Интервью

Леся Оробец: "Тестирование не только измеряет качество образования – как градусник. Оно мотивирует его качественный рост"

Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" народного депутата Украины, заместителя главы партии "Единый центр", председателя подкомитета базового образования Комитета по вопросам науки и образования Леси Оробец

Вопрос: Как Вы можете оценить ситуацию в сфере образования в Украине в целом?

Ответ: До того как прийти в политику, я непосредственно сталкивалась с нуждами бизнеса как юрист. С его точки зрения, уровень нашего образования непростительно жалок. Приятные исключения – в виде отдельных учебных заведений или одаренных учеников-самородков – не в счет.

На сегодняшний день немалый парадокс состоит в том, что при колоссальном уровне безработицы, найти хорошего специалиста с качественным отечественным образованием, которого бы не пришлось переучивать за счет дополнительных средств, очень сложно.

О чем это говорит? О том, в первую очередь, что система образования не удовлетворяет требований налогоплательщиков. С одной стороны, мы не можем получить качественное образование, за налоги, которые платим, а с другой, – пытаясь построить собственный бизнес, мы не можем рассчитывать на квалифицированных специалистов.

Мы десятилетиями повторяли одну и ту же мантру: "качество образования". При этом никто не хотел, да и не мог толком пояснить, что под этим подразумевается. Сегодня ситуация изменилась. У нас наконец-то появился инструмент, который дает возможность и родителям, и детям оценить качество обучения в той или иной школе. Этот инструмент – тестирование.

Одним из свидетельств его эффективности являются рейтинги киевских школ, появившиеся на родительских форумах в Интернет-пространстве. Это хорошая тенденция. Любые рейтинги порождают конкуренцию. Не вижу беды и в том, что лучшие учителя смогут получить дополнительный заработок, занимаясь репетиторством. Не их вина, что государство не может их обеспечить достойным образом.

Если же говорить о высшем образовании, то тесты также способны указывать на лучшие учебные заведения. Нужно лишь проследить за тем, куда идут абитуриенты с лучшими результатами.

Тестирование, таким образом, не только измеряет качество образования – как градусник. Оно мотивирует его качественный рост.

Вопрос: Какие вызовы в образовательной сфере нуждаются, на ваш взгляд, в первоочередном государственном вмешательстве?

Ответ: Наибольшие проблемы в сфере образования – недофинансирование и подготовка кадров. По собственному опыту могу сказать, что нам с бывшим министром образования Иваном Вакарчуком каждую копейку на образование приходилось выбивать с безумными боями.

От этого – подавляющее большинство проблем в образовательной сфере. Денег нет, потому что образование у власти – не приоритет. Не удивительно, что о нем вспоминают лишь во время избирательных кампаний.

Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, целесообразны, своевременны инициативы по реформированию этой системы, озвученные новым министром образования и науки Дмитрием Табачником?

Ответ: За последнюю неделю от вице-премьера Владимира Семиноженко и министра образования Д.Табачника мы услышали целый набор заявлений о возможных реформах в сфере образования. Скажу честно: без валидола их читать специалисту сложно. Более того – почти каждое из них противоречит предыдущему. Образование неожиданно стало темой номер один в политике – такого давно не было. Одновременно эта тема попала в зону турбулентности, и людям, которые зависят от решений в этой сфере, приходится не сладко.

При этом каждый понимает, что речь идет о заявлениях и только. Не факт, что по ним будут приняты конкретные решения. К примеру, Дмитрий Табачник под давлением общественности заявил, что в этом году экзаменов в ВУЗах не будет. Мы рады такому решению. Однако, это всего лишь слова высокого должностного лица в эфире одного из телеканалов.

В итоге, главным остается вопрос, сможет ли министерство обеспечить независимость тестирования в этом году.

Вопрос: Как Вы относитесь к предложению о переводе на несколько языков задания тестирования, чтобы дать возможность детям, закончившим не только украинские школы, пройти внешнее оценивание знаний?

Ответ: Два года подряд, когда тестирование было обязательным, оно объединяло государственную итоговую аттестацию, то есть школьные экзамены, и поступление в ВУЗ.

В Украине проживают, как минимум, пять национальных меньшинств, у которых есть школы, где преподают на их языках. Начиная от крымскотатарского и заканчивая венгерским и русским. Все два года задания тестов печатались на всех этих языках, были разные комплекты. Количество тех или других комплектов определялось после регистрации школьников в центре оценивания знаний. Уже за три месяца до проведения тестирования была четкая картина - сколько тестов, и на каком языке необходимо напечатать. Надо сказать, что напечатать один комплект тестов стоит 70 гривень. Их уже начали печатать на украинском языке. В этой связи возникает вопрос, кто будет нести ответственность за потраченные бюджетные средства, если их придется перепечатывать.

Кроме того, чтобы перевести задания тестов по девяти предметам на разные языки необходимо немалое количество специалистов, знающих досконально терминологию и предмет. Однако работа большого количества людей значительно увеличивает и риск утечки информации о заданиях тестов. Поэтому перевод – это риск для независимости тестов, а также того, что они будут равными для всех, и никто не будет знать ответы заранее.

Я хочу подчеркнуть, что учебный процесс в украинских ВУЗах проходит на государственном языке. Соответственно, заявления министра и вице-премьера, призывающие к обратному, по сути, нарушают действующее законодательство.

Несмотря на это, я убеждена, что знание украинского языка не пострадает. Ребенку все равно необходимо знать язык, поскольку тест по украинскому языку и литературе обязателен.

Вопрос: В таком случае, есть ли смысл переводить задания тестов на разные языки, если дети будут учиться в ВУЗах на украинском?

Ответ: Это правда. Видите ли, на самом деле, борьба за второй государственный язык интересна перед выборами. Это то, что легко пообещать, а потом благополучно забыть.

Как пример, могу привести единственную в Симферополе украинскую школу, где ежегодно конкурс на одно место - 6-7 детей. Это говорит не только о качестве образования, но и о том, что родители думают о будущем образовании и трудоустройстве своих детей. Украинский язык им понадобится и на государственной службе, и в частных компаниях.

Предлагать сузить языковые возможности детей – значит, оказать им медвежью услугу.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, еще одну инициативу, прозвучавшую из правительства, – увеличение баллов за школьный аттестат и проведение экзаменов в ВУЗах.

Ответ: Это пахнет секонд-хендом. Во-первых, еще в 2009 году было принято решение учитывать средний балл школьного аттестата. Нынешние правила поступления предусматривают, что максимальный балл, который можно получить, проходя тестирование 600, плюс средний балл аттестата – максимум 12 баллов. Такой подход служил мотивацией для детей учиться в школе и не "заваливать" все предметы. При этом аттестат не становился обузой, лишающей возможности поступить вообще.

Господин В.Семиноженко предложил увеличить средний балл аттестата с 12 до 200. Если поделить 200 на 12, то в среднем получаем 16 баллов. При этом надо учитывать, что когда идет борьба между абитуриентами, набравшими 190 баллов и выше, каждый балл аттестата добавляет или отнимает 16 баллов. Это открывает коррупции двери в школы. Родители начнут всячески договариваться за хорошие отметки своим детям с учителями, директорами школ.

Если вернуть экзамены при поступлении в ВУЗ, то это возвращает коррупцию в ВУЗы. Мы все это проходили в 2006-2007 годах. Экзамены при поступлении – это коррупция.

Вопрос: Как Вы относитесь к норме о поступлении в ВУЗы льготников?

Ответ: Я с этим более года воюю, и мне удалось достичь определенных результатов. Полгода назад удалось убедить тогда еще министра юстиции Николая Онищука и поддержать тогда еще министра образования И.Вакарчука ввести квоту 25% мест государственного заказа для льготников. По крайней мере, это создает возможность равного доступа к поступлению для всех школьников.

В 2010 году в вопросе поступления льготников творилась вакханалия. Были случаи, когда родители приводили своего ребенка со справкой, что он сирота, или родители медики оформляли своим детям инвалидность.

Такие льготы щедро раздает Верховная Рада, принимая решения о преференциях при поступлении в ВУЗы детям шахтеров, чернобыльцев, военнослужащих, детям–сиротам и так далее. Этим детям достаточно сдать тесты на 124 балла, считайте на двойку, чтобы иметь возможность получить самое престижное образование.

Ректор Винницкого педагогического университета рассказал мне, что из 109 сирот зачисленных в его ВУЗ действительно учатся 9.

В комитете по вопросам науки и образования мы дорабатываем законопроект об отмене льгот при поступлении в ВУЗы, при этом остаются социальные льготы. Однако я не знаю, насколько политики готовы пойти на такой шаг.

Вопрос: Закон о высшем образовании в Украине не принят. Что, по Вашему мнению, препятствует регулированию на законодательном уровне деятельности высшей школы?

Ответ: Такой законопроект был презентован Кабинетом министров два года назад. Однако документ содержал ряд противоречивых положений, которые вызвали острые дебаты. Комитет проводил парламентские слушания, где обсуждались положения этого законопроекта.

Например, предложение ограничить двумя сроками подряд возможность пребывать в должности ректора разозлило многих представителей ректорского корпуса. По некоторым слухам, даже президента Национальной академии наук Бориса Патона. Кроме того, предлагалось установить, что получение степени бакалавра – это полное высшее образование, а магистратура – это нечто среднее между магистром и кандидатом наук. Противоречия, особенно у студентов, также вызвала норма об обязательности отрабатывать три года после завершения обучения на бюджетной основе. То, что предлагал этот законопроект, было бы, по сути, узаконенным рабством. Человек должен был бы за то, что его пять лет учили, три года отработать. С одной стороны работодатель, который обязан принимать на работу таких людей, с другой - выпускники, которые обязаны у него работать. В таких условиях сделать карьеру или получить какой-либо полезный опыт смогут единицы. Авторы законопроекта также предлагали и новую классификацию университетов. В результате законопроект некому было защищать, поскольку сам И.Вакарчук не поддерживал ряд его положений. Если сейчас этот документ реанимируют представители профильного парламентского комитета, то это будет означать, хотя бы, возобновление диалога по этой теме. Хотя я не уверенна, что он сохранит свой первоначальный вид до принятия в парламенте. Вопрос: Как Вы считаете, удастся ли на законодательном уровне урегулировать проведение внешнего независимого оценивания? Ответ: В первый раз такой законопроект не был проголосован, поскольку не успели добежать четыре депутата. В следующий раз законопроект был поддержан в первом чтении. На второе чтение спикер Владимир Литвин вынес законопроект в сессионный зал в разгар избирательной кампании – между первым и вторым туром президентских выборов. Депутатов физически не было в зале. Соответственно, законопроект провалили. Сейчас будет попытка номер три. Есть законопроект, зарегистрированный Вячеславом Кириленко. Кроме того, зарегистрирован законопроект, поданный группой авторов, который, в частности, предоставляет право выпускникам, закончившим школу до 2007 года, поступающим на заочные отделения ВУЗов, сдавать тест на общее развитие. Это позволит таким людям не учить заново школьную программу, а иметь общий уровень знаний и разбираться в предмете, который они планируют глубоко изучить. Такой тест уже составлен и апробирован. На этой норме законопроекта настаивали представители фракции Блока Литвина. Надеюсь, что до конца марта наш комитет этот законопроект рассмотрит и вынесет по нему решение. Вопрос: Как Вы считаете, сможет ли быть продуктивной новая коалиция, созданная в парламенте? Сможет ли она принимать решения, в том числе и те о которых говорите Вы? Ответ: Я в этом отношении неисправимый оптимист. Чем больше смотришь на лица братьев коммунистов, или другого люда, населяющего парламент, тем больше начинаешь задумываться: Господи, с кем ты ходишь на работу? Убийцы, педофилы, извращенцы, воры. Если бы мой супруг относился к этому более внимательно, то он бы просто не пускал меня на работу. Порядочным женщинам там нечего делать. Однако, с другой стороны, я понимаю, что, несмотря на то, что каждое третье заседание парламента было заблокировано, все-таки мне удалось на уровне профильного комитета, на уровне Министерства образования и науки достичь определенных результатов. Скажем, два года подряд проводится внешнее независимое оценивание, под которое не подкопается ни один эксперт. Эта реформа признана на европейском уровне. Будет ли дееспособной эта коалиция? Сейчас я читаю дочке сказки. Так вот лебедь, рак и щука – хороший образ для этой новой коалиции. Участников этого большинства объединили обстоятельства. Одних подтолкнуло желание поскорее прийти к власти и иметь всю ее полноту в парламенте, других – желание не идти на выборы, поскольку их процент на президентских выборах их откровенно испугал. Однако это совершено не означает, что они будут нежно любить друг друга. Коммунисты не готовы голосовать за радикальные экономические законы, принятие которых сейчас необходимо. Понятно, что и наполнение государственного бюджета, и покрытие дефицита бюджета, и в целом выход из кризиса – это не путь льгот и подачек, к которым так привыкли коммунисты. Я не уверенна, что коммунисты перед парламентскими или местными выборами готовы к такой ноше. Кроме того, я не уверенна и в том, что господин В.Литвин не воспользуется ситуативной слабостью Партии реигонов и не "кинет" их просто в удобный для себя момент. Перед ним также маячат предстоящие выборы, а электоральные выгоды шоковая терапия от премьера Николая Азарова вряд ли принесет. Поэтому шансы на то, что это парламентское большинство будет существовать без проблем – небольшие. Коалиция, слепленная не конституционным путем, играет как не настроенный инструмент. Я могу говорить, как участник событий по формированию новой коалиции, что переговоры с фракцией "Наша Украина - Народная Самооборона" проводились очень вяло. Общие фразы типа – "вы объединяйтесь, а потом поговорим" – не действовали. Вы хотите, чтобы объединились 72 представителя такой разношерстной и очень демократической фракции? Не было встреч с президентом Виктором Януковичем, где обсуждались бы принципиальные вопросы – статус украинского языка, пребывание Черноморского флота России на нашей территории, работа газотранспортной системы, внешнее независимое оценивание и ряд других. Учитывая все эти обстоятельства, в Партии регионов победило то крыло, которое хотело поскорее разделить портфели и должности, а не проводить долгие консультации и достигать компромиссов. На сегодняшний день существует крайняя радикальная оппозиция, к которой склоняются лидер Всеукраинского объединения "Свобода" Олег Тягнибок и лидер БЮТ Юлия Тимошенко. Им вряд ли будут нравиться любые шаги нынешнего правительства, и они будут пытаться подогнать под себя протестный электорат. Вместе с тем, остается незанятой ниша конструктивной оппозиции – это люди, которые не готовы жечь на площадях чучело министра образования и науки Дмитрия Табачника. Я не отношусь к радикальным политикам. Однако понять, проанализировать и дать оценку качеству принятых министром решений я готова. Если будет за что хвалить, то можно и похвалить, если нет, тогда критика действий власти должна быть адекватной. Эта ниша в политической деятельности для меня понятна. Это единственный конструктивный путь к сотрудничеству. Я уже сейчас могу прогнозировать, что будут определенный экономические решения Н.Азарова, которые готовы будут поддержать здравомыслящие люди, даже будучи в оппозиции к власти. Например, принятие государственного бюджета, без которого страна живет уже три месяца. Поэтому за определенные адекватные экономические решения я готова голосовать. У меня нет психологии а-ля Ю.Тимошенко – чем хуже в стране, тем потом лучше мне будет на выборах. И мне, и моим друзьям, коллегам, жителям Киева, Украины жить в этом государстве. И меня вовсе не греет мысль о том, что, если всем сейчас будет плохо, я потом выиграю на выборах. Управлять полуразрушенной страной, зависимой от всех соседних государств и кредиторов не так интересно, как потенциально управлять мощной экономически развитой и богатой страной. Второй вариант мне нравится больше. Именно поэтому меня не вдохновляет вариант радикальной оппозиции. Более приемлемым путем я считаю конструктивную оппозицию. Вопрос: Известно ли Вам о подписях депутатов фракции НУНС за переход в оппозицию и объединение своей деятельности с фракцией БЮТ в парламенте? Ответ: Я не знаю, сможем ли мы насобирать 37 депутатов, готовых подписаться под такой конструкцией. Если этого не удалось сделать Партии регионов, то почему это должно получиться у Ю.Тимошенко. Я не вижу, каких-либо объективных предпосылок для этого. Я такое решение точно не подписывала. Да, мы принимали решение о переходе в оппозицию. Но то, что мы объединяемся с Ю.Тимошенко? Мы уже были в объединении два года подряд. Какой от этого эффект? Да, в общем, особенно никакого. Вопрос: Еще один Ваш коллега по фракции, лидер партии "Фронт перемен" Арсений Яценюк также заявил о своей оппозиционности к действующей власти и намерении сформировать оппозиционное правительство. Сможет ли он объединить вокруг себя фракцию? Ответ: Ситуация с А.Яценюком достаточно сложная. Еще два года назад он был, чуть ли ни единственной надеждой на "третий вариант" президентских выборов. Однако, когда я увидела его "полосатую кампанию", я откровенно расстроилась. Если команду единомышленников заменяют политическими технологами, то это и приводит к такому результату, который показал этот политик. Мне не известно насколько сейчас А.Яценюк готов к адекватному сотрудничеству, соблюдать данные обязательства и не искать множество центров влияния с тем, чтобы в перспективе перехитрить всех и стать президентом. Ведь так не получается – в политике не приветствуется индивидуальное катание. В политике нужна командная работа. При этом надо сказать, что за последние недели рейтинг А.Яценюка опередил рейтинг лидера партии "Сильна Украина" Сергея Тигипко, который принял предложение перейти в правительство Н.Азарова. Сможет ли А.Яценюк объединить политические силы вокруг себя, будет зависеть от того, способен ли он учиться на своих ошибках. Вопрос: Определилась ли политическая позиция депутатской группы "Единый центр", с которой Вы зайдете в сессионный зал на следующей пленарной неделе? Ответ: Я могу сказать, что мы присматриваемся к первым шагам власти и оппозиции. "Единый центр" присматривается потому, что не хочет размениваться. В ближайшее время можно ожидать первые законодательные инициативы нового правительства. Вероятно, 10-15 апреля депутаты смогут увидеть проект госбюджета на 2010 год. Я думаю, что на следующей пленарной неделе депутатам предложат также решить и некоторые кадровые вопросы, например, назначить первого заместителя председателя Верховной Рады. Скорее всего, эту должность займет член фракции коммунистов Адам Мартынюк. Вопрос: Вы будете голосовать за принятие госбюджета? Ответ: Как нормальный человек, я понимаю, что страна не может жить без бюджета. Но я еще не видела проект этого документа. Предполагаю, он будет рождаться в ужасных муках – между совестью, государственническими интересами и жаждой наживы. Посмотрим, каков будет этот компромисс.

Реклама
Реклама

ПОСЛЕДНЕЕ