Интервью второго президента Украины Леонида Кучмы агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Какова роль Конституции 1996 года в жизни Украины?
Ответ: Ее трудно переоценить, не случайно Конституцию называют Основным законом. Ведь Конституция является главным правовым актом, определяющим важнейшие принципы, критерии, юридические рамки регулирования всех отношений в государстве и обществе. Именно на ее основе и в соответствии с ней издаются все другие правовые акты в стране. Поэтому считал своей важнейшей обязанностью как президента ускорить процесс принятия Конституции независимой Украины. Учтите, что до 28 июня 1996 года новая страна жила по Основному закону еще УССР, хоть измененному.
К слову, абсолютно не правы те, кто и сегодня пытается навязать обществу мысль, что Конституция писалась чуть ли не на колене в ночь с 27 на 28 июня. Наоборот, еще в 1991-ом году мне, тогда народному депутату, пришлось участвовать в разработке основ концепции Конституции Украины, принятых постановлением парламента. Эти основы совершенствовались в течение нескольких лет.
И следующим важным этапом стало заключение Конституционного договора между Верховной Радой и президентом Украины об основных принципах и функционировании государственной власти и местного самоуправления до принятия Конституции. Напомню, произошло это летом 1995-го года. "Шлифовкой" юридических формулировок занялась созданная тогда Конституционная комиссия, в которую включили самых известных в стране правоведов - ученых, практиков, а также политиков. Они учли многие сотни, даже тысячи поступивших предложений, касавшихся текста Основного закона.
Существовало множество полярных мнений принципиального характера. Начиная с того, какими должны быть символы государства (герб, гимн, флаг), заканчивая отношением к частной собственности и структуре государственного управления, высших органов власти. Именно вокруг этого и шла жесткая полемика: имеет ли вообще частная собственность право на существование, защищена ли она законодательно. Вспомните, что в том составе парламента значительное влияние имели левые, которые резко против этого выступали. Подобных примеров можно привести множество.
Принятие Конституции – это непростой компромисс между различными политическими силами, различными частями общества, определивший основные направления развития нашего государства на будущее. В этом наиболее важная, принципиальная роль Конституции, по которой мы сегодня живем.
Вопрос: Как за эти годы изменилось отношение политиков, простых граждан к Конституции?
Ответ: Должен отметить, что сейчас уже не вызывают ожесточенных споров те проблемы, вокруг которых закипали жаркие схватки в зале Верховной Рады и даже в обществе. Никто, например, не ставит под сомнение правовое решение вопросов частной собственности, конституционное закрепление государственных символов и так далее. Но возникли проблемы другого характера.
С одной стороны, декларируются и в выступлениях с трибун, и в публикациях, и в научных разработках важность Конституции, как основного правового документа, необходимость ее неуклонного соблюдения для стабильного и прогнозируемого развития общества и украинского государства. Но, с другой стороны, налицо явное непонимание того, что декларируется. Свидетельством этому практически тотальное наступление на Конституцию.
Чуть ли не каждый день в СМИ мы слышим призывы о необходимости принять новый Основной закон, появился целый ряд неизвестно откуда взявшихся его новых проектов. Такое ощущение, что речь идет не о Конституции, а какой-то инструкции по эксплуатации механизма. Но ведь и правила уличного движения не меняются так часто! А здесь – Основной закон! А проблема-то совершенно в другом. Мы являемся свидетелями того, что даже высшие должностные лица, не говоря уже о мелких чиновниках и рядовых гражданах, зачастую чуть ли не демонстративно не выполняют Конституцию. Результат всем известен – правовой нигилизм в стране. И именно над преодолением этого всем сейчас надо работать. Иного пути нет.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы вернуть уважение к Конституции?
Ответ: То, о чем я вам говорил в предыдущем ответе и влияет на падение авторитета Основного закона в обществе. Чтобы поднять его, власть должна своим собственным примером демонстрировать уважение к Конституции – неукоснительно ее выполнять. Естественно, что рядовой гражданин всегда ориентируется на власть. И если властители игнорируют Конституцию, то что можно требовать от простого человека? Люди должны постоянно ощущать, что Закон защищает их гражданские права, понимать, что исполнение закона в их же интересах. Кроме того, на государственном уровне должна разрабатываться и осуществляться целая система мер по воспитанию уважения к Закону. И начинаться она должна буквально со школы, если не с детского садика.
Вопрос: Леонид Данилович, но ведь и вы предлагали изменять Конституцию?
Ответ: А я и не отрицаю этого, никогда не говорил, что действующая Конституция абсолютно идеальна. Есть в ней ряд положений, нуждающихся в совершенствовании. В частности, вряд ли можно признать приемлемым, когда даже кандидатуры в состав правительства представляют различные субъекты. Сегодня это – президент и премьер-министр. Очевидно, что этот механизм в 2004-ом году был не до конца продуман. А сейчас это негативно влияет на взаимоотношения между главой государства, парламентом и премьер-министром по формированию правительства.
Не до конца решены конституционные вопросы реформирования местного самоуправления. Особенно в части распределения полномочий между центром и общинами.
Совершенствования требует на конституционном уровне механизм формирования местных бюджетов – один из важнейших вопросов. Возникает немало вопросов в более четком размежевании государственной и коммунальной собственности. Согласен и с теми, кто настаивает на серьезных изменениях в организации судебной власти. Особенно это касается создания механизмов ответственности судей за принимаемые ими решения.