Интервью

Эксклюзивное интервью директора государственного предприятия "Дельта-лоцман" Александра Голодницкого агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: На каком этапе сейчас находится реализация проекта восстановления глубоководного судового хода р. Дунай–Черное море?

Ответ: В настоящее время украинский ГСХ работает в рамках первого этапа и обеспечивает проходную осадку судов 5,50 м, морской подходной канал защищен ограждающей дамбой, длина которой 2,73 км, как и предусматривал проект.

Сегодняшний этап развития проекта восстановления ГСХ можно смело назвать победой государства. Если вернуться к истории ГСХ, то с 2004 года были сделаны две попытки построить канал и возобновить судоходство через устье Быстрое. Однако в 2005 году в связи с паводками на Дунае, отсутствием ограждающей дамбы и по ряду других причин ГСХ практически прекратил свое существование.

В 2007 году канал был восстановлен, однако отсутствие ограждающей дамбы вновь негативно сказалось на его работе. Характеристики ГСХ были неустойчивыми, а их поддержание требовало больших объемов дноуглубительных работ и финансовых затрат. Строительство дамбы в 2008-2009 гг. обеспечило уменьшение объемов работ и, соответственно, расходов на поддержание канала. Кроме того, нам удалось таким образом стабилизировать величину проходной осадки по ГСХ.

Следующий, или второй, этап предусматривает увеличение проходной осадки судов до 7,2 м, а также строительство струенаправляющей дамбы в русловой части (из Килийского устья в устье Быстрое) и берегоукрепительные работы в самом устье Быстрое. Мы прогнозируем, что после полного восстановления ГСХ переключит до 60% дунайского грузопотока в украинскую дельту.

Вопрос: Когда будет построена струенаправляющая дамба?

Ответ: Приступить к работам второго этапа, в том числе и по этой дамбе, станет возможным только после принятия так называемого окончательного решения о реализации проекта "Создание ГСХ р. Дунай - Черное море на украинском участке дельты на полное развитие", которое будет утверждаться на уровне правительства либо, соответственно, межведомственного координационного совета.

Вопрос: Сегодня существуют препятствия со стороны Румынии, которая пока не предоставила Украине официального разрешения на увеличение глубин и реализацию второго этапа восстановления ГСХ. Как это отразится на дальнейшем развитии проекта?

Ответ: Переговоры с Румынской стороной ведет Министерство иностранных дел. Поэтому вопрос скорее относится к их компетенции. Со стороны "Дельта-лоцман" могу лишь сказать, что действия предприятия, безусловно, будут соответствовать нормам украинского и международного законодательства.

Следует отметить, что наличие ограждающей дамбы существенно минимизировало негативное влияние ГСХ на окружающую среду. Так, согласно заключению Комиссии по запросу Конвенции Эспоо, определен исчерпывающий перечень факторов возможного значительного негативного трансграничного влияния на окружающую среду. Таких факторов определено всего шесть, и все они касаются как непосредственно проведения дноуглубительных работ, так и свалки грунта в морской и русловой части ГСХ, подготовки отвалов для свалки грунта и берегоукрепления в русловой части. Строительство ограждающей дамбы морского подходного канала не отнесено к указанным шести факторам возможного значительного негативного трансграничного влияния. И это безусловный факт. Возможно, именно потому, что дамба фактически сводит на нет морскую заносимость и существенно минимизирует речную заносимость, сокращая объемы дноуглубления и свалки грунта.

Вопрос: За счет каких средств осуществляется реализация проекта?

Ответ: Весь 2009 год проект реализовывается исключительно за счет собственных средств "Дельта-лоцман". Здесь нужно отметить, что доход компания получает от канального, лоцманского и информационного сборов за услуги службы регулирования движения судов. Размеры тарифов устанавливаются исключительно государством - постановлениями Кабинета министров Украины (канальный сбор) и приказами Минтранссвязи по согласованию с Минэкономики, Минюстом и Госкомпредпринимательства (другие сборы).

Объем финансирования на реализацию проекта в 2009 году составляет 130 млн грн. Это было предусмотрено утвержденным в марте 2009 года финансовым планом предприятия на 2009 год. Что касается 2010 и 2011 годов, то в развитие ГСХ будет вложено 32,697 млн грн и 73,48 млн грн соответственно, что предусмотрено недавно принятым правительством Украины постановлением от 07.10.2009 №1120 и распоряжением от 11.11.2009 №1346-р.

Вопрос: Каковы результаты работы ГСХ за 11 месяцев 2009 года?

Ответ: За неполных 11 месяцев 2009 года (с 1 января по 16 ноября) по украинскому ГСХ прошло 1194 судна. Несмотря на финансовый кризис, существенное падение грузопотоков и судозаходов в январе-мае 2009 года, средний показатель за 2009 год имеет тенденцию к увеличению на 10-13% по сравнению с 2008 годом.

Всего же с момента возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная в апреле 2007 года через устье Быстрое прошло 3280 судов. В этот период по ГСХ р.Дунай-Черное море было перевезено 3,05 млн тонн грузов, в том числе 1,46 млн тонн руды, 833,8 тыс. тонн черного металла, 292,4 тыс. тонн нефтепродуктов, 109,5 тыс. тонн угля.

Динамика судозаходов является ярким подтверждением привлекательности украинского ГСХ, который обладает рядом преимуществ: удобное соединение с морем, круглосуточное и двустороннее движение по естественным рукавам Дуная, а также и экономически выгодные тарифы, которые на 40-60% ниже, чем при прохождении Сулинским каналом.

Справка:

Государственное предприятие "Дельта-лоцман" создано по приказу Министерства транспорта Украины № 29 в 1998 году с целью усовершенствования условий обеспечения безопасности мореходства, охраны жизни человека на море и окружающей среды, в территориальном море Украины в соответствии с требованиями международных соглашений и конвенций, упорядочения структуры морских лоцманских служб, в северо-западной части Черного моря.

Предприятие является оператором украинского судоходного канала р. Дунай-Черное море.

Глубоководный судовой ход (ГСХ) р. Дунай-Черное море:

ГСХ р. Дунай-Черное море был открыт в августе 2004 года в режиме эксплуатационно-экспериментального судового хода с объявленной осадкой судов 5 м. Работы на русловой части продолжались до конца 2005 года.

Весной 2005 года в результате мощных паводков на р. Дунай, при отсутствии ограждающей дамбы и дноуглубительного флота движение по ГСХ было приостановлено.

После утверждения позитивного сводного вывода государственной комплексной экспертизы на полное развитие (26.10.2006 г.) в ноябре 2006 года возобновились работы по дноуглублению на морском подходном канале, которые велись в 2006-2007 гг. Судоходство на канале снова открылось в апреле 2007 года.

Общая протяженность ГСХ составляет 172,2 км, из которых морской подходной канала длиной 3,4 км и русловая часть – 168,8 км.

Кроме того, завершается строительство ограждающей дамба на баровой части длиной 2,73 км.

Реклама
Реклама

ПОСЛЕДНЕЕ