ожидает решительных действий и ощутимого прогресса. То есть рекомендации министров по Соглашению не будут результатом каких-то сухих математических вычислений. Все будет зависеть от степени уверенности министров стран ЕС в том, что, действительно, прогресс в трех обозначенных сферах достаточно ощутим. Министры будут смотреть на то, что произошло в период с декабря 2012 года по ноябрь этого года, и на этом основании выносить суждение о том, настало ли время, чтобы открыть новую фазу отношений Украины с Евросоюзом. Возможно, они скажут, что, несмотря на отдельные моменты, которые необходимо доработать, в общем и целом достигнут достаточный прогресс, делающий возможным подписание Соглашения. Но возможно, что, наоборот, по каким-то вопросам они заметят ухудшение.
Я приведу один пример – обеспокоенность по поводу выборов 2012 года. В этом контексте у европейских министров могут возникнуть два основных вопроса. Вопрос первый, исторический: насколько качественно прошли выборы и насколько можно доверять их результатам. Второй вопрос касается событий после выборов. Так, результатом выборов стала определенная расстановка политических сил в Верховной Раде. Но возникает вопрос: насколько адекватно события в Раде отражают решения избирателей? Возможно, некоторые процессы в определенном смысле унижают или игнорируют волю народа?
Например, сейчас ведутся дискуссии по поводу проведения референдума, о роспуске парламента, изменения его строя. Отдельную обеспокоенность вызывает история с проведением заседания парламента вне здания Верховной Рады. В Европе существуют серьезные сомнения относительно легальности проведения такой сессии 4 апреля. Если подобный случай повторится или если появятся доказательства того, что народных депутатов принуждали поменять свою позицию в Верховной Раде, то, конечно, это подорвет доверие представителей ЕС. К этому можно добавить постоянное оттягивание решения по перевыборам в 5-и округах, в которых результаты выборов не были установлены. Все эти моменты отсылают нас к первому вопросу, а именно, насколько эффективно были проведены эти выборы и насколько уважается волеизъявление народа.
Как говорилось, кроме выборов, европейские министры ожидают прогресса в сфере избирательного правосудия. Мы приветствуем решение о помиловании Ю.Луценко, и я абсолютно уверен, что освобождение Ю.Тимошенко очень существенно поможет перспективе подписания Соглашения об ассоциации.
Третья область, где ожидается прогресс, – это проведение реформ внутри страны. В этом контексте нас, в частности, интересует состояние экономики и бизнес-климата и что предпринимается для его улучшения. Возьмем, к примеру, проблему коррупции. Мы слышим от правительства, что коррупция – это плохо и с ней нужно бороться, но важны действия, приводящие к конкретным результатам. Здесь нужны реальные шаги, а не только заявления.
Таким образом, существует целый комплекс вопросов, объединенных в три ключевые сферы, которые являются предметом обеспокоенности ЕС. И существует надежда, что прогресс по этим направлениям вполне возможен. Я не считаю, что министры иностранных дел ЕС ищут причины сказать "нет" Украине. Думаю, что, наоборот, они пытаются найти причины, чтобы сказать "да". Но для того, чтобы сказать "да", они должны увидеть решительные действия и ощутимый прогресс.
Вопрос: На Ваш взгляд, каковы шансы, что президент помилует Ю.Тимошенко? Стоит ли этого ожидать?
Ответ: Это не вопрос ко мне, его следует задать самому президенту. Повторюсь, что прогресс в этом направлении позволит лучше подготовить почву к проведению Вильнюсского саммита.
Вопрос: У Великобритании достаточно жесткие требования к украинцам, которые хотят получить британскую визу. Собирается ли ваша страна упрощать эту процедуру, исходя из того, что ЕС это постепенно делает.
Ответ: Статистика за последний год свидетельствует, что 92% от общего числа граждан Украины, подавших документы в визовый центр, получили визу, что в целом говорит о положительном показателе. Мы будем продолжать искать пути обеспечения возможности гражданам Украины посещать Великобританию. Британия не является членом Шенгенской зоны и в обозримом будущем не будет в нее вступать, но мы следим за дискуссиями наших партнеров, в том числе по вопросам упрощения визового режима, и будем для себя делать соответствующие выводы.
Говоря об упрощении, мы будем стремиться к увеличению выдачи долгосрочных виз для тех граждан, которые имеют основания для регулярных поездок в Великобританию, что должно привести к уменьшению количества заявлений. Кроме того, недавно мы ввели систему электронных платежей за британскую визу, что, как мы надеемся, упростит процедуру расчетов за визовые услуги.
С другой стороны, иногда сами заявители допускают ошибки в процессе подачи документов или не подают документы заблаговременно. Например, некоторые заявители даже не отвечают на все вопросы на визовой анкете, таким образом, не предоставляя достаточного количества информации, которая удовлетворила бы сотрудника визового отдела. Иные заявители не внимательно изучают все требования и рекомендации на сайте пограничной службы Великобритании, например, касающиеся типа визы, необходимой для поездки – будь то "общая" (туристическая), "бизнес" или "студенческая" виза. Поэтому мой совет – ознакомьтесь с информацией на веб-сайте, верно выбирайте тип визы, соответствующий цели вашей поездки, подавайте документы заблаговременно и в полном объеме. Это существенно уменьшит риск разочарования.
Мы не хотим создавать барьеры для людей, которые желают посещать Британию с целью туризма, учебы, обмена знаниями и т.д., а стремиться к обеспечению этой возможности в полной мере.
Вопрос: Вы упомянули об увеличении количества долгосрочных виз в Британию. О каком сроке действия идет речь?
Ответ: Люди могут получить британскую визу сроком на 2, 5 или 10 лет, это возможно. Конечно, желающие получить долгосрочную визу должны в полной мере соответствовать всем необходимым критериям и должны обосновать, почему им нужна такая виза для регулярных поездок в Великобританию.
Вопрос: Известно, что Великобритания помогает в информировании украинцев о позитивах евроинтеграции. Какое финансирование выделено на это направление, и какие действия осуществляются в этой сфере?
Ответ: Во время наших контактов с украинцами один из уроков, который мы для себя вынесли, – это то, что необходимо больше делать в сфере информирования о преимуществах евроинтеграции и выгодах от подписания Соглашения об ассоциации.
Несколько месяцев назад мы провели в Украине исследование, которое показало, как тематика ЕС освещается в украинских СМИ, насколько осведомлено население о ЕС, какие мессиджи используются, как в регионах люди воспринимают евроинтеграцию, что они под этим понимают. Это исследование указало на необходимость уделить больше внимания этому направлению, подобрать правильные инструменты для информирования общественности о евроинтеграции и ее преимуществах для Украины.
В текущем году мы планируем потратить около 120 тыс. фунтов на проекты, которые направлены на информирование украинцев о выгодах от подписания Соглашения об ассоциации. Однако не только наше посольство, но и ряд других дипломатических миссий стран ЕС рассматривают возможности того, как активно и успешно поддержать эту кампанию. Кроме того, следует отметить деятельность Представительства ЕС в Украине, важной составляющей которой является информирование граждан Украины о ЕС. Мы надеемся, что совместными, скоординированными усилиями мы будем эффективно способствовать повышению уровня осведомленности общественности о преимуществах европейской интеграции.
В определенном смысле вся проектная работа Посольства Великой Британии имеет своей целью приближение Украины к ЕС, утверждения европейских стандартов и ценностей. К слову, в прошлом году мы реализовали проекты на общую сумму около 700 тыс. фунтов. Они были направлены достижения прогресса в таких сферах, как права человека, энергетическая безопасность и эффективность, обеспечения мониторинга и проведения парламентских выборов.
Вопрос: Если Соглашение об ассоциации в ноябре не будет подписано, утратит
ли Украина возможность его подписать в будущем?
Ответ: Для Великобритании тема расширения ЕС и углубления его отношений с соседями очень важна и актуальна.
Конечно же, если на вильнюсском саммите в ноябре Соглашение не будет подписано, это станет огромным разочарованием для всех и упущенной возможностью для Украины. Однако мы понимаем, что жизнь продолжится, и независимо от результатов саммита проведение реформ, изменений и трансформации внутри страны останется актуальным.
Мы открыты к подписанию этого документа, если до того момента будут достигнут прогресс, о котором я говорил ранее. Вместе с тем, реформы в разных сферах, в частности, в экономике, улучшение бизнес-климата, целый спектр других изменений необходимо будет проводить. Я надеюсь, украинские политические лидеры понимают, что ЕС, с огромным отрывом от других, является самой сильной организацией для осуществления экономического потенциала и модернизации Украины.
Вопрос: Как в Великобритании оценивают нынешнюю политическую ситуацию в Украине?
Ответ: Как я сказал, нас интересует, что случилось в Украине после проведения парламентских выборов. Ведь эти выборы имеют некое сходство с парламентскими выборами в Британии 2010 года. Как и в нашем парламенте, в Верховной Раде ни у одной политической силы нет большинства. В этой ситуации интересно наблюдать, найдут ли политсилы консенсус, смогут ли они работать вместе. Нам интересно, как в этом контексте будет развиваться ситуация в Украине, которая отчасти сходна с нашей.
С одной стороны, еще рано подводить итоги работы парламента и говорить о каких-то результатах, ведь, на мой взгляд, он еще не заработал в полной мере так, как он мог бы работать. Мы видим, что политические силы в парламенте еще не определили для себя тот перечень вопросов, по которым они могут достичь консенсуса, и мы видим, что сейчас ситуация больше напоминает конфронтацию, чем прагматическую работу на основании поиска компромисса.
Вместе с тем, исключением является заявление по евроинтеграции, принятое большинством голосов в украинском парламенте, и мы видим, что именно этот вопрос объединил практически все политические силы.
Вопрос: Планируются ли в ближайшее время какие-то визиты британских чиновников в Украину и украинских в Британию?
Ответ: Неделю назад была встреча главы МИД Украины Леонида Кожары с главой МИД Великобритании Уильямом Хейгом в Лондоне. В ходе визита обсуждались вопросы евроинтеграции и будущее отношений Украины и ЕС, а также взаимоотношений Украины с Великобританией. Меня впечатлило то, что я видел встречу двух европейских политиков, у которых произошел достаточно откровенный разговор.
На встречах с украинскими министрами я часто приглашаю их посетить Великобританию. В частности я лично пригласил министра экономического развития, министра энергетики, а также министра агропромышленного комплекса – ведь это те направления, в которых у нас много общих интересов и мы надеемся, что двусторонние визиты помогут развитию сотрудничества в этих сферах.
В конце года в Киеве пройдет министерская встреча в рамках председательства Украины в ОБСЕ, которая будет предусматривать визиты высокого уровня. Мы также заинтересованы в том, чтобы представители бизнеса наших стран могли больше узнавать о возможностях ведения бизнеса в Украине и Великобритании. В этом контексте в марте следующего года мы планируем провести комплекс мероприятий, чтобы продемонстрировать достижения британского бизнеса и проинформировать его представителей о возможностях в Украине. Вопрос: Что британский бизнес говорит о коррупции в Украине? Какие тенденции? Ответ: Я думаю, что британский бизнес изучает позицию Украины в международных индексах и обращает внимание на статистические показатели, например, на индекс восприятия коррупции, и в целом ориентируется на подобную информацию. Я лично встречаюсь с британскими бизнесменами, работающими в Украине, и за эти месяцы работы складывается впечатление, что ситуация не улучшается, но и не ухудшается. Предметом серьезной обеспокоенности остается работа судебной системы, и существуют сомнения в ее независимости. Некоторые компании рассказывали мне о часто непрогнозированном поведении налоговых служб, которые проводят внезапные проверки. Также рассказывали о случаях предложений неофициально уладить вопросы за вознаграждение. Вопрос: Хотелось бы напоследок услышать Вашу оценку ситуации, связанной с избиением украинских журналистов во время митингов в Киеве 18 мая. Ответ: Это всегда прискорбно, когда во время демонстраций возникают инциденты, переходящие в насилие и конфронтацию, от чего пострадали обычные граждане, а также журналисты, которые выполняли свою работу. Для Европы свобода СМИ имеет очень важное значение, и мы очень разочарованы, что этот инцидент произошел. Мы с радостью восприняли во время передачи Украине председательства в ОБСЕ выступление главы МИД Леонида Кожары, который среди приоритетов указал свободу слова и свободу СМИ. Мы следим за тем, как соблюдается свобода слова в Украине, ведь это один из главных элементов свободного, успешного общества. Без свободы СМИ не будет демократии, без этого нельзя построить успешную основу будущего любой страны. Я надеюсь, что украинские компетентные органы проведут расследование этого инцидента на надлежащем уровне и дадут ответы на все вопросы. Нас также беспокоят сообщения в СМИ о том, что милиция не сразу отреагировала на происходящее, не остановила эту конфронтацию и не предотвратила инцидент. Но я надеюсь, что компетентные органы, занимающиеся расследованием этого случая, дадут надлежащую оценку произошедшему, и предпримут все необходимые меры, чтобы предотвратить такие ситуации в будущем. Вопрос: Будут ли такие инциденты влиять на принятие решения относительно судьбы Соглашения об ассоциации? Ответ: Безусловно, это является одним из элементов тех основных направлений, о которых мы говорили, и на основании которых будут делаться выводы по Украине. То, что произошло, и в общем вся ситуация со свободой слова в Украине находится под постоянным мониторингом с нашей стороны, мы постоянно отслеживаем эти процессы и это направление является неотъемлемой частью более широкого мышления и логики аргументов по Украине. Я считаю, что весь массив вопросов, о которых мы говорили можно свести к одному вопросу. Например, на политической сцене: являются ли все судьбоносные процессы, которые происходят в стране, открытыми, честными, прозрачными или результаты таких процессов подменяются и подделываются? Точно также возникает вопрос: являются ли все процессы в бизнесе открытыми и прозрачными, конкурентными, понятными, или же дела решаются закрытым и не понятным образом? С другой стороны, возникает еще один вопрос: если процессы проходят закрыто и непонятно, то есть ли инструмент, который позволит непредвзято, объективно рассмотреть ситуацию и дать объективную оценку? Пока у нас нет четкого ответа на этот вопрос и нет необходимого уровня уверенности по этому поводу. Мы надеемся, что за эти несколько месяцев, которые остались до саммита в Вильнюсе, мы сможем увидеть прогресс в этих направлениях, и что в разных системных сферах будут проведены те реформы, которые обеспечат их нормальное функционирование и развитие. Это даст нам основания надеяться и полагать, что та программа, которая заложена в Соглашении об ассоциации, будет Украиной выполняться.