Качество воды в Днепре не представляет серьезных угроз здоровью отдыхающих - заместитель Днепровского экологического прокурора Черепаха
Эксклюзивное интервью заместителя Днепровского экологического прокурора Александра Черепахи информационному агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: В разгаре летний сезон. Те, кто остался в городах, выбираются на отдых поближе к природе, Днепру. Насколько загрязнена вода в реке, можно ли отдыхать и купаться без угрозы здоровью?
Ответ: Сначала я бы говорил о специализированных местах отдыха, которые все мы называем пляжами. Таких пляжей по протяженности Днепра – 61: Киев, Киевская область и другие населенные пункты, через которые протекает Днепр. Если говорить об этих места отдыха, - а за них несут ответственность местные органы власти, балансодержатели, - то статистика очень простая: к сожалению, на конец мая, после проведения прокурорских проверок, оказалось, что из 61 пляжа ни один не имел санитарного паспорта! То есть, ни один пляж на берегу Днепра как совокупность территории, коммуникаций и других возможностей отдыха, не был готов к предоставлению услуг отдыха!
После этого была проделана серьезная работа, и сегодня 27 из 61 пляжей в полной мере отвечают и санитарным требованиям, и требованиям безопасности, а это требования к качеству воды, рельефу дна, качеству песка.
Таким образом, можно сказать, что 27 основных пляжей по Днепру безопасны для отдыха по всем ключевым критериям. К примеру, в Киеве таких пляжей шесть, шесть - в Черкасской области, в Кременчуге – один, семь - в Днепропетровской области, три пляжа – в Запорожье и четыре – в Херсоне. Такое количество обустроенных пляжей позволяет избежать какой-либо напряженности в плане отдыха.
Что касается остальных пляжей, то по ним проблемы системные, вплоть до необходимости замены песка, серьезного несоответствия рельефа дна, нарушений в химическом составе воды. В некоторых случаях есть проблемы правового регулирования вопросов использования пляжей: землеотвод, договорные отношения между собственниками.
В ходе проверок прокуратуры зарегистрировано одно уголовное производство: речь идет о Днепропетровском регионе. Там выявлены факты присвоения денежных средств под видом их освоения на обустройство одного из значимых пляжей.
Всего же по итогам проверок прокуроры внесли 11 представлений органам власти, контроля, чтобы они устранили проблемы. Десятки людей были привлечены к дисциплинарной ответственности, в первую очередь, представители органов власти и органов контроля, которые довели места отдыха до проблемной ситуации.
Вопрос: И все же насчет качества самой воды Днепра…
Ответ: Этот вопрос, в первую очередь, находится в компетенции органов санитарной службы, экологических инспекций. Но, конечно же, прокуратура в стороне не может быть, поэтому материалы еженедельных мониторинговых исследований – пробы воды, которые проводятся по всей территории Днепра, - отслеживаются прокуратурой. Мы следим за динамикой качества воды, чтобы, не дай Бог, не было негативной. В таких случаях назначается прокурорская проверка, и изучаются причины проблемы.
Но на сегодняшний день я не могу сказать, что в ходе проверок мы выявляем факты, которые бы свидетельствовали о каком-то серьезном несоответствии воды нормам, о каких-то серьезных угрозах для отдыхающих.
Я могу вас заверить, что никакой сигнал о негативной тенденции увеличения концентрации тех или иных вредных веществ в воде Днепра не остается и не останется без реагирования. Эти проверки не происходят хаотично, они системны, - мониторинговые исследования проходят в среднем раз в неделю и дают представление об общем состоянии воды в реке.
Если говорить о состоянии водных ресурсов Днепра как об одном из основных факторов здоровья нации - а по статистике около 40% людей так или иначе пьют днепровскую воду - то никаких серьезных сигналов для опасений нет. После проверок проводится комплекс мероприятий, которые касаются как организации промышленного производства на берегах, так и вопросов организации отдыха, решения проблемы бытового загрязнения реки.
Вопрос: То есть, в принципе, воду пить можно?
Ответ: Не знаю, могу ли я отвечать на вопрос в такой форме в силу своей прокурорской компетенции. Воду из-под крана в любом случае лучше не пить. Могу только сказать, что наша надзорная деятельность не выявляла фактов, которые бы свидетельствовали о каких-то серьезных угрозах, исходящих от химического или бактериологического состава днепровской воды. Конечно же, все это с учетом очистки воды непосредственно перед подачей ее украинцам.
Вопрос: Завершены ли проверки законности размещения летних площадок и других временных построек в столичном Гидропарке? Какие меры необходимо предпринять, чтобы место отдыха киевлян было более цивилизованным (необходимы решения местной власти? или они есть, но не выполняются?)
Ответ: Проблеме Гидропарка уже около 20 лет. Последние 9 лет эта проблема заключается в несистемной, а соответственно, неэффективной работе органов власти как районного, так и городского уровней.
Правовые корни этой проблемы уходят еще в 2004 год. В феврале того года Киевский городской совет принял решение о создании на базе островов Венецианский и Долобецкий регионального ландшафтного парка "Днепровские острова". То есть, этим решением органы власти предоставили особый статус этой территории: должно было исключиться строительство капитальных и не капитальных сооружений, бессистемная организация общепита.
Но! С 2004 года это решение оставалось просто на бумаге! По тем или иным причинам оно не воплощалось в жизнь, то есть, не был разработан соответствующий проект, да и никакие организационные мероприятия не проводились вообще. Таким образом, этот ландшафтный парк с особым режимом так и остался на бумаге. И в результате этого Киев, киевляне получили такие негативные последствия: огромное количество различных объектов, построек на территории Гидропарка, ненадлежащая работа коммунальных служб, вплоть до невыполнения ими своих прямых обязанностей по уборке территории.
Так что никакого другого видения, кроме необходимости комплексного подхода к устранению этих проблем, быть не может.
Что касается проверок, то они показали, что все контролирующие органы, которые компетентны решать проблемные вопросы Гидропарка, сработали неудовлетворительно.
Сейчас заканчивается инвентаризация каждого объекта. Мы начали с того, что заставили органы контроля просто для себя инвентаризировать эти объекты и знать, с чем они имеют дело. К сожалению, даже это не было сделано контролирующими органами. В первую очередь, я имею в виду сельскохозяйственную инспекцию, экологов, санитарную службу, некоторые коммунальные предприятия, которые имеют отношения к обслуживанию этой территории.
Мы проводим демонтаж временных сооружений, в этом направлении работаем с органами власти и контроля. На сегодняшний день 10 объектов снесены, и этот процесс продолжается. Это те сооружения, которые мы не относим к категории "капитальные".
Проверки продолжаются, планируется завершить их к концу июля. Это работа не одного дня, но она на особом контроле, и будет продолжаться, не смотря на какие-либо факторы.
Вопрос: Что надо в глобальном смысле поменять, чтоб Гидропарк был местом достойного отдыха и гордости Киева?
Ответ: Конечно же, необходимо выполнить решение 2004 года. В конце мая прокуратура внесла представление на имя Киевского городского головы, и процесс сдвинулся с мертвой точки. Исполняя представление, городские власти начали разрабатывать соответствующий проект. Когда он будет утвержден, мы в правовом поле сможем говорить об этой территории как о территории с особым статусом.
Вопрос: Как Вы можете оценить работу СЭС, экологических инспекций и других контролирующих органов, призванных следить за соблюдением природоохранного законодательства?
Ответ: Я не буду ставить оценки органам контроля, в первую очередь, СЭС. Скажу так: об эффективности работы этих органов лично я могу судить исходя из результатов прокурорских проверок. К сожалению, могу констатировать, что органы контроля, которые, подчеркиваю, как раз компетентны и ответственны за состояние вещей и состояние законности на вверенных участках (санитарное состояние, экологическая безопасность) в полной мере свои обязанности и возложенные на них функции не выполняют.
Для примера, более 2/3 лиц, привлеченных к ответственности по документам реагирования Днепровской экологической прокуратуры - это работники контролирующих органов. В этом году привлечены к ответственности 69 работников Государственной экологической инспекции.
Это все те случаи, когда прокурор был вынужден, проверяя полноту исполнения полномочий контролирующими органами, ставить вопрос, в первую очередь, об ответственности самих контролирующих органов за невыполнение своих прямых обязанностей.
Мы будем и дальше проводить проверки и делать все, чтобы наши контролеры работали более эффективно, в первую очередь, это касается, конечно, и качества воды, и мест отдых, и территорий вдоль Днепра. Например, органы Днепровской экологической прокуратуры самостоятельно в ходе проверок деятельности контролирующих органов (наша деятельность и строится на осуществлении надзора за этими органами, а не за субъектами хозяйствования) выявили факты несанкционированных сбросов в реку в размере 820 тыс. куб м, это где-то около 100 тонн в чистом виде загрязняющих веществ. Для иллюстрации масштабов этого негативного вопроса скажу, что ущерб от этого экологии Днепра составил более 20 млн грн.
Подчеркну, что в каждом случае, когда мы выявляем неэффективность работы контролеров, ставится вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
Вопрос: Какие меры предпринимает прокуратура для недопущения каких-либо инцидентов на Бортнической станции аэрации? Возможно, с учетом и того, что весенний снегопад продемонстрировал угрозу прорыва. Контролируются ли выбросы предприятий в Днепр?
Ответ: Что касается Бортнической станции аэрации. В апреле был инцидент, который получил общественный резонанс из-за опасений безопасности, в том числе территории Киева. Вопрос по этому объекту находится также на особом контроле.
Тогда по результатам проверки инцидента было зарегистрировано уголовное производство, которое на сегодняшний день активно расследуется. В ходе расследования проводятся проверки всех без исключения аспектов деятельности этого объекта. В тот раз, собственно, никакой опасности не было, но, тем не менее, в ходе расследования серьезно изучается техническое состояние эффективности работы всех узлов, комплексов этого объекта.
Другой вопрос, что деятельность Бортнической станции характеризуется еще и очень серьезными вложениями бюджетных денежных средств на реконструкцию ее объектов, создание новых объектов. Начиная с 2009 года на реконструкцию объектов станции выделено и 150 млн грн и освоено 108 млн грн. Именно поэтому, кроме проверок деятельности контролирующих органов, которые обеспечивают, в свою очередь, контроль работы станции, мы начали проверки использования и расходования этих бюджетных средств. Проверки сейчас продолжаются.
Это очень серьезная сумма, и обеспечение законного использование денежных средств, выделенных бюджетом, это главное, ведь речь идет о безопасности объекта.
Вопрос: Незаконное строительство на берегах Днепра. Насколько актуальны сейчас эти проблемы, для каких регионов?
Ответ: Проблема распоряжения землей – это проблема давняя. Действительно, во многих случаях доступ к Днепру, к местам отдыха ограничен по тем или иным причинам. Как правило, по тем причинам, которые не имеют ничего общего с законностью.
Беда в том, что водозащитная линия – в 100 метров, как установлено законодательством, - в большинстве случаев не установлена в натуре на местности. То есть, такая граница установлена только на 2% - 20% территорий.
Мы начали с реагирования в адрес органов власти, которые и обязаны принимать меры по установлению этой границы. Сейчас проводим такие проверки и будем требовать от компетентных лиц решения этого вопроса. Это первый аспект проблемы, второй – это собственно незаконная застройка. К сожалению, это касается Киевской области и других привлекательных для застройки территорий. Только за этот год в единый реестр внесено 16 уголовных производств по фактам незаконного строительства, захвата особо ценных земель. Внесено 79 представлений прокурорами на местах, они все адресованы органам власти. На сегодняшний день 44 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности из числа работников органов власти и 29 должностных лиц органов контроля. В этом году прокуроры заявили 79 исков в суд, касающихся возврата в государственную или коммунальную собственность незаконно отчужденных земельных участков площадью почти 500 гектаров. 63 млн грн – это стоимость 29 га земель, которые возвращены по судебным решениям, и по 60 млн рассматриваются иски. Мы прилагаем все усилия, чтобы не допустить отчуждения земель еще на стадии согласования, а не когда земли уже переданы. В этом году предупреждено незаконное отчуждение 41 га земли. Вопрос: Эти же проблемы касаются лесопарковой зоны, заповедников на берегах Днепра? Ответ: Территория ни одного их таких объектов в полной мере не расположена в водозащитной зоне, то есть, не находится в компетенции Днепровской экологической прокуратуры. Все то, что я сказал о незаконном отчуждении земли, в равной степени относится и к этой территории. И хотел бы отметить только один аспект: эти объекты в большинстве случаев также не имеют вынесенных в натуре четких границ своих территорий, а это дает возможность злоупотреблений и попыток неоднозначной трактовки: это территория заповедника или обычная территория. Опять же, мы говорим об исполнении своих полномочий органами власти и местного самоуправления, а также контролирующими органами. Вопрос: Расскажите о ситуации с намывом песка. Как часто эта деятельность носит незаконный характер? Ответ: Когда эта деятельность носит законный характер, то есть, осуществляется на основании разрешительных документов, то она касается углубления дна (улучшения водотока в Днепре для обеспечения судоходства) и, непосредственно, самой добычи природного ископаемого – песка. Добыча песка ведется только в тех местах, где есть его месторождения. На территории Днепра 21 месторождение песка, из них 14 – в Киеве, Киевской области. Всего 8 субъектов имеют право добычи этого песка. 14 субъектов имеют разрешительные документы на осуществление деятельности по углублению дна. Все остальные субъекты, которые занимаются этой деятельностью, занимаются ею незаконно. Но даже те субъекты, которые имеют разрешительные документы, далеко не во всех случаях только углубляют дно и улучшают проточность Днепра, а ведут свою работу завуалировано, добывая песок. Чтобы раз и навсегда прекратить эти незаконные процессы, нами создана рабочая группа: полностью проверяем законность получения разрешительных документов. Это тотальная проверка, которая будет охватывать все субъекты и все органы, которые выдавали разрешительные документы. Во многих случаях мы констатируем, что необходимость дноуглубительных работ совпадает с месторождением песка. Если будут установлены нарушения, то разрешительные документы будут аннулироваться. Что касается Киева, то сейчас идет работа по объектам в районе Московского и Южного мостов Киева. А по поводу тех субъектов, которые работают вообще без разрешительных документов, то в данном случае речь идет об уголовном преступлении. За последние месяцы внесено в реестр 2 производства по Киеву, около 10 уголовных производств расследуются. Такая незаконная деятельность несет серьезную угрозу для реки, начиная от ее транспортных артерий и заканчивая состоянием сохранности биоресурсов. Вопрос: Имеет ли место несанкционированный забор воды из Днепра? Ответ: В вопросе незаконного забора воды нас интересуют коммунальные предприятия, субъекты хозяйствования. Мы выявили факты незаконного забора воды субъектами хозяйствования в объеме около 1 млн куб м днепровской воды и в 2,1 млн куб м подземных вод, а стоимость этой воды составляет около 50 млн грн. В качестве примера могу привести деятельность одного из днепропетровских металлургических предприятий: 180 тыс. куб м воды было забрано из Днепра без всяких разрешительных документов. 5,7 млн грн – это размер причиненного ущерба. В Херсоне предприятие "Днепр-1" незаконно взяло 181 тыс. куб м воды из Днепра, сельскохозяйственное предприятие в Запорожской области осуществило незаконный забор 508 тыс. куб м воды на 14 млн грн. Это те факты, которые были выявлены в ходе проверок, по всем ним открыты уголовные производства и поставлены вопросы в гражданско-правовом порядке о возмещении ущерба. Что касается незаконного забора воды водоканалами, то такие факты скорее характеризуются формальной стороной. К примеру, срок действия разрешения водоканала, который десятки лет снабжает водой тот или иной населенный пункт, истекает 1 января, но продлить его водоканал может и позже. И формально мы можем говорить, что вода в этот период забирается несанкционированно, но тогда мы можем оставить без водоснабжения целый город. Не было еще таких случаев, чтобы предприятие не получило разрешительных документов. Поэтому говорить о водоканалах как о субъектах, которые причиняют большой ущерб, у нас нет оснований. Вопрос: Какие предприятия Украины ухудшают экологию Днепра? Ответ: В Украине насчитывается 150 предприятий, поднадзорных Днепровской экологической прокуратуре, и 50 из них находятся в Запорожской области. Более половина этих предприятий проверены через призму полноты исполнения своих полномочий контролирующими органами. Выявлено целый ряд нарушений, которые характеризуются завышением разрешенных объемов выбросов. Для примера, мы столкнулись с ситуацией, когда промышленным предприятием были согласованы объемы выбросов, которые на 20% превышают даже их потребности. То есть, были согласованы объемы на 20% выше, чем вообще эти предприятия гипотетически могут выбросить. Один из крупнейших загрязнителей – комбинат "Запорожсталь". По результатам реагирования запорожского экологического прокурора, объем разрешенных выбросов этому комбинату уменьшили на 1млн куб м. Вопрос: Если говорить о тенденции в этом вопросе, то она со знаком плюс или минус? Ответ: Руководители предприятий действуют в экономических интересах, и я бы тут речь вел об эффективности-неэффективности деятельности органов контроля. Пока говорить о полной нормализации ситуации, я, к сожалению, не могу. Могу только заверить, что органы прокуратуры сделают все необходимое, чтобы законодательство в этой сфере выполнялось четко и в полном объеме.