Интервью

Эксклюзивное интервью первого заместителя председателя Верховной Рады Украины Александра Лавриновича агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: тема конституционных изменений, судя по всему, будет активно использоваться в период предвыборной президентской компании. Не поставит ли это под угрозу процесс внесения изменений в Конституцию?

Ответ: Что касается угрозы процессу, то я здесь не вижу серьезных оснований так думать. Я здесь вижу другую угрозу – угрозу дискредитации самого Основного закона и стремлений к его изменению. То, что я уже увидел, что один из кандидатов, который сейчас временно работает президентом Украины, уже использует эту тему и хочет иметь не изменения, а хочет иметь, вообще, новую Конституцию в Украине. Это уже дискредитация Основного закона и такое прямолинейное, я бы сказал, использование этой проблемы в избирательной компании. А, вообще, если говорить уже о самом процессе, то никак избирательная компания на него не повлияет. Потому что существует процесс внесения конституционных изменений, который обусловлен конституционными нормами и без вдумчивой работы и согласования политических и правовых позиций в парламенте ведущих политических сил страны никакие изменения в Основной закон внесены не будут.

Вопрос: Понятно, что работа будет продолжаться, согласование идет. Но сейчас, вероятно, каждая политическая сила будет использовать эту тему в своих политических корыстных целях.

Ответ: Сейчас вообще никакая работа реальная не идет и не будет идти до тех пор, пока в Украине не вступит в свою должность новоизбранный президент Украины. Сейчас эти процессы остановлены. Они, конечно, будут использоваться как готовые предложения сделать всех счастливыми и здоровыми, и богатыми и сразу, как только в этот день будет отдан им голос.

Вопрос: То есть, как предвыборный лозунги?

Ответ: Да, как лозунги избирательной компании.

Вопрос: Могут ли кандидаты в президенты таким образом нажить себе дивиденды, или, скорее, вызовут у общества к себе неприятие?

Ответ: Скорее, второе.

Вопрос: Может ли такая реакция общества вызвать неприятие самой темы изменения Конституции? И если будет договоренность между политсилами, может ли законопроект быть вынесен на референдум?

Ответ: Есть вещи, о которых договариваться нельзя. Есть вещи, которые установлены как общенациональные правила и на референдум будет выноситься только то, что предусмотрено специальным разделом действующей Конституции. Есть три раздела – первый третий, тринадцатый. Вот если в них будут вноситься изменения, будет обязательно референдум. Но после того, когда эти изменения пройдут парламентское чистилище во всех его составляющих. А авантюризм, который предлагают совершить, что один человек решит, что он может предложить самое лучшее и незаменимое и вынесет на референдум, используя какие-то силовые варианты влияния, ничего из этого не получится.

Вопрос: Какой момент можно считать благоприятным для внесения изменений в Конституцию? Можно ли вообще говорить о таких моментах? При каких условиях можно вносить изменения в Конституцию?

Ответ: Тогда, когда в них есть крайняя необходимость и есть осознание политических сил, что это является неотвратимым и необходимым и эти политические силы идут навстречу друг другу и ищут компромисс не только правовой, но и политический. Для того, чтоб реализовать потребность общества. То, что мы наблюдаем и сегодня. Неудачно, скажем, закончился этап поиска этих компромиссов. Следующий этап может быть теперь только после президентских выборов.

Вопрос: Если будет благоприятный политический момент. Получается, что в Украине меняют Конституцию под политический момент?

Ответ: Это, кстати, культивируется в Украине в сознании людей, и даже таких, которые профессионально интересуются этими вопросами, что в Украине Конституцию уже сто раз меняли и подгоняют под каждый момент. Реально надо знать, что Конституция Украины принята 28 июня 1996 года и определенным образом искалечена в 2004-м и никаких других изменений никогда в эту Конституцию не вносилось. Никогда. Далее изменения происходят тогда, когда возникает ситуация дестабилизации в обществе, или ситуация, которая не позволяет нормально развиваться или ущемляет возможности развития определенных групп общества или отдельных регионов. Когда есть потребность в этом. Когда все стабильно, спокойно и благоденствие, никто никакие изменения не вносит. Изменения вносят тогда, когда возникает кризисная ситуация, которая требует правового регулирования. Вот как в Украине: есть две исполнительные ветви власти, которые постоянно между собой ведут не соревнование, а войну – это есть проблема, которую надо решить. Уже не будем говорить о других составляющих.

Во всех странах, во все века все Конституции разрабатывались под политический момент. Для того, чтобы этот момент был использован с максимальной эффективностью для общества на будущий период. Поэтому на этом не надо спекулировать. Это же не научная чисто тема, которую можно решить спокойно в академической тишине и получить результат, которым можно будет потом руководствоваться или руководить его развитием, не спрашивая общего разрешения у общества. А политики - это уполномоченные гражданами Украины лица, которым они непосредственно путем бюллетеней отдают право от их имени принимать государственные решения.

Вопрос: На Ваш взгляд, много ли в Украине профессионалов, которые разбираются в этой теме?

Ответ: Это зависит от того, что считать большим количеством, а что нет. Если говорить об ученой среде, то достаточно много. А если брать от граждан Украины вообще, то это мизерное количество.

Вопрос: Возвращаясь к предвыборной тематике, можно ли говорить о том, что работа над внесением изменений в Конституцию не «терпит суеты» и для этого необходима тишина

Ответ: В тишине разрабатывать нужно. Но обязательно надо, чтоб был публичным предмет обсуждения и предложения, которые вносятся, чтоб они были публичными. Потому что иногда очень правильные предложения с научной точки зрения могут иметь негативные последствия в силу того, скажем, что другой уровень восприятия и возможностей для того, чтобы руководствоваться этими предложениями в обществе. По этим правилам должна жить вся страна, все люди. А если это очень хороший, но абстрактный продукт, он может навредить. Поэтому нужно знать обратную связь с обществом, как это понимается, как это воспринимается.

Когда я читаю Конституции разных стран,… сначала я вообще удивлялся, что во многих стиль написания и такие слова, которые используются, серьезно отличаются от подходов законодательства этих стран. Это всегда более публицистический подход. И намного упрощеннее, чем другие подходы по праву.

Вопрос: В Украине 28 июня - государственный праздник. А для Вас лично?

Ответ: Для меня тоже. В моем понимании праздник – это когда в обществе для всех этот день что-то значит и в жизни каждого что-то значит. Если у нас есть, например, праздник рождения Иисуса Христа или день, от которого начали новое летоисчисление. Или, абстрагируясь от исторической или религиозной темы этой даты - наступления следующего периода, то есть, нового года. Ведь люди не все точно идентифицируют, что они празднуют каждый год день рождения Иисуса Христа. Потому что от его рождения началось летоисчисление. Каждый год каждый человек празднует свой день рождения и рождение нового года. Или как празднуют день независимости в разных странах - день создания своей страны. Для них это значит, что они обрели возможность жить в своем обществе, в своей стране и самим быть в ней хозяевами.

В моем понимании есть день, когда был принят Основной закон, который дал возможность определить и на сегодня, и на завтра, и на будущее, какие основные у нас закладываются ценности для общества и как регулируются взаимоотношения между людьми, как формируется состав тех органов, которые осуществляют руководство государством, как обеспечивается работа на региональном уровне, каким образом люди смогут реализовывать свои права для жизни в своих общинах. Это когда этот документ будет работающим в полном объеме, когда каждый будет понимать, что благодаря тому, что он у нас есть, он имеет свои возможности и свои права, которые защищены инструментами государственных институтов и национальным законодательством, тогда, конечно, думаю, большинство будет понимать, что это очень важный день для каждого и это будет ощущение настоящего праздника. Сегодня такое ощущение есть, я с грустью думаю, у очень небольшой части населения Украины. Хочется верить, что тот день, когда это будет настоящим праздником для всех, придет как можно скорее. Я хочу это видеть и хочу в это верить.

Реклама
Реклама

ПОСЛЕДНЕЕ