На данный момент приватизация завода неосуществима - первый замдиректора "Электротяжмаша"
Эксклюзивное интервью первого заместителя директора "Электротяжмаша" Дмитрия Костюка агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: "Электротяжмаш" в прошлом году был исключен из перечня объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации. Идет ли сейчас предпродажная подготовка предприятия?
Ответ: Предприятие действительно исключили из списка. Но на данный момент приватизация завода неосуществима, потому что он находится в 100-процентной государственной собственности. Продать предприятие невозможно.
Вопрос: В планах "Электротяжмаша" ежегодный рост объемов на 15-20%. За счет чего вы собираетесь добиться таких показателей?
Ответ: В первую очередь, благодаря контрактам с "Трансмашхолдингом", "Уральскими локомотивами", группой "Синара". Это контракты на производство электротягового оборудования, которые дают нам достаточно ощутимый прирост производства.
Что касается гидрогенераторов, то недавно было объявлено, что Кабинет министров Украины выделит еще 1,5 млрд грн на строительство Днестровской ГАЭС. Мы верим, что очередной гидроагрегат будет произведен на нашем заводе. Кроме того, "Электротяжмаш" задействован в программе реконструкции станций Днепровского каскада и тепловых станций компании ДТЭК.
Есть еще ряд контрактов, которые мы не имеем права оглашать -- на данный момент они являются коммерческой тайной, поскольку не объявлены окончательно результаты тендеров.
Вопрос: Какие рынки вы считаете наиболее перспективными?
Ответ: Мы не хотим уходить из Украины, для нас здесь есть перспективы. Это связано с активной реконструкцией гидро- и теплоэлектростанций. Мы концентрируем наше внимание на России, Таджикистане, Узбекистане и начали активно развивать рынок Индии. У нас есть выполненный контракт, и уже в августе мы будем отгружать изготовленный турбогенератор (ТГВ-215-2ПТ3 для ТЭС "Бандель" -- ИФ) в Индию.
Вопрос: На какой стадии переговоры "Электротяжмаша" с бразильской компанией Camargo Correa о возможности совместного участия в проектировании, строительстве и комплектной поставке оборудования для ГЭС в страны Латинской Америки?
Ответ: На данный момент переговоры продолжаются, и для нас это новый опыт и новые рынки. Но шансы на успешное завершение переговорного процесса есть! Для завода это сотрудничество чрезвычайно важно, потому что Camargo Correa -- одна из топовых компаний по строительству в Бразилии. В этой стране порядка 40 тыс. МВт только нереализованного гидропотенциала. Это 75% энергорынка Украины!
Вопрос: Как и за счет чего менялась структура экспорта предприятия?
Ответ: Структура экспорта в последние годы менялась в первую очередь за счет увеличения доли турбогенераторного производства. Электротяговое оборудование в структуре производства по-прежнему доминирует, но его доля уменьшилась примерно до 60%. Если говорить о сбыте электротягового оборудования, 90% - идет в Россию и страны СНГ. Турбогенераторное производство изменило баланс. В общей структуре производства турбо- и гидрогенераторы составляют примерно 35%. Оставшиеся 5% приходятся на аппаратное, металлургическое и прочее. Появились контракты с Таджикистаном, Узбекистаном, Индией, Панамой и рядом других стран.
Вопрос: Есть ли у "Электротяжмаша" просроченные кредиты?
Ответ: У нас все кредиты выплачиваются по графику. Я не знаю ни одного банка, у которого были бы к нам претензии. Мы, в принципе, можем за один год погасить все кредиты. Безусловно, для банков это очень привлекательно, все хотят работать с нами по зарплатным проектам и по кредитованию. Для нас это очень хорошо, потому что такая конкуренция создает нам благоприятные условия для снижения процентных ставок.
Вопрос: Как обстоят дела с возмещением НДС?
Ответ: "Электротяжмаш" состоит в списке предприятий с автоматическим возмещением НДС. Безусловно, есть открытые вопросы, но мы работаем с государственными органами, ведем постоянный диалог, и небезуспешно. Задолженности по периодам прошлых лет есть, но мы отстаиваем свою правоту, в том числе в судах. Но, несмотря на это, на днях государство перечислило нам очередной платеж.
Вопрос: Какая задолженность по возмещению НДС по вашим данным?
Ответ: Сейчас некорректно говорить об этом, потому что мы ждем решения судов.
Вопрос: Обсуждаются ли сейчас создание концерна "Укрэнергомаш" или какие-то иные формы объединения с другими предприятиями отрасли, в первую очередь с "Турбоатомом", с целью более эффективного продвижения продукции на внешних рынках?
Ответ: Идея не нова, она обсуждалась много лет. Но на данный момент ее реализация невозможна в первую очередь из-за юридических аспектов. У "Электротяжмаша" и "Турбоатома" абсолютно разные формы собственности. "Турбоатом" - акционерное общество. Да, у них контрольный пакет принадлежит государству, но при этом есть и частные акционеры. Наш завод - 100%-ное государственное предприятие. Поэтому не может быть речи об объединении. Сегодня "Электротяжмаш" и "Турбоатом" совместно работают над выполнением ряда контрактов, такое объединение партнерское и взаимовыгодное. Доказательством может послужить успешное подписание и работа по ряду сложных проектов (например, с Днестровской ГАЭС).