Ющенко обжалует в КС отдельные нормы изменений к выборному закону - М.Ставнийчук
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" замглавы секретариата президента Украины Марины Ставнийчук
Вопрос: Готовит ли секретариат президента представление в Конституционный суд о конституционности закона об изменении законодательных актов, касающихся выборов президента?
Ответ: 10 сентября был опубликован в установленном Конституцией порядке закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты по выборам президента Украины.
Таким образом, у президента появляются конституционно-правовые возможности для обращения в Конституционный суд, так как до того момента, пока он не был подписан и опубликован, это были простые разговоры оппонентов.
Конечно, подготовлены предложения президента по содержанию конституционного представления по этому вопросу в КС. Я прогнозирую, что в начале недели президентом Украины это представление будет внесено в КС.
Вопрос: Представление будет касаться закона в целом или только его отдельных положений?
Ответ: Очевидно, что были, в том числе, и процедурные нарушения при принятии закона, который будет оспариваться президентом в КС. В первую очередь речь идет о том, что не все депутаты голосовали лично во время принятия этого закона. Но правовые реалии сегодня таковы, что, к сожалению, это уже стало практикой работы парламента, когда зал полупустой, а "голосуют" более 300 депутатов.
Конечно, в условиях, в которых мы находимся на сегодняшний день, когда до избирательной кампании остается достаточно мало времени, я могу спрогнозировать ситуацию, что президент Украины будет обращаться в КС о признании не отвечающими Конституции отдельных положений этого закона.
Вопрос: То есть, закон в случае обжалования в КС будет действовать, и никаких проблем с организацией выборов не будет?
Ответ: На сегодняшний день закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты по выборам президента Украины вступил в действие, и это означает, что пять законодательных актов, в которые внесены изменения, действуют в новой редакции. Это уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, кодекс административного судопроизводства, законы о выборах президента Украины и о государственном реестре.
Естественно, поскольку они все действуют, поскольку предусмотрены сроки начала избирательной кампании, то соответствующие процедуры будут осуществляться даже при том, что КС начнет слушать соответствующее дело.
В отношении срока начала избирательной кампании – президент этот вопрос не оспаривает, наоборот, он разделяет эту позицию. Он несколько раз говорил о том, что необходимо оптимизировать сроки избирательной кампании на всех выборах, и что в тех условиях, в которых все люди находятся в Украине, девяностодневный срок для ведения избирательного процесса – в принципе нормальный срок и на данном этапе может быть оптимальным для проведения очередных выборов.
А что касается других положений – да, у него есть претензии в отношении их конституционности и замечания есть не только у президента.
В КС президент будет обращаться в отношении тех положений, которые непосредственно, по его мнению, не отвечают целому ряду статей Конституции, в частности, тем статьям, в которых речь идет о недопустимости сужения объема и ограничения прав, свобод и гарантий граждан Украины, в первую очередь конституционных избирательных прав.
Данный закон также содержит ряд положений, которые не корреспондируются между собой по срокам, порядку осуществления, в общем - процедурно.
Скажем, изменения в Кодекс административного судопроизводства вносит целый ряд проблем. Это очень серьезно, и очень важно разобраться в том, какой суд будет судом первой инстанции, какой – второй инстанции, есть ли апелляция в судебных делах, касающихся избирательных споров.
При внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства отсутствует системный комплексный подход, который бы обеспечил понимание, а также однозначное применение его положений при рассмотрении административных избирательных споров.
Я не исключаю, что это было сделано преднамеренно, чтобы одни и те же споры рассматривал Высший административный суд, и выносил одно решение, а Административный апелляционный суд мог также рассматривать, и принять другое решение.
То есть вопросов чрезвычайно много.
Я должна сказать, что научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады поддержало практически все предложения президента, которые подавались в так называемом вето – в замечаниях президента Украины в отношении принятого Верховной Радой закона.
Это же не случайно, там свои предложения и замечания высказывала юридическая служба аппарата Верховной Рады Украины, и они также совпадали с предложениями президента. То есть когда речь идет не о политике, а исключительно о праве, специалисты склоняются к позиции президента, что вопросы есть, и что их необходимо решать.
В этом законе есть положения, которые могут служить основой для злоупотреблений, фальсификаций во время выборов, которые есть или могут лежать в основе черных технологий по влиянию на результаты голосования. Понимаю, что в Конституционном суде будет достаточно нелегко доказывать, что они не соответствуют Конституции напрямую. В частности, это касается правомочности комиссии при принятии решений – эти все вещи знаковые, которые свидетельствуют о том, что этот закон, к сожалению, закладывает возможности для тех, кто собирается злоупотреблять во время выборов.
На сегодняшний день и международные эксперты высказывают свое негативное отношение ко многим положениям этого закона.
Вопрос: президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о всенародном обсуждении проекта новой Конституции. Как реализуется этот указ?
Ответ: Сегодня говорить рано об итогах первого этапа обсуждения проекта Конституции, внесенного в Верховную Раду президентом Украины. Условно весь процесс в соответствии с указом можно разделить на три периода: до 14 сентября – учредительный этап, с 14 сентября до 1 декабря – активное обсуждение, с 1 до 20 декабря – анализ поступивших в ходе обсуждения предложений, и возможно - усовершенствование текста Конституции Виктора Ющенко.
На сегодняшний день уже можно говорить о многих вещах по выполнению мер, предусмотренных указом президента, которые сделаны как на центральном уровне, так и на региональном уровне.
Так, в Институте стратегических исследований, которому поручено собирать предложения и делать их анализ, открыта соответствующая интернет-страница, где можно ознакомиться с проектом Конституции и подать свои предложения, замечания, дополнения, обсудить и высказать свое впечатление.
По информации Института стратегических исследований, на сайт уже поступило несколько тысяч сообщений. Из них до 1 тыс. касаются непосредственно положений проекта. Другие сообщения касаются отношения граждан к политическим силам, их лидерам, что свидетельствует о том, что пока не всегда существует понимания сути всенародного обсуждения проекта Конституции.
Таким образом, можно говорить о том, что граждане занимают активную позицию, но пока только формируется понимание того, как в данном случае обсуждать проект Конституции.
Обращения граждан поступают из всех регионов. Активное участие в обсуждении принимают специалисты, предлагая конкретные редакции тех или иных положений.
Также веб-странички открыты на сайтах президента и облгосадминистраций.
Кроме того, практически во всех регионах на уровне областных госадминистраций с привлечением специалистов, преподавателей вузов, сотрудников научных центров созданы группы, которые будут содействовать обсуждению. На сегодняшний день такие группы созданы во всех районах и городах областного значения.
Активность, заинтересованность в регионах наблюдается.
В регионах установлено около 1 тыс. палаток, в которых распространяется печатная продукция с информацией о проекте Конституции.
Планируется провести социологические исследования об отношении граждан к вопросу о необходимости принятия новой редакции Конституции. Их будут проводить институт стратегических исследований с привлечением Академии правовых наук, институтов социологии и других научных учреждений в сфере социологии. Планируется три волны социсследований – с 14 по 20 сентября, с 14 по 20 октября и с 20 ноября по 1 декабря.
Активное обсуждение проекта Конституции ведется на теле и радиоканала. Так, на УТ-1 открыта соответствующая рубрика, демонстрируются промо-ролики. В большинстве регионов областные ТРК также показывают такие ролики.
Вопрос: Может создаться впечатление, что обсуждение ведется в духе советского "одобрямса".
Ответ: Вы не правы, наоборот – всенародное обсуждение проходит инициативно, с представлением различных позиций и точек зрения. Президент Украины в целом в процессе обсуждения ставит акцент на широкой публичной дискуссии, и он готов к такой дискуссии с альтернативными позициями и мнениями.
У него четко, системно и последовательно сформирована своя позиция, свое представление в отношении необходимости действительно комплексного обновления Конституции как основного инструмента дальнейшего существования независимого, самостоятельного правового государства.
Абсолютно очевидно, что без усовершенствования Конституции дальнейшие реформы в Украине практически невозможны, и что в процессе конституционной реформы и всенародного обсуждения проекта Конституции должно происходить и широкое обсуждение предложений о совершенствовании другого законодательства. Я говорю об усовершенствовании законодательства по выборам народных депутатов, о возвращении мажоритарной системы на местных выборах, об осуществлении административно-территориальной и судебной реформ, реформы местного самоуправления. Все эти вещи взаимосвязаны между собой, но вместе с тем, это отдельные направления, по которым должно двигаться украинское общество. И президент ожидает по всем этим направлениям широкой публичной открытой дискуссии. Тут очень важно, чтобы на самом деле те, кто принимает участие в этом обсуждении, сами граждане занимали активную позицию, чтобы не свести все действительно к такой формализованной процедуре с фиксацией количества обращений граждан. Необходима живая дискуссия. Это очевидно, что в обществе есть спрос на усовершенствование Конституции, в первую очередь как основного инструмента, механизма для осуществления дальнейших реформ существует. Именно потому, как только президентом был издан соответствующий указ по всенародному обсуждению, его оппоненты в политическом процессе сразу же начали жестоко критиковать – абсолютно понятно почему. Президент Украины фактически со времени вступления в должность ищет те или иные формы консенсуса в этом вопросе – это и Универсал национального единства, и создание рабочих комиссий, и создание Национального конституционного совета. К сожалению, политические силы больше живут сегодняшними политическими интересами, политической конъюнктурой, а не в целом интересами государства, и не желают, не считают необходимым переводить конституционный процесс в открытую широкую общественную плоскость. Вопрос: Каким будет следующий этап после обсуждения и анализа поступивших предложений? Ответ: Президент ставил задание выход на народную Конституцию Украины. Это громко звучит в принципе. Но если провести качественное, широкое публичное обсуждение, то можно выйти на те основные положения Конституции, которые будут широко поддержаны людьми. В зависимости от того, как будет развиваться политико-правовой процесс в Украине, дальше модно прогнозировать развитие событий. Единственно я хочу, чтобы сегодня не спекулировали политические силы и внутри государства, и тем более – когда они общаются с международными организациями в сфере демократии. Президент Украины не инициирует проведение Всеукраинского референдума по вопросам принятия Конституции Украины. Сегодня мы говорим только о всенародном обсуждении, выход на усовершенствование предложений президента и поиск проекта, который будет наиболее поддержан людьми. А в зависимости от того, как будут развиваться политические процессы в Украине, можно будет позже говорить о дальнейших путях.