Спецпредставитель главы ОБСЕ по конфликтам: Украина предостерегает Кишинев и Тирасполь от односторонних действий, которые могут навредить решению приднестровского конфликта
Эксклюзивное интервью спецпредставителя действующего главы ОБСЕ по вопросам конфликтов Андрея Дещицы агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Украина определила одним из своих приоритетов председательства в ОБСЕ в 2013 году – решение приднестровского конфликта. Уже прошло 6 месяцев председательства, о каких результатах в этом направлении можно говорить на сегодняшний день?
Ответ: Хочу подтвердить, что действительно Украина определила одним из своих приоритетов во время председательства в ОБСЕ содействие в урегулировании замороженных конфликтов. При этом в обществе существует мнение, что Украина должна решить эти конфликты во время своего председательства. Но на самом деле решить за один год те проблемы, которые не решались десятками лет, не так просто.
Украина поставила перед собой задачу активизировать процесс урегулирования этих конфликтов и, действительно, сейчас этим занимается. Когда мы говорим о приднестровском урегулировании, то этому направлению уделяется много внимания. Свидетельством этого является тот факт, что первый свой визит действующий председатель в ОБСЕ, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара осуществил в январе текущего года в Приднестровье, и после этого Украина на регулярной основе проводит мероприятия, направленные на урегулирование этого конфликта. Кстати, в резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ее 28-я ежегодная сессия на днях завершилась в Стамбуле) одобряется выраженная украинским председательством в ОБСЕ приверженность достижению прогресса в приднестровском урегулировании и подчеркивается роль Украины в качестве непосредственного соседа и посредника в рамках переговорного процесса в формате "5+2".
Могу сказать, что за эти полгода, кроме визита министра, прошло два раунда переговоров в формате "5+2" (более точно, заседания "Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию"), рабочие поездки в регион перед каждым раундом с целью подготовки заседаний, консультации на разных уровнях с европейскими партнерами, Россией и США, и конечно, с Кишиневом и Тирасполем.
Что касается практических результатов, хотел бы отметить, что накопившихся за длительное время между сторонами нерешенных проблем много. Важно, что они сейчас обсуждаются за столом переговоров. Участникам переговорного процесса "5+2" удалось достичь договоренности о демонтаже аварийной канатной дороги через Днестр между городами Рыбница и Резина. Возможно, это решение кажется не столь значительным в переговорном процессе, однако оно важно для людей, которые там проживают, для их безопасности. Продолжается работа, есть определенные подвижки по выработке решения, направленного на обеспечение свободы передвижения населения обоих берегов Днестра
В этом контексте важно то, что переговорный процесс в формате "5+2" продолжается, оказывается содействие сторонам в укреплении мер доверия, организации встреч в разных форматах, в том числе, на уровне руководителей Приднестровья и Молдовы.
Хочу напомнить, что официальный Киев выступает за мирное решение приднестровского конфликта, путем проведения переговоров в рамках существующих международно-правовых норм и признанных границ Республики Молдова. Что касается статуса Приднестровья, то его должны определить сами Кишинев и Тирасполь в процессе этих переговоров.
Вопрос: Что является камнем преткновения в решении приднестровского конфликта? Какими путями, по мнению украинской стороны, следует решать этот конфликт? Существует ли согласие в подходах по урегулированию приднестровского конфликта среди участников переговоров в формате "5+2"?
Ответ: Прежде всего, мы считаем, что прерогатива в решении этого конфликта принадлежит Кишиневу и Тирасполю – именно они ответственны и должны принять решение, каким образом решить конфликт и договориться о будущем сосуществовании, политическом урегулировании и статусе Приднестровья.
Мы можем лишь создать условия для этого, что мы и делаем. В частности кроме переговорного процесса, мы создаем условия для встреч представителей Тирасполя и Кишинева. К сожалению, в этом году сложилась ситуация, когда в Молдове несколько месяцев шла смена правительства. Мы содействовали тому, чтобы и в этой ситуации переговорный процесс не останавливался.
Вторая проблема, которая существует – это то, что среди всех участников "5+2" нет консенсуса по поводу подходов к урегулированию конфликта. Прежде всего, речь идет о том, что Россия и Приднестровье считают, что на данный момент еще не созрели условия для обсуждения вопросов так называемой третьей корзины переговорного процесса – вопросов политического урегулирования. Тирасполь и Москва считают, что сначала стоит говорить о прогрессе в достижении определенного уровня доверия между сторонами конфликта, решении социально-экономических вопросов, и только после этого на определенном этапе переходить к вопросу всеобъемлющего урегулирования.
В то же время большинство участников, в том числе и Украина, исходят из того, что вопросы политического урегулирования, включая институциональные, а также вопросы безопасности уже находятся в согласованной в 2012 году повестке дня переговоров. Поэтому важно обсуждать все вопросы, ведь к вопросу о статусе Приднестровья рано или поздно нужно подойти. И тогда чрезвычайно важные вопросы социально-экономического характера, которые касаются жизни людей по обе стороны Днестра, будут уже решаться в русле будущего политического урегулирования.
Но, учитывая, что в переговорном процессе должен быть консенсус среди участников формата "5+2", мы, исходя из существующих позиций, пока обсуждаем вопросы социально-экономического характера. Тем не менее, считаем и будем содействовать тому, чтобы перейти к обсуждению политических вопросов урегулирования.
Вопрос: Уточните, пожалуйста, какие именно социально-экономические вопросы сейчас обсуждаются в рамках переговоров "5+2"?
Ответ: Это вопросы, которые касаются свободы передвижения граждан, социально-экономической деятельности, транспортных коридоров, которые могут быть открыты в регионе. В этом полугодии были приняты решения, и они уже были имплементированы, по поводу вывоза опасных радиоактивных материалов из Приднестровья в Молдову для дальнейшей их утилизации. Сейчас также обсуждаются вопросы, касающиеся регистрации автомобильного транспорта Приднестровья, осуществляющего международные перевозки. Принятие конкретных решений позволит увеличить количество международных сообщений, в том числе в Приднестровье.
В этом пакете мы также говорим о вопросах создания единого экономического пространства, единой финансовой и банковской политики.
Вопрос: И без решения этих вопросов Москва и Тирасполь отказываются переходить к политическому урегулированию…
Ответ: Да. Без решения этих вопросов Тирасполь заявляет о неготовности переходить к следующему этапу переговоров, такую позицию поддерживает и российская делегация в переговорном процессе.
Мы же считаем, что если начнем обсуждать следующий этап, это не означает, что мы сейчас возьмем и определим статус Приднестровья. Это не так. Просто на наш взгляд, не касаться политических вопросов в данный момент при обсуждении других вопросов – это не рационально, ведь они взаимосвязаны. Например, каким образом, приспособить существующую банковскую систему Приднестровья, где существует своя денежная единица, к банковской системе Молдовы. В этой ситуации все равно нужно думать, какой в перспективе должна быть банковская политика, а это уже элемент следующего этапа переговоров, который неизбежен. С нашей позицией согласны Молдова, ОБСЕ, ЕС и США.
Следует также отметить, что ситуация значительно изменилась в этом году по сравнению с предыдущим годом. Подтверждением этому является то, что в зоне безопасности был ряд инцидентов, на которые мы вынуждены были реагировать. Видим также тревожные односторонние действия, например, принятие т.н. закона о государственной границе Приднестровья, что абсолютно не содействует переговорному процессу. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Украины Л.Кожара высказал обеспокоенность по этому поводу, и призвал стороны не принимать действий, которые могут привести к противостоянию и навредить переговорному процессу.
Вопрос: То есть в этой ситуации Приднестровье может начать обустройство своих границ в одностороннем порядке?
Ответ: Я не хочу загадывать наперед, но такие примеры у нас есть. Например, то, что сейчас происходит в Грузии, где осуществляется воздвижение заграждений на линии административной границы в одностороннем порядке со стороны Южной Осетии.
Вопрос: Настаивает ли и далее Киев на встрече лидеров Молдовы и Приднестровья, ведь предыдущая встреча, которая планировалась во Львове зимой, так и не произошла?
Ответ: Мы считаем, что решение вопроса приднестровского урегулирования в первую очередь зависит от желания, воли и усилий Кишинева и Тирасполя. Украинская сторона убеждена, что диалог между Молдовой и Приднестровьем должен происходить на всех уровнях, в том числе и на уровне лидеров.
Приглашение к такой встрече было озвучено министром Л.Кожарой. Оно, к сожалению, не было поддержано приднестровской стороной, которая посчитала, что такую встречу проводить еще преждевременно. Это приглашение и далее актуально. Тем более в ситуации, когда сменился руководитель правительства Молдовы. Киев по-прежнему подтверждает готовность к проведению такой встречи на территории Украины, и соответствующие предложения будем озвучивать обеим сторонам конфликта.
Вопрос: Планирует ли украинская сторона расширять дипломатическое присутствие в Приднестровском регионе?
Ответ: В последнее время звучала информация, что Украина планирует открыть генконсульство в Тирасполе. Хочу подтвердить, что действительно Украина заинтересована в увеличении консульского присутствия в Республике Молдова. Этот вопрос уже давно стоит в повестке дня украинско-молдавских двусторонних отношений и обусловлено это большим количеством украинских граждан, которые проживают в этой стране, в том числе на территории Приднестровского региона. По данным МИД, в Приднестровье их более 90 тыс. Соответственно есть целесообразность открыть консульское учреждение Украины в Тирасполе, которое могло бы содействовать защите прав и интересов украинских граждан, а также удовлетворению национально-культурных потребностей украинцев.
Однако хочу подчеркнуть, что эти вопросы являются предметом обсуждения с Кишиневом, в рамках консультаций между профильными ведомствами Украины и Молдовы.