Эксклюзивное интервью первого заместителя главы Секретариата президента Украины Юрия Еханурова агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Как Вы оцените ситуацию в стране, когда отсутствует министр обороны и уже сообщил о намерении уйти в отставку начальник Генерального штаба?
Ответ: Я начну с темы безопасности страны в целом. Я считаю, что сегодня Украина стоит перед системными угрозами. Первое, это срыв планов перехода на контрактную армию. Второе – это уровень финансирования ВС, их развитие и подготовка. Третье – это дискредитация военных, ведь в их сторону постоянно идут лживые обвинения в коррупции, в попытках отравления и прочее. Четвертое, считаю, что с точки зрения безопасности страны, можно говорить и о таких вещах, как газовые договоренности Украины и России, подписанные в январе этого года. Мы можем попасть под очень серьезные санкции со стороны РФ.
Кроме того, неприятным симптомом была попытка закрыть газету "Флот Украины". Было соответствующее официальное поручение первого вице-премьера Александра Турчинова. Ведь мы знаем, что это одна из двух украиноязычных газет в Крыму, а если брать Севастополь, то она единственная, отстаивающая государственные позиции в этом регионе.
Примечательно, что все эти угрозы, так или иначе, спровоцированы безответственной политикой нынешнего правительства Украины. И все они, в совокупности, конечно же, сказываются на национальной безопасности страны.
Вопрос: Кого президент рассматривает в качестве кандидата на пост министра обороны и кто, по вашему мнению, может возглавить Генштаб?
Ответ: По этому поводу президент уже говорил во время поездки в Крым. Я не комментирую действия главы государства, лишь напомню: президент заявил, что дает мне возможность, чтобы я прошел все судебные инстанции в вопросе законности увольнения. А я подал уже для этого все необходимые документы, процесс запущен. Первое решение уже вынесено в Окружном админсуде Киева. Цитирую "вопрос увольнения министра обороны Украины носит политический характер и с выполнением истцом своих обязанностей на должности министра обороны Украины не связан". Следующим этапом является вопрос восстановления в должности. Это Окружной админсуд Киева на себя не взял. Мы подали апелляцию в соответствующую судебную инстанцию, она сейчас на рассмотрении.
Вопрос: И когда будет заседание апелляционного суда по вашему вопросу?
Ответ: Пока неизвестно.
Вопрос: Как вы расцениваете возможность назначения на должность министра обороны военного человека?
Ответ: Мы это уже проходили в Украине. Президент во время учений в Крыму сказал, что мы не будем возвращаться назад. Существует европейская и мировая практика, что министром обороны должен быть гражданский человек. Таким образом решается несколько задач, первая из которых — эффективный контроль со стороны общества за Вооруженными силами. И я так понимаю, что вопрос назначения военного человека не рассматривается.
Вопрос: Существуют ли сегодня внешние угрозы для Украины? Что мы должны делать, чтобы их минимизировать?
Ответ: Существует целый ряд разноплановых и разновекторных угроз. Это и угроза территориальной целостности, и террористические, экологические, миграционные и целый ряд других. И то, что Украина сегодня не входит ни в одну систему коллективной безопасности, это серьезный фактор риска в современном мире, для нас это очень серьезная проблема. Вы знаете о том, что существует Будапештский протокол, который нам должен гарантировать безопасность. Однако оказалось, что не так уж он и гарантирует ее. Усилия нашего Министерства иностранных дел в направлении получения подтверждений этих гарантий на двусторонней основе пока в основном заканчиваются только вежливыми высказываниями, но не более того. И, конечно же, следует обратить внимание на наличие в соседних странах политических сил, которые выдвигают территориальные претензии к Украине. Речь идет о Буковине, Бессарабии, Крыме. Для молодой страны эти вызовы очень болезненные и знаковые.
Кроме того, наш регион не очень стабилен. Вы видели, что происходило на Кавказе в прошлом году. Эти события свидетельствуют о том, что для обеспечения стабильности нужно быть сильным. Надо сделать все необходимое для того, чтобы мы могли самостоятельно обеспечить безопасность страны, нейтрализовать все явные и потенциальные угрозы. В условиях не вхождения Украины в коллективные системы безопасности приоритетная задача — усиление нашей армии как ключевого сдерживающего фактора. Ведь если разобраться, глобализация отходит на второй план и сегодня все больше говорят о регионализации, об интересах в регионах. А наш регион – это Кавказ, это все Причерноморье, территория до самой Балтики. Эта тема должна стать основной для наших политиков.
Вопрос: Может нам стоит подписать новый документ, который бы давал нам гарантии безопасности в свете того, что Будапештский меморандум не срабатывает в полной мере?
Ответ: Не получается договориться. МИД Украины по поручению президента Украины с осени прошлого года пытается решить эту задачу. Помните, мы подписали в декабре месяце особое соглашение с США. Подобная работа велась на двустороннем уровне со всеми участниками Будапештского договора. Однако видите, это не так просто.
Я надеюсь, что новый министр иностранных дел придаст новый импульс этому процессу.
Вопрос: Вы возглавили Киевскую организацию "Нашей Украины". Как вы собираетесь работать с электоратом, исходя из того, что рейтинги этой политической силы за последние годы значительно снизились?
Ответ: Я перед городской партийной конференцией, провел целый ряд встреч в районах и понял, что и сегодня в "Нашей Украине" много интересных и серьезных людей. Во всех районах присутствуют наши депутатские фракции. К сожалению, нет в горсовете, но зато очевиден оптимизм относительно того, что эти люди способны предложить хорошую, дельную программу развития города. Вопрос в том, чтобы повернуться лицом к реальным проблемам киевлян и не забывать, что столица – это большая ответственность. Я, как человек, который 24 года отработал в Главкиевгорстрое, основной строительной организации Киева, знаю город очень хорошо. Мы же его строили. Поэтому уверен, мы сможем достаточно быстро убедить киевлян в том, что наша политсила является рациональной, конструктивной, способной эффективно защищать интересы города и горожан.
Вопрос: Вы верите в победу Виктора Ющенко на президентских выборах?
Ответ: Конечно. Вы понимаете, интересно наблюдать, как будущие кандидаты в президенты обещают поднять зарплату, пенсии, выплаты. Но им нужно задать один вопрос: А вы уверены, что президент за это отвечает, что у него есть для этого рычаги? Ведь фактически происходит подмена понятий. Наши граждане должны четко понимать, что существует разница между президентской кампанией прошлой и будущей. В 2004 году мы выбирали президента с большими полномочиями. Сейчас их у него нет, они с января 2006 года значительно урезаны. Вся поточная экономическая политика в основном зависит от правительства, и проводится именно им. Президент имеет возможность влиять только на общее направление экономической политики. Он может это регулировать только подписанием или не подписанием соответствующих законов. Поэтому очень хотелось бы, чтобы наши граждане осознали, что деятельность главы государства – это больше политическая работа, и что она не связана с непосредственным руководством экономикой.
Вопрос: Сейчас многие говорят о возможности срыва президентских выборов и о 3-м туре. Насколько, на ваш взгляд, это реально?
Ответ: Я думаю, что это нереально. Общество уже накопило достаточный опыт и, поэтому, на мой взгляд, это нереально. Меня больше волнует иное — данные о том, что сегодня почти половина избирателей еще не определилась, за кого будет голосовать. Это говорит об апатии людей. В такой ситуации возрастает угроза спонтанного, эмоционального выбора. Тогда как уровень и перечень проблем, стоящих перед Украиной, требует выбора рационального и ответственного.
Вопрос: А как на счет проведения только одного тура президентских выборов?
Ответ: Нет таких кандидатов. Та грязь, которая льется сегодня, я думаю, приведет к ситуации, когда рейтинги всех очень серьезно упадут. На президентские выборы где-то 5-6 кандидатов выйдут практически с похожими рейтингами и потому условия избирательных гонок будут достаточно близкими для всех.
Вопрос: На ваш взгляд, пойдет ли Россия на изменения в газовых контрактах, подписанных в январе 2009 года. Насколько реально, что "Газпром" применит штрафные санкции к "Нафтогазу-Украины" за недобор газа и какие это несет риски для Украины и Европы?
Ответ: В целом, ситуация по газовому сотрудничеству такова – позиция России достаточно жесткая. Газовые соглашения должны выполняться и вполне очевидно, что эти документы выгодны для России. И поскольку руководитель нынешнего украинского правительства лучше всего разбирается только в одном – в газе, то вполне понятно, что эти решения по газу были вполне осознанными. Думаю, что наше общество этот счет еще предъявит…
Вопрос состоит в том, чем будет газ для нас в ближайшее время. Это будет просто бизнес, поле для сотрудничества с Россией или это будет инструмент политического давления?! Исходя из того что, время от времени разные люди в РФ ставят вопрос об ответственности за невыполнение условий договора, не трудно предположить, что на теме штрафных санкций будут играть. Хуже всего, что эти козыри вложило в руки наших недоброжелателей нынешнее руководство украинского правительства.
А если говорить о зависимости Украины в этом направлении, то надо, конечно же, больше добывать украинского газа. В этом году мы получим где-то 21 млрд. кубометров газа собственного производства. При этом общий объем потребления будет на уровне где-то 56 млрд. кубометров. Если бы мы смогли реализовывать сегодня программу увеличения добычи газа в 1,5 раза, это было бы очень серьезным достижением.
Но, к сожалению, руководство правительства, рассматривая вопрос о разрыве контракта с "Венко" на разработку причерноморского шельфа приняло не просто ошибочное решение. И нашему обществу стоило бы в этом вопросе спросить кое с кого. Серьезный удар был нанесен по безопасности государства. Кроме того, из-за скандального разрыва контракта, дело еще может докатиться до Стокгольмского суда. А между тем, уже в конце текущего года мы могли бы добывать первый газ в этом районе.
Кроме того существования двух цен на газ – внутренней и цены на импортный газ, привело к тому, что средства в развитие добычи собственного газа практически не вкладываются. А это, в свою очередь, ведет к увеличению зависимости от импортного газа
Также важной темой являются альтернативные источники энергии и, конечно же, этому направлению нужно уделять серьезное внимание. Президент проводил совещание в Запорожье, и мы говорили об использовании, в частности, гидроэнергетики, в том числе и о возможности локально решать вопросы электроэнергии в регионах за счет энергии малых рек.
Очень интересная тема сжиженного газа. В свое время, когда я возглавлял правительство, мы утвердили энергетическую стратегию, в ней предусматривалось строительство терминала для того, чтобы мы могли принимать сжиженный газ из, к примеру, Египта, Алжира, Ирана или других стран. К сожалению, пока эти работы прекратились, но думаю, что в будущем к этому варианту нужно будет вернуться и таки построить терминал на Черном море для приема сжиженного газа.
Вопрос: Как вы оцените проект госбюджета на 2010 год?
Ответ: Дело в том, что бюджет на следующий год построен непонятно на чем, поскольку он не опирается на существующую нормативную базу. Поэтому те бумаги, которые передали в парламент, должны быть просто возвращены назад. Во-вторых, этот бюджет, предусматривающий введение 12 тыс. местных бюджетов, политизирован. У экспертов просто нет слов. Такое впечатление, что этот документ составляли случайные люди, которые ради политической конъюнктуры могут предложить совершенно безумные вещи. Серьезно о местных бюджетах в Украине можно будет говорить только тогда, когда мы будем опираться на экономически дееспособную территориальную общину. И расчеты, которые были сделаны специалистами, свидетельствуют о том, что оптимально в Украине должно быть 3,5 тыс. бюджетов. Тогда на этом базовом уровне можно будет оставлять значительное количество средств, и накладывать на органы самоуправления серьезную ответственность, освобождая центральное правительство для выполнения своих функций. Но это должна быть комплексная реформа. А поскольку в Украине о реформах никто не говорит и никто их не собирается их проводить, то рассуждать о какой-то логике бюджета, о каком-то рациональном выборе не приходится. Очень жаль, что так происходит, ведь страны лишена приоритетов в развития. Есть желание перед выборами дать сигнал, что мы всех накормим. Вопрос: Если бюджет не будет принят до конца года, как будет жить страна? Ответ: Он не будет принят. Он не может быть принят по определению. С точки зрения закона, парламент этот законопроект не имеет права рассматривать. Его должно рассмотреть юридическое управление парламента и сказать, что он создан не на той законодательной базе, которая существует. После того, как бюджет не будет принят, автоматически срабатывает формула: 1/12 бюджета прошлого года - на январь, 1/12 - на февраль и так далее. В Украине есть большой опыт, когда бюджет принимался с опозданием. Вопрос: Как вы оцените сотрудничество Украины с МВФ? Ответ: МВФ, конечно, помог Украине смягчить кризисные явления. С другой стороны, никакие реформы не проводятся, и я разделяю обеспокоенность тех наших экспертов, которые говорят, что механизмы контроля со стороны МВФ значительно ослаблены. Ведь если мы не проводим реформы, то просто механически увеличиваем долги. А как мы их будем отдавать?! К примеру, в следующем году нужно будет выплатить суммы, которые сопоставимые с бюджетом Министерства обороны, образования и охраны здоровья вместе взятые. Поэтому сотрудничество с МВФ должно быть ответственным с обеих сторон.