10:28
16.02.2017
Совладелец "Нова пошта" Владимир Поперешнюк: В 2017г мы предложим совершенно другие сроки доставки (II часть)
Эксклюзивное интервью совладельца группы компаний "Нова пошта" Владимира Поперешнюка агентству "Интерфакс-Украина" (I часть)
Вопрос: Что в 2017 году компания намерена предложить своим клиентам?
Ответ: В этом году мы планируем предложить совершенно другие сроки доставки. Если сейчас мы говорим о категории день-сутки, то в этом году планируем переходить на часы. Для нас это будет означать развитие услуги "Локал" – доставки по городу и пригороду. Кроме того, есть планы расширить график работы отделений на выходные и праздничные дни, запустить ночных курьеров. Все это повлияет на развитие e-commerce, потому что возможность отвезти посылку, скажем, по Киеву в течение 3-4 часов после оформления заказа, позволит этому рынку доставлять товар день в день, как минимум внутри города или в близлежащие от отправителя города.
Вопрос: Насколько такой ускоренный вариант может быть дороже классического?
Ответ: У нас есть проект, основная идея которого – не задерживать у себя посылку. Каждая минута, в течение которой посылка находится в системе, несет лишние расходы. Компании выгоднее взять посылку и отдать ее как можно скорее. При этом мы не увеличиваем расходы, а просто меняем модель работы. Иными словами, используя те же ресурсы, ускоряем доставку. Поэтому такой вариант будет в том же ценовом диапазоне.
Вопрос: За счет чего еще это может происходить?
Ответ: Мы сейчас как раз занимаемся расчетами. Это оптимизация временных затрат и операционных процессов. Чистая математика, менеджмент, IT, не больше.
Вопрос: Больше пользуется популярностью доставка в отделение или же адресная доставка?
Ответ: Доставка в отделения пока пользуется большим спросом, хотя, по моему мнению, должно быть как минимум 50 на 50. Поэтому в этом году мы предложим клиентам более удобный сервис для адресного обслуживания, это и упрощенный заказ, и более прогнозируемая доставка в удобное для клиента время.
Вопрос: Поговорим о сотрудничестве с иностранными интернет-магазинами. С кем сейчас работаете и с кем планируете работать?
Ответ: Если говорить об американских рынках, напрямую с "китами" мы пока не сотрудничаем, работаем через форвардинговую схему. В Китае у нас есть партнеры – SF Express, это китайская "Нова пошта", большая частная почтовая компания. Через SF мы работаем с Ali Express, сейчас завершаем настройку сервиса. Пробуем работать со многими, есть наметки на сотрудничество с крупными американскими онлайн-консолидаторами товаров от крупнейших брендов США. Услуга доставки из зарубежных онлайн-магазинов достаточно молодая, поэтому есть смысл вернуться к этому разговору и подвести промежуточные итоги к лету 2017 года.
Вопрос: В чем все же были проблемы с Ali Express в преддверии Нового года, которые вызвали волну негативных эмоций клиентов?
Ответ: Главная причина – по сравнению с доставкой по Украине, китайское направление было абсолютно новым, со своими внешними и внутренними особенностями. К внешним я бы отнес таможенные формальности, иные требования к адресации посылок. Есть и внутренние – модель работы и привычки клиентов.
Наша доставка стала для многих неожиданностью потому, что украинцы привыкли получать посылки из Китая через других операторов. Мы объяснили, что доставка с "Нова пошта" также бесплатна, что на этапе теста услуги мы даем клиенту выбор – доставка на адрес, или в отделение. И что не кто-то в Украине, а продавец товара в Китае решает, какому оператору отдать маршрут доставки в Украину.
Признаю, что на этапе запуска мы учли не все эти факторы. И несмотря на это, за четыре месяца наш грузопоток из Китая составил около 1,5 млн посылок. Сейчас мы окончательно систематизируем это направление, приспосабливаемся к новой модели работы. Договорились о том, что доставляем до дверей, созваниваемся с клиентом. Если курьерка ему не подходит, тогда он выбирает удобное отделение.
Вопрос: Подойдем к отраслевому законодательству. Какова ваша оценка нового законопроекта о почтовой связи?
Ответ: Реакция рынка на законопроект стала причиной того, что его отправили на доработку. Мы и все остальные участники рынка предельно ясно высказались в ноябре прошлого года, на круглом столе, в котором не приняли участия ни министерство, ни НКРСИ.
Если коротко: в случае его принятия законопроект в этой редакции поставил бы под угрозу развитие рынков экспресс-доставки и e-commerce. Интересно, что глава министерства инфраструктуры недавно заявил, что закон "О почтовой связи" вне приоритетов ведомства. Очевидно, там сейчас заняты другими, более важными, по их мнению, транспортными отраслями.
Вопрос: "Укрпочта" апеллирует тем, что она осуществляет ряд неприбыльных операций в своей работе, и при открытости рынка их также должны бы были выполнять и другие операторы кроме нее, в частности доставка пенсий, другие операции. Каково ваше мнение по этому вопросу?
Ответ: Это провокационный вопрос. Мы заплатили 1 млрд грн налогов и сборов по итогам 2016 года, это и есть наш вклад в национальный бюджет. Наша социальная функция – предоставлять качественный сервис и быть добросовестным налогоплательщиком. Если есть функции, которые государство хочет предложить частному бизнесу, то мы готовы рассмотреть предложения. А вот, к примеру, пенсионные выплаты не нам надо предлагать, а банкам. Почта во всем мире деньги возила в начале прошлого века, почтовыми дилижансами. Сейчас это сфера, в которой работают финучреждения.
Вопрос: Перейдем к более приятным вопросам. Укажите самые основные планы компании на 2017 год.
Ответ: Мы строим национальный терминал, летом планируем начать тестировать. В нем будет одна из лучших в мире сортировочных систем, голландского производства. Второе – создание новой логистики, общего диспетчерского центра с системами мониторинга посылок. В планах – доставка по часам, расширение графиков работы отделений, удобные забор и доставка от двери, упрощение и диджитализация многих процессов, развитие сети почтоматов.
В этом году расширять сеть отделений не планируем, будем переосмысливать и совершенствовать процессы с имеющимися ресурсами. За прошедшие годы компания очень быстро росла, сейчас нам нужно сосредоточиться на улучшении качества сервиса.
Вопрос: Открытия новых видов бизнеса, как когда-то почтомат, Forpost, тоже не будет?
Ответ: Пока не собираемся.
Вопрос: Подытоживая сказанное, каков ваш прогноз рынка экспресс-доставки и e-commerce на среднесрочную перспективу?
Ответ: Мы живем во время больших перемен, когда купить в интернете можно любой товар практически в любой стране. Это вызовы для игроков обоих рынков, но для того, чтобы их успешно преодолеть, есть все предпосылки. Уверен, что и логисты, и торговые онлайн-площадки будут расти как минимум до 30% в год.
Вопрос: Лично вы не планируете в обозримом будущем попробовать себя в чем-либо еще, кроме группы "Нова пошта"?
Ответ: Нет. С опытом я понял, что хочу реализовать себя в логистике. Поэтому стараюсь не распыляться на другие отрасли и совершенствуюсь в своем направлении. Более того, мы начали активно развивать образование внутри компании. Я верю в то, что корпоративный университет – еще одно средство для нашего развития.