Интервью

Президент МАУ: В 2016г мы перешагнем 5-милионный показатель объема пассажироперевозок

Эксклюзивное интервью президента авиакомпании "Международные авиалинии Украины" Юрия Мирошникова агентству "Интерфакс-Украина".

Вопрос: Расскажите, какие внешние и внутренние факторы отразились на работе компании в 2015 году, в какой мере?

Ответ: В уходящем году превалирующими были факторы, которые можно назвать конструктивно-положительными, но имели место, конечно, и отрицательные. Во-первых, весьма положительным фактором стала стабилизация в военно-политическом плане после Минских соглашений, для авиации очень важны мир и стабильность. В равной степени благоприятно сказалась стабильность, хоть и на низком уровне, валютного курса. Был очень тяжелый зимний период, когда гривна довольно резко обваливалась, были несколько панических дней в феврале, когда гривна упала почти до 40 грн за $1. Поэтому, как бы ни тяжелы и убыточны были для авиабизнеса введенные Национальным банком Украины ограничения (обязательная продажа валютной выручки – ИФ), стабильность курса национальной валюты следует расценивать в качестве положительного фактора. Вопрос в том, что, может быть, и без ограничений система была бы стабильна, но я не специалист по валютному регулированию.

Да, все эти ограничения влияют на нас плохо, они относятся к разряду негативных факторов, они конвертируются в совершенно конкретные денежные потери, которые несет авиакомпания, но стабильность на валютном рынке позитивно сказывается на покупательской способности населения и на планах в отношении перелетов.

Третий положительный фактор, глобальный, который нельзя не упомянуть, это устойчивое снижение стоимости нефти, которое приводит к снижению стоимости топлива.

Вопрос: А каковы были негативные факторы?

Ответ: Потерянные еще в 2014-м рынки Крыма и Донбасса. Из ярко выраженных негативных факторов 2015-го я бы назвал невозможность пролета воздушного пространства РФ. С августа 2014 мы облетаем Россию, несем огромные прямые потери из-за перерасхода топлива, более длинных трасс, длительного времени в полете, а также теряем конкурентные преимущества маршрутов через Киев в сравнении с маршрутами, которые другие перевозчики могут себе прокладывать в воздушном пространстве РФ.

В конце 2015-го к этому добавился запрет полетов в РФ. Это существенное количество рейсов, пассажиров, которое мы на сегодняшний день потеряли, и когда эти объемы восстановятся, никто не знает. Мы видим, что пассажиропотоки перераспределяются и, главным образом, в пользу не только аэропортов, но и авиакомпаний третьих стран.

Такая небольшая компания как "Белавиа" с небольшим, мало приспособленным для транзита базовым аэропортом сейчас обгонит и МАУ, и "Борисполь", потому что смогла выстроить очень хорошие отношения с РФ в формате "открытого неба", ускоренными темпами добивается для себя достаточно больших емкостей в перевозках между Минском, Киевом и другими городами Украины, эффективно, с помощью государства и аэропорта, выстраивает барьеры для конкурентов на украинско-российском рынке. Пока будет действовать этот период, "Белавиа" и Минск, как самый оптимальный альтернативный пункт транзита, безусловно, озолотятся.

Вопрос: В каких суммах оцениваются потери от запрета транзита через территорию РФ и запрет прямых полетов в РФ? Каков прогноз таких потерь на 2016 год?

Ответ: За 2015 год это порядка $9 млн. Полагаю, в 2016 году будет такой же порядок цифр наших потерь. Однако о 2016 годе труднее говорить цифрами, так как часть потерь мы компенсируем. Мы успеем перепланировать все, что необходимо, самолеты не стоят, и не будут стоять на земле даже зимой - мы уже предприняли меры для этого.

Безусловно, это потеря рынка. Будет тяжело, поскольку мы работаем в транзитной модели и, учитывая огромную территорию и население РФ, это был огромный потенциал для развития транзитных возможностей и аэропорта "Борисполь", и МАУ как флагманской украинской авиакомпании. Но, увы, этот потенциал сегодня от нас отрезан. Эту потерю трудно выразить в деньгах, поскольку с точки зрения количества рейсов, самолетов, пассажиров мы ее компенсируем, а с точки зрения стратегии развития Украины как авиационной транзитной страны, полностью российский рынок ничто нам не скомпенсирует.

Вопрос: В каком направлении МАУ ищет компенсацию таких потерь?

Ответ: Кавказ, Средняя Азия, Ближний Восток. Когда говорят о том, что торговля с Евросоюзом позволит украинскому бизнесу заместить потери в торговле с Россией, то, для тех, кто торгует - что-то продает либо покупает, это, наверное, справедливо. А нам как перевозчику, для которого важен транзит, одной Европы мало - нам нужны противоположные направления, которые мы можем связать через Киев.

Вопрос: В случае подписания в 2016 году соглашения о совместном авиапространстве с ЕС намерены ли вы выходить на иностранные рынки? Если да, то на какие и по какой модели?

Ответ: Если говорить о полетах из Украины в ЕС, то сегодняшнее регулирование между Украиной и ЕС (горизонтальное соглашение) практически на 95% не ограничивает украинские авиакомпании, как и европейские, в свободе действий. То, что произойдет в момент, когда будет поставлена подпись под договором о совместном авиапространстве, – это лишь дополнительные 5% свободы, это несущественно. А вот та потенциальная возможность, которую открывает соглашение - полеты внутри Европы, между европейскими городами - это реализуется для украинских авиаперевозчиков через годы после того, как высохнут чернила под договором. Для того чтобы это произошло, Украина должна перепахать огромный пласт изменений в авиационном законодательстве, нормативных актах. Это приблизительно как с безвизовым режимом, только гораздо сложнее. И только после этого может наступить тот этап имплементации договора, который позволит европейским компаниям в Украине, а украинским в Европе выполнять внутренние рейсы.

У Украины все равно будет недостаток, неравная конкурентная позиция, так как европейским авиакомпаниям будет разрешено выполнять внутренние рейсы в пределах Украины, а у отечественных компаний не будет разрешения выполнять внутренние рейсы в пределах отдельных государств ЕС, но они смогут выполнять рейсы между государствами ЕС. К моменту, когда это станет реальным, мы и начнем планировать что-либо в этом вопросе.

Вопрос: Таким образом, МАУ остается приверженной своей транзитной модели, к примеру, Франкфурт-Киев-Пекин, а не Франкфурт-Вена, или Париж-Амстердам?

Ответ: Да. Несомненно, ближе к делу, а я думаю, это будут ранние 20-е годы, будем анализировать, смотреть на бизнес-модели таких полетов. Но это уже будут в меньшей степени украинские бизнес-модели. Мы же говорим, что МАУ – украинская компания, флагман украинской авиации, и то, что делает и планирует делать МАУ, все направлено на развитие инфраструктуры украинской авиации и ее интеграцию в европейскую и мировую маршрутные сети.

Полеты между Парижем и Амстердамом, Веной и Франкфуртом – это уже другая модель, это может быть диверсификация деятельности МАУ, на случай локальных трудностей. Это, к примеру, возможность бегства МАУ (или любой другой украинской компании) из Украины, если здесь все будет очень плохо. Сегодня у нас нет такой возможности, как, например, у Wizz Air, который взял и свернул украинскую дочку. Ну, а договор САП позволит бизнесу МАУ эмигрировать в какую-нибудь страну ЕС, сохраняя название, может, даже украинскую регистрацию, но налоги уже платить в той, другой стране, и рабочие места там создавать и поддерживать.

Вопрос: Поговорим о традиционных показателях работы компании. На какой объем пассажирских перевозок МАУ выйдет в 2015 году?

Ответ: Это будет намного больше, примерно на 26%, или на 1 млн человек, чем в 2014 году. Абсолютная цифра составит около 4,8 млн пассажиров. Самое приятное, что это больше, чем в 2013 году, - мы превысили рекордный для нас до сих пор 2013 год, последний докризисный год. Кроме того, мы это сделали с меньшим количеством самолетов и персонала. Управленческий учет по международным стандартам (IFRS – Internationl Financial Reporting Standards) уверенно прогнозирует прибыль. Эти показатели требуют от нас все наши партнеры – лизингодатели, страховщики, банки… При этом результат по украинским стандартам бухгалтерского учета будет отрицательным. Это связано со значительными курсовыми колебаниями, которые были наиболее чувствительны в феврале 2015 года.

В 2015 году мы открыли шесть международных маршрутов из Киева, из них один дальнемагистральный Киев-Пекин, открыли шесть региональных международных прямых маршрутов, в основном из Львова и Одессы, открыли два внутренних рейса Киев-Запорожье и Киев-Ивано-Франковск и успели поэкспериментировать с внутренними региональными рейсами Львов-Одесса и Харьков-Одесса.

Вопрос: Можете ли озвучить планы по пассажироперевозкам и финансовым показателям на 2016 год?

Ответ: Планы есть, бюджет утвержден. Мы рассчитываем превысить 5-милионный рубеж по пассажиропотоку и выйти на 5,5 млн пассажиров, это будет примерно 17%-ный рост, по сравнению с 2015 годом.

Вопрос: Будете ли увеличивать флот для достижения таких показателей?

Ответ: Однозначно будем. Мы уже не можем обеспечить дальнейший рост без расширения флота. Мы ожидаем поступления шести самолетов, все они будут Boeing 737-800NG, один из них новый, с завода, и пять - не новых, но достаточно молодых. Ближе к осени уйдет два самолета классической серии (закончится лизинг). Поэтому средний возраст флота МАУ останется стабильным – на уровне 11 лет.

Вопрос: МАУ в 2016 году будет концентрироваться в развитии на новых направлениях, или наращивании частот?

Ответ: В основном, мы будем концентрироваться на наращивании частот. У нас точно будет один новый маршрут, который мы уже анонсировали, это Венеция, будем бороться за Ашхабад и Ташкент, а что из этого получится – увидим.

Мы продолжаем с упорством развивать транзит через Украину. В 2015 году через аэропорт "Борисполь" с помощью МАУ пролетело 1,8 млн транзитных пассажиров, это – к вопросу о довольно неплохих результатах аэропорта. Их бы не было в нынешнем состоянии рынка, если бы не транзитная модель МАУ.

Мы будем развивать ее дальше, и развитие этой модели требует от нас все новых и новых маршрутов с двумя частотами в день, в первую очередь в Западной Европе. Это то, что мы уже начали, это Амстердам, Париж, Лондон. Будут добавляться новые маршруты в формате два рейса в день для того, чтобы обеспечить более удобные стыковки с нашими рейсами восточного направления.

Вопрос: Намерена ли компания запускать в 2016 году новые дальнемагистральные рейсы?

Ответ: На 2016 год запланировано только наращивание частот. Планируем увеличить частоту рейсов Киев-Нью-Йорк до ежедневной, Киев-Пекин – до шести раз в неделю, Бангкок, в пиковые сезоны, до пяти в неделю.

Вопрос: Планируете ли привлекать в 2016 году заемные средства для развития компании?

Ответ: Нам необходимы заемные средства, но, к сожалению, на сегодняшний день, из-за экономической ситуации в Украине, очень трудно рассчитывать на возможность привлечения средств зарубежных банков, а также, мы видим, что в Украине практически не осталось банков, способных обеспечить финансирование в масштабах, необходимых МАУ.

Вопрос: То есть, развитие компании, на сегодняшний день, возможно лишь за счет собственных средств?

Ответ: Пока что все наши планы опираются на собственные средства, и заемное финансирование в будущем будет, скорее всего, иметь форму проектного финансирования.

Вопрос: Ранее сообщалось о судебных спорах МАУ с банком "Финансы и Кредит", где находились средства компании. Решился ли вопрос, поскольку недавно было объявлено о ликвидации этого банка?

Ответ: Банк имеет определенный счет к нам по возврату кредитных средств, предусмотренных договором, мы имеем свой счет к банку по тем убыткам, которые мы понесли, по тем средствам, которые были заблокированы банком почти год. Вопрос находится в судах. Каким будет итог судебного процесса, я думаю, узнаем в 2016 году. Вопрос: А как обстоит дело с возвратом НДС компании? Ответ: Есть проблема. Очень странно, что осталось две недели, даже меньше, до наступления Нового года, а звучали обещания как главы Государственной фискальной службы (Роман Насиров – ИФ), так и премьер-министра (Арсений Яценюк – ИФ) о том, что до конца года будут максимально сокращены и погашены все долги по НДС, и мы знаем, что это требование МВФ. Но, тем не менее, долги по НДС перед МАУ нарастают, они на порядки больше, чем год назад. Это больно для авиакомпании, особенно в зимний период, когда мы ходим по всему миру с протянутой рукой. Какими бы хорошими не казались результаты нашей деятельности, но сезонность бизнеса такова, что даже самые успешные авиакомпании зимой живут в долг: у поставщиков, у банков. Пока оптимизм тает с уменьшением количества дней, остающихся до конца года – мы вынуждены будем задерживать платежи и договариваться с нашими основными поставщиками – аэропортом "Борисполь" и "Украэрорухом" об отсрочках и реструктуризации платежей. Вопрос: Переходя к вопросу аэропортовой инфраструктуры, расскажите подробнее о том, что ранее говорил глава наблюдательного совета МАУ Арон Майберг, относительно возможности построения хаба в аэропорту Ивано-Франковска. Насколько это реально? Ответ: Имеется в виду интермодальный хаб. Роль авиакомпании МАУ для аэропорта в этой концепции должна заключаться в том, чтобы обеспечить большее количество рейсов в/из него, аэропорт должен обеспечить способность эти рейсы отправлять и обслуживать. Но, огромное значение в этой идее отводится наземной инфраструктуре, поскольку сам по себе регион не настолько велик и мощен, чтобы загрузить местные авиарейсы, но достаточно велик и привлекателен для автобусного сообщения и для железнодорожного транспорта. Идея в том, что часть маршрутов западного направления, пользующаяся региональным спросом и где транзит через Киев нелогичен, усиленно развивалась бы из Ивано-Франковска, получая и подпитку наземным транспортом. Мы бы также обеспечили повышенную интенсивность внутренних рейсов – как для связи с нашим основным хабом в Борисполе, так и с другими регионами Украины. Вопрос: Недавно был проведен конкурс по отбору главы аэропорта "Борисполь", победителем которого стал Юрий Солончук. Знаете ли вы этого человека? Рассчитываете ли на продолжение сотрудничества при его назначении? Ответ: Я знаком с ним по его предыдущей работе на должности директора аэропорта "Борисполь", и замглавы Госавиаслужбы, мы общались после этого, и сейчас общаемся, так как МАУ взаимодействует и с ГАП "Украина", которую он возглавляет. Юрий Иванович достаточно опытный руководитель высокого ранга, и я очень надеюсь на его профессиональное понимание взаимозависимости аэропорта и авиакомпании, ведь мы, как сиамские близнецы, неразделимы без риска летального исхода. На сегодняшний день у нас выстроилось достаточно эффективное сотрудничество с руководством аэропорта, и, я думаю, что те результаты, которые аэропорт "Борисполь" показал в 2015 году, являются подтверждением этой эффективности, хоть и время сейчас достаточно неудачное для авиационного транспорта. Вопрос: И подводя итог вышесказанному, озвучьте ваш прогноз развития украинского авиационного рынка на 2016 год. Ответ: Хочется надеяться, что пусть и с отставанием от темпов МАУ, но рынок в 2016 году восстановит свои позиции и превысит уровень 2013 года и пойдет дальше. Хотя, надо напомнить, что и 2013 год был для рынка, в целом, непростым, в связи с остановкой деятельности "АэроСвита", но хотя бы превысить его показатели было бы хорошей задачей для отрасли на следующий год. Сегодня многие факторы складываются достаточно благоприятно для этого.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ