Владимир Котенко: без внесения изменений в закон о трансфертном ценообразовании не обойтись
Интервью партнера, руководителя налогово-юридической практики EY в Украине Владимира Котенко агентству "Интерфакс-Украина"
1 сентября вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые для простоты называют «законом о трансфертном ценообразовании». Как Вы считаете, какого эффекта следует ожидать от применения данного закона?
Говоря о возможном эффекте закона о трансфертном ценообразовании, зачастую пытаются спрогнозировать, сколько дополнительных налоговых поступлений принесет этот документ. Я бы хотел предложить взглянуть на этот же вопрос в другом ракурсе.
Эффект от этого закона, как ни странно, проявится заранее, до того, как он начнет реально применяться, и предприятия подадут свои первые отчеты по контролируемым операциям. Закон сыграет роль дисциплинирующего фактора. Не факт, что он заставит радикально (и, тем более, быстро) поменять подходы к ведению бизнеса. Но наличие этого закона само по себе послужило свидетельством серьезности намерений и было воспринято бизнесом как яркий сигнал о векторе развития нашей фискальной политики. Бизнес, я думаю, теперь будет внимательнее смотреть на свои дальнейшие шаги и будет готовиться к подобного рода поворотам в будущем. Изменять подходы – в сторону открытости и прозрачности – наверняка постепенно, но станут.
Эксперты говорят о необходимости внесения изменений в новый закон. Почему?
Вопрос расчета диапазона цен и диапазона рентабельности, вопрос источников информации для целей трансфертного ценообразования, вопрос порядка определения сопоставимости операций (приведения различных операций "к общему знаменателю" для их сравнения с точки зрения трансфертного ценообразования), на сегодня новым законом либо урегулированы весьма расплывчато, либо отданы на откуп подзаконных актов. И теперь кто с нетерпением, кто с содроганием ждет, что же появится в этих документах.
Но, возможно, в законе и должны были быть отражены общие подходы, а уже детали – выписаны в иных нормативных документах?
Есть две концепции. Можно принимать четкий, конкретный и подробный закон. Можно создавать краткое, концептуальное законодательное регулирование в надежде на то, что общая практика и общая высокая культура обеспечат применение таких лаконичных законов должным образом.
В идеале, хотелось бы, конечно, чтобы у нас был второй вариант - короткие законы, задающие общие правила, и хорошая практика их применения. Но богатый украинский опыт показывает, что если в законе отсутствует хотя бы одна буква, не всегда удается прийти к пониманию всеми сторонами, что есть справедливый подход и какая трактовка является корректной с точки зрения права. Да даже если эта буква и есть в законе, разногласий все равно не избежать. Что уж говорить о ситуации, когда закон оставляет поле для творчества его толкователей.
Поэтому в наших реалиях представляется разумным подход, когда меньше возможностей для трактовки законодательства отдается на откуп отдельным ведомствам и правительственным учреждениям. То есть закон должен быть выписан более четко и однозначно. Поэтому я уверен, что без внесения изменений в закон, точнее, в Налоговый кодекс, не обойтись.
Есть вероятность, что действие закона о трансфертных ценах будет остановлено?
Закон о трансфертном ценообразовании - это нечто, что уже нельзя отменить. Его можно и нужно изменять, улучшать, но отменить – вряд ли. Слишком сильно на него надеялись. Слишком много было на него поставлено. Поэтому, скорей всего, этот документ будет жить. Но теперь в наших интересах – интересах всей экономики - чтобы он был адекватным, чтобы он не дестимулировал предпринимательскую инициативу, не демотивировал людей заниматься бизнесом и не заставлял бизнесменов опускать руки.
Каких изменений в закон о трансфертном ценообразовании, по Вашему мнению, следует ожидать?
Однозначно нужно будет разобраться с вопросом о консолидированной группе налогоплательщиков. Что скрывать - структура экономики Украины такова, что очень большое количество предприятий являются связанными. Если сейчас не учесть этот факт, и загрузить весь этот массив предприятий, а стало быть – людей, на них работающих и контролирующие органы, необходимостью соблюдать правила трансфертного ценообразования внутри страны, то есть готовить аналитику, подавать отчетность... Я не думаю, что это позитивно повлияет на деловую активность и на инвестиционную среду. Поэтому упорядочивание закона в части применения правил об обычных ценах внутри страны, в том числе – с помощью внедрения института консолидированной уплаты налога различными налогоплательщиками, явно будет на повестке дня.
Существуют разные модели консолидации, но, в итоге - это способ уплачивать налоги предприятиями, которые пребывают под общим контролем, с учетом результатов таких различных предприятий. Соответственно, принимаются во внимание реальные результаты пребывающего под одним контролем бизнеса.
В мире десятки государств, в основном – развитые юрисдикции, имеют правила о консолидированной уплате налогов в том или ином виде.