Интервью председателя Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Валерия Саратова
Вопрос: Валерий Владимирович, давайте начнем с самой актуальной в настоящее время темы: влияние снижения цен на российский газ на тарифы тепловой энергии для бюджетной сферы, бизнеса и населения. На каком этапе находится пересмотр тарифов?
Ответ: У нас было мало времени, мы работали круглосуточно, но 31 декабря комиссия провела заседание и для 160 лицензиатов тарифы были пересмотрены - это самые крупные предприятия, которые покрывают более 80% полезного отпуска тепловой энергии. Также в январе 2014 года 23-м предприятиям были пересмотрены тарифы на тепловую энергию. Всего у нас около 250 лицензиатов, из них 33 предприятия вообще не используют газ, 12 предприятий не поставляют тепловую энергию для бюджетных организаций и бизнеса. С остальными работа ведется. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), которая устанавливает цены на газ, дала нам две цены: для бюджетников и других потребителей. Вы спрашиваете: а население? А населению осталась старая цена, потому что она и сегодня в два раза ниже, чем те цены, которые мы установили для бюджетной сферы. Сегодня цена газа, которую мы закладываем в тариф на тепло для населения - 1309 грн за тыс. куб. м, новая цена газа в тарифе для предприятий коммунальной теплоэнергетики (ТКЭ) - 2448 грн за тыс. куб. м.
Люди спрашивают: "Нас совсем это не касается?" Касается: теперь государство имеет гораздо больше возможностей для удержания стабильных цен на тепло. Разница между стоимостью российского газа и стоимостью газа для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) компенсируется из госбюджета. Снижение цены российского газа уменьшает расходы госбюджета на компенсации и дает возможность удерживать стабильные тарифы.
Вопрос: Цена на российский газ может меняться. Комиссии каждый раз придется пересматривать тарифы?
Ответ: Она и раньше менялась. Цена газа привязана к цене на нефть, и цена по которой Россия продавала нам газ, также колебалась в пределах $416-430 в зависимости от того, как на мировом рынке менялись цены на нефть. Да, Россия может изменить цену на газ, но это очень небольшие колебания 2-3%, потому что на сегодня, как я понимаю, каких-то резких изменений на рынке нефти не будет. Иногда читаю в интернете, что Россия может самостоятельно изменить цену. Нет, не может. Это формулы, которые привязаны к цене на нефть и колебания могут быть как в большую, так и в меньшую сторону. Но, на мой взгляд, вероятность снижения цены на газ выше, чем роста. Мы на это надеемся.
Вопрос: Как происходил пересмотр тарифов? От чего зависит процент снижения цены на энергоноситель для предприятий ТКЭ?
Ответ: В данном случае мы обязаны пересмотреть тарифы, потому что произошло резкое изменение цены на газ. До того как мы изменили тарифы себестоимость 1 Гкал для бюджетной сферы и других потребителей составляла 80% стоимости газа. Мы пересмотрели цены в сторону уменьшения на тепловую энергию для бюджетных учреждений более чем на 20% до 590 грн с 728 грн за Гкал, для других потребителей более чем на 12% - до 660 грн с 734 грн за Гкал. Что это дает людям? Местные бюджеты платили за отопление "живыми" деньгами, сегодня они будут платить более чем на 20% меньше, что дает им примерно 1,5 млрд грн экономии. Это достаточно большие деньги, которые остаются в распоряжении местных общин, они могут потратить их на решение самых "болезненных" вопросов. Я бы оставил эти деньги в бюджетной сфере, направил бы на улучшение состояния школ, детских садов, больниц, покупку медицинского оборудования. Что касается других потребителей – в их распоряжении останется порядка 500-600 млн грн.
Вопрос: Как вы оцениваете эффективность украинской системы теплоэнергетики?
Ответ: Эффективность украинской теплоэнергетики это относительный показатель. Если сравнивать систему теплоэнергетики Украины с теплоэнергетикой европейских стран, то более современные технологии и менее изношенное оборудование европейских стран дает выигрыш примерно в 5 килограмм условного топлива (кг у.т.) на производство 1 Гкал тепловой энергии. Средний по Украине показатель составляет 161 кг у. т./Гкал тогда как европейские страны имеют аналогичный показатель на уровне 156 кг у. т./Гкал. Много это или мало? Если рассматривать масштабы страны, то при достижении среднеевропейских показателей теплоснабжающие предприятия Украины при производстве тепловой энергии использовали бы природного газа на 389,8 млн куб. м меньше, а при цене газа $300 за 1 тыс. куб. м, экономия составила бы порядка $117 млн.
Если говорить о системе транспортировки тепловой энергии, то здесь ситуация, гораздо хуже, чем в системе производства тепловой энергии. Изношенность трубопроводов теплоснабжения и тепловой изоляции очень влияет на уровень потерь тепловой энергии. Иными словами, чем хуже тепловая изоляция на трубопроводах теплоснабжения, тем больше остынет теплоноситель по дороге от котельной к домам, и тем хуже будет качество теплоснабжения таких домов. В Украине существует огромное количество трубопроводов, тепловая изоляция которых не соответствует нормативам, и не менялась с момента строительства теплотрасс еще во времена СССР. Комиссия внимательно отслеживает ситуацию с потерями тепловой энергии. Те предприятия, потери тепловой энергии у которых превышают нормативный уровень 13%, получают предписание от комиссии первоочередными мероприятиями инвестиционной программы сделать реконструкцию тепловых сетей. Это одновременно приводит и к уменьшению тарифов на тепловую энергию и к улучшению качества тепловой энергии.
Нельзя не отметить низкую энергоэффективность зданий в Украине. В советские времена вопросам энергосбережения уделялось очень мало внимания, и это понятно, потому что энергоресурсы были очень дешевыми. До 2005 года пока не изменились строительные нормы, строительство велось без дополнительного утепления фасадов, подвалов, крыш. А применение деревянных окон значительно повышало теплопотребление домов. Например, замена всех деревянных окон в пятиэтажном доме на качественные металлопластиковые окна экономит до 10% годового потребление тепла на отопление. Но собственники жилья не торопятся улучшать построенные до 2005 года дома для приведения их к действующим нормативам. Поэтому сейчас имеется огромный резерв, использование которого позволит снизить энергопотребление домов, а значит и затраты на их отопление приблизительно на треть. Но Комиссия регулирует монопольный рынок теплоснабжения, и наша мера ответственности заканчивается на входе в дом, а дальше начинается рынок жилищно-коммунальных услуг, который регулируют местные советы и Министерство ЖКХ.
Таким образом, подводя итог можно оценить эффективность украинской теплоэнергетики как посредственную. Действительно, можно и нужно еще очень много сделать, чтобы довести уровень и культуру технологий производства, транспортировки и потребления тепловой энергии до европейских стандартов.
Вопрос: Как обстоит ситуация с финансированием обновления системы теплоэнергетики?
Ответ: В 2013 году Комиссия одобрила инвестиционные программы 17 предприятиям теплоснабжения на 342 млн грн. В 2012 году амортизационные отчисления предприятий составили 770 млн грн. К сожалению, все эти деньги не были направлены на обновление основных средств. Почему? Предприятия ТКЭ находятся в сложном положении и направляют эти деньги на другие расходы: платят за электроэнергию, за воду, еще за что-то. Это не правильно, если не вкладывать деньги амортизационных отчислений в обновление основных фондов, предприятия просто развалятся. Мы не можем принимать решений без интересов будущих поколений, нужно думать какими будут коммунальные услуги не только сейчас, но и в будущем, как их будут использовать наши дети, внуки. Предприятия обязаны направлять амортизационные отчисления на обновление основных средств, так как это обеспечивает деятельность предприятия в будущем. И сегодня коммунальные предприятия говорят: "Да вы нас совсем загоняете в жесткие рамки, потому что раньше у нас были деньги, чтобы залатать какую-то дыру, а сейчас мы не можем этого сделать". Мы не соглашаемся с предприятиями, и контролируем, чтобы эти деньги шли на обновление основных фондов. Мы сейчас проводим эту работу, на 2014-м Комиссия установила инвестпрограммы для 15 предприятий. В чем задержка, почему так медленно? Не медленно. Проблема в том, что предприятия получают бюджетные средства на разницу в тарифах для населения, а законодательство предусматривает, что если есть бюджетные деньги, то для одобрения инвестпрограммы нужно иметь государственную экспертизу по документации. И как только предприятие предоставляет нам проектную документацию, выводы государственной экспертизы – мы одобряем эти программы, находя компромисс между видением проблем предприятия и комиссии. Надеюсь, в этом году мы будем иметь инвестпрограмму по каждому предприятию. В широком смысле задача регулятора состоит в создании условий для предприятий по сокращению в тарифе затрат и увеличению инвестиционной составляющей при неизменной величине тарифа.
Вопрос: Как привлечь инвестора в сферу теплоэнергетики? Может комиссия гарантировать возврат кредита с учетом ограниченных возможностей доходов населения?
Ответ: Очень интересный вопрос. К примеру, руководитель предприятия хочет привлечь 1 млрд грн и вернуть кредит за счет тарифа. Комиссия не позволит этого сделать, потому что регулятор должен обеспечивать доступность тарифов. Если предприятие захочет увеличить тариф в два раза – люди не смогут столько платить. Мы эту ситуацию отслеживаем, готовим документ, и более формально пропишем вопрос того, какую часть могут платить люди. Поэтому мы можем отнести к тарифу ту сумму, которая не увеличит его значительно.
Формирование инвестиционных программ исключительно по критерию глубины потребностей предприятий в модернизации является узким экономическим подходом. Такой подход не является системным механизмом государственного регулирования, так как разбалансировывает платежную дисциплину основного бюджетообразующего сегмента лицензиатов – населения. Комиссия подходит к вопросам совершенствования инвестиционной политики с учетом критериев социальной доступности услуг.
Например, органы социальной политики Великобритании и Франции квалифицируют ситуацию, когда население вынуждено тратить на отопление более 10% доходов, как "энергетическую бедность", что требует целевой адресной помощи. Всемирный банк, для регуляторов в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения, рекомендует соблюдать порог социальной доступности на воду в пределах 2-4% доходов домохозяйств. По заказу комиссии экспертами Института демографии и социальных исследований им.М.В.Птухи проведено исследование расходов населения Украины на жилищно-коммунальные услуги, в котором средние издержки на водопотребление соответствуют 1% доходов, на тепловую энергию в отопительный период – 8,5%, что в абсолютном значении около 330 грн за тепло для среднего домохозяйства.
Исходя из европейских практик, Комиссия разрабатывает методику расчета предельного объема инвестиционных программ, принимая за основу в качестве ограничивающих критериев статистические данные о расходах домохозяйств в каждом регионе на соответствующие коммунальные услуги. Соотношение социальных возможностей потребителей и инвестиционных потребностей предприятий должна стать инновационным инструментом устойчивого развития сферы коммунальных услуг, основанным на постоянном платежеспособном спросе.
Мы полностью поддерживаем предприятия, которые хотят работать с кредиторами. Но еще раз хочу подчеркнуть: Комиссия не находится ни на стороне предприятия, ни на стороне населения, она находится посередине и обеспечивает оптимальное соотношение интересов как предприятия так и населения.
Вопрос: 10 января вступило в силу постановление "Об утверждении процедуры установления тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод". Можно ли в связи с этим ожидать изменения тарифов?
Ответ: Нет, это просто новая редакция действующего документа, содержание не меняется. Главное, что интересует людей: есть ли основания сегодня для изменения тарифов? Основаниями для этого являются изменения себестоимости на 5%. Бывают ситуации, когда предприятие, к примеру, отказалось от услуг централизованного водоснабжения, или сделало собственную скважину, и объем поставленной воды у водоканала сократился на 30%. И тогда у нас есть основания пересматривать тарифы для этого предприятия. Но, в целом, если уровень инфляции в 2014 году будет стабильным, как в прошлом оснований пересматривать тариф не будет.
Вопрос: А как обстоит ситуация с тепловой энергией? Тарифы рассчитываются также?
Ответ: Тарифы на тепло рассчитываются по–другому. Это зависит от того, что структура тарифа на тепло отличается от тарифа на воду. Например, в структуре тарифа на воду больше используется электричество, а в структуре тарифа на тепло – топливо.
Если коротко, то все составляющие тарифа можно сгруппировать в несколько больших групп. Итак, структура тарифа на тепло выглядит следующим образом: до 65% составляют расходы компаний на оплату газа, 8–10% – на электроэнергию, до 22% – занимает заработная плата сотрудников и на все другие расходы приходится около 10%. Это для населения.
Для бюджетных организаций и бизнеса, для нужд которых используется дорогой импортный газ, структура тарифа следующая: 82% – топливная составляющая, 4% – электроэнергия, 9% – заработная плата и 5% – это остальные расходы.
Расчеты соответствующих тарифов осуществляются согласно порядку формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку, поставку, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 1 июня 2011 года № 869 "Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги". Также при расчете тарифа применяется Процедура установления тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку, поставку, утвержденная постановлением НКРЭ от 17 февраля 2011 года №244. Как видим, процедура установления тарифа на тепло применяется не наша, как по воде, а НКРЭ. С этим мы тоже работаем.
При подсчете тарифа все элементы себестоимости должны правильно распределяться по соответствующим статьям. Кроме того, следует помнить о том, что в Украине нет двух лицензиатов с одинаковыми показателями затрат. У одних менее изношены теплосети, у других котлы и другое оборудование в лучшем состоянии. Да и продуктивность котельной в разных регионах при практически одинаковом годовом производстве тепловой энергии может существенно отличатся, как за счет изношенности оборудования, так и за счет количества персонала, который задействован при производстве тепла. Не следует также забывать о погодных особенностях разных регионов.
Каждый элемент себестоимости обязательно анализируется в сравнении с издержками предыдущего периода, а затраты энергетических ресурсов анализируются в динамике последних пяти лет.
Утвержденные нами тарифы, не зависят ни от кого, потому что комиссия рассчитывает тарифы согласно единой формуле. Мы проводим очень большую работу по расчету этих тарифов, анализируем деятельность предприятия теплоснабжения за пять лет, как они потребляли газ или другие энергоресурсы. И все это анализируется, каждое здание, каждая труба. Сегодня население платит примерно 2/3 экономически обоснованных тарифов. Это решение приняло государство. Мы подсчитываем разницу между экономически обоснованными и действующими тарифами, эта сумма служит основанием для бюджетных компенсаций, когда государство покрывает разницу в тарифах централизованного водо- и теплоснабжения.
Вопрос: Какое соотношение экономически обоснованных тарифов и тех, по которым осуществляется оплата?
Ответ: Для бюджетных учреждений и других потребителей по теплу у нас де-факто экономически обоснованные тарифы, для населения покрывает порядку 70% обоснованного тарифа. По воде уровень покрытия себестоимости для населения 68%.