Гендиректор "Киевметростроя": В пожеланиях власти открыть первый участок новой линии метро в Киеве до 2015 года, потому что он не такой сложный
Блиц-интервью генерального директора ПАО "Киевметрострой" Владимира Петренко агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Решен ли вопрос с началом строительства метро на Троещину?
Ответ: Не решен. Должен пройти определенный подготовительный период.
Во-первых, заказчик должен провести тендер по определению проектной организации для доработки проекта, потому что станция на Левом берегу должна быть передвинута к пересадочному транспортному узлу, который сегодня образовывают скоростной трамвай и городская электричка. Потому что сегодня там недостаточно только скоростного трамвая и городской электрички – ну, нет той привлекательности. А когда появится метрополитен, то к нему будет подвоз пассажиров и с железной дороги, и скоростным трамваем, и автобусами.
Но, независимо от этого, есть проект, который уже разработан, и по нему можно было бы провести тендер, чтобы определить главного подрядчика.
Мы, в принципе, на правом берегу первые элементы тоннеля смонтировали для того, чтобы показать, где будет проходить трасса. Поэтому я думаю, что где-то в августе-сентябре, после пуска станции "Теремки", очевидно, придет время, когда займутся четвертой линией.
Вопрос: Будет ли зависеть отбор генподрядчика от того, как решится вопрос с финансированием строительства, то есть за счет займа или денег из государственного бюджета?
Ответ: Вопрос о том, как будет осуществляться финансирование – будет ли это займ, или государственные деньги – находится на стадии решения. Думаю, решение будет принято на протяжении этих трех-четырех месяцев, и тогда можно будет говорить уже определенно о сроках строительства. Сейчас в пожеланиях власти - построить этот участок до 2015 года, потому что он не такой сложный.
Обязательное условие этого – завершение строительства Подольского мостового перехода, потому что метрополитен проходит по нему. И основная работа - сделать на правом берегу пересадку на станцию "Тараса Шевченко" – новая станция "Подольская" будет пересадочной. С этим нельзя долго тянуть, потому что станция "Тараса Шевченко", и Куреневско-Красноармейская линия в целом сегодня перегружены.
Далее надо обязательно продолжить строительство линии до станции "Глыбочицкая" с пересадкой на "Лукьяновской", а затем дальше – до "Вокзальной-2" с пересадкой на действующую "Вокзальную", и тогда не надо будет делать второй выход на "Вокзальной".
Таким образом, на четвертой линии столичного метро будут пересадочные узлы на три существующие линии, что позволит разгрузить центральные станции. В частности, сейчас перегружен переход между станциями "Театральная" и "Золотые ворота", и там планировалось строительство еще одного перехода.
Поэтому если будут построены пересадочные узлы на четвертую линию, отпадут многомиллиардные затраты на строительство вторых переходов на "Вокзальной" и "Золотых воротах".
Я докладывал об этом Николаю Яновичу Азарову, и он, в общем-то, поддержал. Я думаю, будет поддержка и со стороны правительства, и со стороны города.
Вопрос: Киевская городская госадминистрация запросила у Кабинета министров 434 млн грн для начала строительства метро на Троещину. У Вас есть какая-то информация о том, есть ли какие-то шансы, что правительство выделит эти деньги?
Ответ: Я не могу комментировать этот вопрос, потому что есть договоренности на высшем уровне, я не участвовал в них.
Думаю, что позиция Николая Яновича – персональная, как премьера - дает уверенность, что этот вопрос будет решен, потому что он ни разу не отказал во всех вопросах, если это касалось строительства метрополитена и улучшения транспортной ситуации. По-моему, эта ситуация сейчас остается еще очень сложной, хотя многое сделано.
Вопрос: Будет ли зависеть выбор генерального подрядчика от того, будут ли деньги выделены из государственного бюджета, или же это будет кредит?
Ответ: Это не зависит от того, какие будут деньги – займ или государственные. Для того, чтобы выиграли профессионалы, надо чтобы честно проводился тендер, а не в угоду каким-то интересам.
Вопрос: В Украине есть еще какие-то организации, которые могут составить "Киевметрострою" конкуренцию?
Ответ: Есть "Харьковметрострой", хотя, по сравнению с "Киевметростроем" он значительно слабее. В Днепропетровске в метрострое человек 300 работает.
Вопрос: То есть, Вы считаете, что у "Киевметростроя" есть реальный шанс выиграть тендер и стать генподрядчиком?
Ответ: У нас шанс есть, если не будет никаких нюансов. Например, говорили, что если кредит будет российским, то и генподрядчик будет российский. Но в России стоимость строительства метрополитена минимум в два раза дороже.
Поэтому если мы берем кредит, то надо думать, что рассчитываться за него будут налогоплательщики. Поэтому эти деньги надо беречь и экономить, а значит - брать собственных метростроевцев. Тем более, что в профессиональном плане и по знанию столичной геологии Киевский метрострой знает больше, чем кто-либо, потому что все время здесь работает.
Вопрос: В бюджете Киева на этот год предусмотрены какие-то средства для строительства метро на Троещину?
Ответ: Было предусмотрено 7 млн грн, но, я думаю, что это не такие значительные деньги, чтобы можно было говорить, что что-то предусмотрено.
Вопрос: Подольский мостовой переход стоит недостроенным много лет. Осуществляются ли там какие-то работы по консервации, когда работы не ведутся, и пригоден ли он еще для завершения строительства?
Ответ: Нет, проблем там не будет. Надо финансировать и строить.
Вопрос: Будет ли сдана в эксплуатацию станция "Теремки" ко Дню Независимости, как планировалось?
Ответ: Думаю, 100% откроется в этом году, но вот когда – этот вопрос сложнее.
В общем-то, планировалось это сделать ко Дню Независимости. Но, учитывая, что первый квартал практически не финансировался, в апреле мы получили 96 млн грн из госбюджета и порядка 30 млн грн - из городского бюджета.
Сейчас мы ведем разговор, как будет дальше осуществляться финансирование.
В целом стоимость строительства - 830 млн грн, проплачено 128 млн грн, выполнены работы где-то на 400 млн грн. Мы взяли кредит в банке, и платим 1,5 млн грн в месяц по этому кредиту. В общем, инвестируют эту стройку сейчас все участники строительства, и вот за счет их задолженности пока ведутся работы.
Куреневско-Красноармейская линия не может остановиться на станции Ипподром, но, к сожалению, строительство на Теремки пробуксовывает. Хотя тоннели там построены, сейчас ведем путевые работы, платформа построена, и сейчас приступаем к отделочным работам. Но это конечная станция, там необходимо строить тупики для оборота поездов длиной 300 м.
Я не вижу рисков, кроме проблемы с финансированием.
Сегодня уже очень сложно сказать, что на День Независимости мы ее сдадим, но ждем, какие будут решения по финансированию. Если финансирование будет идти так же, то, конечно, мы не уложимся в этот срок. Хотя потенциала "Киевместростроя" достоточно, чтобы все еще побороться за День Независимости.
Вопрос: У Киевметросторя на этот год еще есть какие-то заделы помимо станции "Теремки"?
Ответ: Нет. Очевидно, придется выезжать куда-то за пределы Киева. Ситуация очень сложная. Теряем работников - зарплата низкая, выплачивается несвоевременно…