11:32 27.07.2018

Главы правлений Альфа-банка и Укрсоцбанка: Мы входим в финальную волну миграции

12 мин читать
Главы правлений Альфа-банка и Укрсоцбанка: Мы входим в финальную волну миграции

Эксклюзивное интервью CEO "Альфа-Групп" в Украине, председателя правления Укрсоцбанка Ивана Свитека и председателя правления Альфа-банка Украина Виктории Михайле агентству "Интерфакс-Украина".

(Часть первая)

– Когда завершится процесс слияния Альфа-банка и Укрсоцбанка?

Иван Свитек: Юридическое слияние запланировано на I-е полугодие следующего года. Но до слияния таких двух гигантов как Альфа и Укрсоц, а таких слияний на украинском рынке еще не было, нужно проделать огромную подготовительную работу. Сейчас в рамках миграции мы стараемся всех активных клиентов Укрсоцбанка перевести на площадку Альфы. Наша цель, к которой мы планомерно движемся, – перевод 75% всех активных клиентов, в том числе и в объемах бизнеса, на баланс Альфа-банка до конца 2018 года. И вы уже можете это видеть по динамике баланса Укрсоцбанка.

Виктория Михайле: В рамках подготовки к миграции, мы разработали ноу-хау – мягкий формат миграции "2 в 1", когда на площадке Укрсоцбанка размещаются отделения двух банков – и Укрсоца, и Альфа-банка. В рамках такого формата мы можем клиенту Укрсоца, пока он пользуется привычным сервисом в привычном отделении, тут же рассказать обо всех преимуществах перехода на обслуживание в Альфа-банк. Основной аргумент, конечно, технологичность Альфы. Хотя в объединенную структуру мы взяли и немало крутых идей и проектов Укрсоца, в том числе, например, любимую клиентами карту Carbon. Таким образом, клиенты в отделениях "2 в 1" в удобном формате переводят пассивы из Укрсоца в Альфу с премией, получают более премиальные карты и продукты.

Работает ли такая же мягкая миграция для клиентов-предпринимателей и корпоративных клиентов?

В.М.: Безусловно. Мы делаем все для того, чтобы переход был более удобным и практичным для всех сегментов клиентов. С НБУ согласован план мягкой миграции и регулятор понимает, что когда банки сольются, то не мигрировавшие клиенты, оставшиеся на балансе Укрсоцбанка, все равно будут переведены в Альфа-банк. Поэтому мы сделали упрощенную юридическую и комплаенс процедуру при миграции, чтобы минимально вовлекать клиентов, в том числе и по документальному оформлению перехода.

Всех остальных, кто по разным причинам не мигрирует в Альфу до конца года, мы будем рады увидеть на своем балансе "в ночь с пятницы на понедельник", когда произойдет юридическое слияние.

– Из ваших слов следует, ключевая цель мягкой миграции -- это осознанный переход клиентов и знакомство их с Альфа-банком?

В.М.: Так и есть. На текущем объеме бизнеса подход "уснуть в Укрсоце и проснуться в Альфе", сделав для клиентов welcome pack с информацией об изменениях, невозможен. Да это и не та культура бизнеса, в которой мы работаем и к которой стремимся. И мы видим совершенно другое отношение, когда клиент начинает понимать, что переход происходит в рамках одной группы, что команды двух банков сильно переплетены, а часто и вовсе объединены. Зачастую, для клиента в текущей работе с банком ничего не меняется – его обслуживают те же менеджеры, что и раньше, но теперь трудоустроенные в Альфа-банке. Для нас важно "отвкусовать" Альфу перед клиентом, показав ему новые возможности на новой для него площадке.

И это очень хорошо работает. Миграция идет уже около года, и мы видим, что клиенты Укрсоцбанка, перешедшие на обслуживание в Альфа-банк, приумножают свой бизнес на новой площадке. Например, мы более активно продаем кредитные продукты, чего Укрсоцбанк не делал уже очень давно. Кроме того, все обеспеченные клиенты в Альфа-банке в рамках нашей модели обслуживания получают персонального менеджера… Интернет-банкинг и мобильное приложение в Альфе более современные и высокотехнологичные.

– Что будет с сетью объединенного банка?

В.М.: Сеть будет сокращаться за счет закрытия неэффективных, а также задвоенных точек продаж на соседствующих локациях. Мы оставляем только лучшие отделения и локации. Уже сейчас мы переводим на баланс Альфа-банка отделения, работающие в формате "2 в 1". Когда мы понимаем, что базовый объем клиентов по точке продаж переведен из Укрсоцбанка в Альфу, мы принимаем решение о закрытии здесь отделения Укрсоцбанка.

Сейчас мы входим в финальную волну миграции, в рамках которой из 301 отделения Альфа-банка и Укрсоцбанка по состоянию на начало 2018 года к концу года останется 241 отделение Альфа-банка и 8 хабов в разных регионах, которые будут работать в формате "2 в 1". В этих хабах клиенты Укрсоцбанка, которые не успели самостоятельно перейти на обслуживание в Альфу, смогут получить стандартный сервис. Безусловно, здесь не будет новых продуктов и услуг, поскольку мы остановили продажу всех активных и пассивных продуктов и услуг на площадке Укрсоцбанка: не выпускаем новые карты, а лишь перевыпускаем пластик в рамках действующих, пока не мигрирующих зарплатных проектов, перестали принимать розничные депозиты.

– Согласно свежей статистике Нацбанка, у Альфы на середину этого года было 259 отделений, а у Укрсоца – 209 (на начало года соответственно 187 и 231). Суммарно это больше 301 отделения, о которых вы говорите. Это из-за формата "2 в 1"?

В.М.: Да. Мы, повторюсь, находимся в финальной стадии мягкой миграции, в рамках которой порядка 80 отделений Укрсоца до конца года должны выйти из формата "2 в 1" и стать отделениями Альфа-банка. Отделения, которые не имели потенциала перевода в формат "2 в 1", закрываются.

– В случае с Банком Кипра не использовали такой формат миграции.

В.М.: С Банком Кипра была совершенно иная стратегия и другая модель. Банк Кипра был значительно меньше, чем Укрсоцбанк. Он не имел такого объема розничного портфеля, как портфель Укрсоцбанка, с которым Альфа, если вы посмотрите наши показатели, стала очень активно работать. Сейчас идет высокорезультативный процесс recovery по проблемным розничным клиентам в рамках урегулирования задолженности.

Клиенты приходят за сервисом в Альфу, и у нас устанавливаются совершенно иного уровня взаимоотношения. У Банка Кипра не было такого портфеля МСБ, какой есть у Укрсоца. Ведь основной целью покупки Укрсоцбанка была покупка бизнеса, увеличение клиентской базы.

К тому же мы с Укрсоцем очень разные и с точки зрения продуктов, и с точки зрения IT-составляющих. Поэтому слияние через договора факторинга или "перелив" без подготовки невозможны. Нам нужно почистить системы, подготовить шлюзы, уменьшить объем данных, вычистить архив для того, чтоб осуществить переход.

К юридическому слиянию двух банков мы тоже тщательно готовимся, стараясь успеть в сроки, отведенные для того, чтобы сделать это по упрощенным процедурам. Мы закончили сквиз-аут Укрсоцбанка, уменьшили базы, так как чем меньше их останется, тем меньше нужно строить шлюзов и тем легче пройдет процесс слияния.

И.С.: Еще одна причина, по которой мы так глубоко и так осторожно зашли в процесс миграции… Вы можете юридически слить два банка в один, но внутри все равно останется два банка – две системы, разные продукты.

– Вы хотите этого избежать?

И.С.: Да. Самое сложное – это реально объединить два банка в один, избежать лишних расходов, объединить разные культуры, процессы, продукты. Мы над этим работаем буквально с момента сделки осенью 2016 года.

Кроме того, все, о чем мы говорили сейчас – это клиентская сторона, то, что видит рынок. Но чтобы клиенты и рынок это увидели, была проведена огромная внутренняя работа по унификации продуктов, мэтчингу наполнения продуктов, синхронизированы подходы к оценке рисков по активам и пассивам, по IT-сопровождению.

– Проблемные клиенты Укрсоцбанка пока остаются в нем?

И.С.: NPL-портфель – это один из ключевых фокусов работы. Большая работа была проделана в 2017 году и такие же большие планы на 2018-й. Мы планируем к концу года очень сильно уменьшить как портфель кредитов, так и портфель инвестиционной и операционной недвижимости. Уже на выходе достаточно крупные сделки. Кроме того, баланс Укрсоцбанка уменьшится и за счет закрытия  и продажи отделений. Отделения Альфа-банка отформатированы по-другому, нам не нужны большие площади. В том числе потому, что мы активно уводим клиентов из сети в дистанционное обслуживание. С предоставлением клиентам качественно другого уровня сервиса от Альфы это становится возможным.

Безусловно, есть NPL, который мы не можем тронуть из-за моратория. С акционерами могут быть согласованы разные модели слияния: как юридическое присоединение, так и, например, выделение NPL-портфеля в отдельную финансовую компанию. С точки зрения управляемости это может быть более эффективное решение по работе с плохими долгами. Этот вопрос еще в процессе согласования.

-- Экономия на масштабах во что выльется для сотрудников Укрсоцбанка и Альфа-банка? Сколько из них уже потеряли или еще потеряют работу?

И.С.: Если брать суммарно количество сотрудников Альфа-банка и Укрсоца на начало 2017-го и сейчас, то эта цифра практически не изменилась.

-- А в чем тогда смысл? Считается, что благодаря слиянию есть возможность сократить расходы, в том числе и на персонал.

И.С.: Пока мы работаем в формате "2 в 1", у нас действительно задваивается ресурс – персонал в сети, бухгалтерия, бек-офис. Определенное сокращение персонала при переходе сети под вывеску Альфа-банка и при слиянии будет, но оно не будет большим. Да, с одной стороны сейчас мы где-то сокращаем людей, но в других направлениях нам нужны люди, потому что, например, активно развивается контакт-центр, диджитал, появляются новые продукты, мы активнее занимаемся взысканием долгов. В Укрсоцбанке, например, не было контакт-центра, они не занимались активно взысканием.

-- В Укрсоцбанке не было контакт-центра?

В.М.: Не было. Банк не продавал так активно кредитные продукты, там была другая модель. Все кредитные продукты сегодня продаются на Альфе. Поэтому сократив сеть с 309 до 241 отделения, мы сделаем ее эффективнее, внедрим новую, более совершенную сервисную модель.

-- Есть ли какие-то географические особенности процесса миграции?

В.М.: Мы сохраняем практически ту же карту, что и была. Соответственно в каждом городе мы будем представлены многими отделениями.

-- Клиенты из Западной Украины также охотно переходят в Альфу, как в других регионах?

И.С.: Это мой любимый вопрос, на который я всегда отвечаю примером. Когда на старте мы запускали пилот по миграции, то взяли для сравнения Киев и Львов. Хотели попробовать на тот случай, если будут какие-то сложности на Западной Украине. Так вот, по итогам пилота Львов справился лучше, чем Киев.

У нас ровно идут практически все регионы. В каждом регионе есть специфика, и проект миграции очень тонко ее учитывает.

- Глядя на динамику активов, процесс миграции пока не очень заметен. Если на начало года у обоих банков было примерно по 58 млрд грн активов, то на 1 июня у Альфы примерно столько же -- 57,3 млрд грн, а уУкрсоцбанка -- минус 5 млрд грн. Почему так? И на какие цифры вы хотите выйти?

В. М.: По цифрам мы изнутри видим эту миграцию. Но по открытым данным лучше анализировать пассивную сторону баланса, например, депозиты, чтобы понять, какой объем бизнеса переходит. Активную часть баланса сдвинуть намного сложнее. Альфа растет в рознице, стабильна в объемах корпоративного кредитования и отрабатывает проблемные активы. Уменьшение баланса Укрсоца в активной части также связано с отработкой проблемных и сложных долгов и инвестиционной недвижимости.

У нас впереди много значимых сделок: думаю, к концу года мы увидим сокращение баланса Укрсоцбанка в активах, взвешенных на риск, с 23 млрд грн примерно до 17 млрд грн. Давать более точные цифры достаточно сложно, поскольку динамика непростая. Но если в ближайшее время пройдет несколько крупных сделок по реструктуризации проблемных долгов и продаже значимых объектов, показатели могут быстро уйти до указанных 17 млрд грн.

Хотя цель у нас не в условном показателе актива, взвешенного на риск, а в его глубоком наполнении. Потому что для нас важнее, чтобы кредиты стали рабочими, а клиент получал качественный сервис на понятной ему площадке.

-- На начало этого года суммарно на два банка приходилось 6,2% активов украинской банковской системы, на 1 июня – это 5,9%. Каков ваш целевой показатель в конце процесса? Или для вас важнее сохранить живых, хороших клиентов Укрсоцбанка, а уже потом наращивать активы?

И.С.: У нас есть цель расти и в количестве, и в качестве. Но в приоритете, конечно, качество. Мы, может быть, не наращиваем долю рынка, но в этой доле объема мы все равно качественно меняемся. Как сказала Виктория, мы активно работаем в диджитале, с проблемными активами. В Укрсоце много проблемных активов, по которым мы успешно договариваемся, структурируем, продаем. Внутри проходит достаточно большая борьба за качество, что хорошо видно по результатам первых месяцев этого года.

-- У вас прибыль Альфы фактически покрывает убытки Укрсоцбанка

И.С.: Да, два банка группы вместе – прибыльные.

В.М.: Операционный доход Альфы за первое полугодие 2018 года – 1,4 млрд грн, очищенный результат – 414 млн грн. Это соответствует нашим прогнозным данным, о которых Иван говорил в своем интервью в начале года, что Альфа встретит конец года с чистой прибылью 800 млн грн. Если сравнивать с прошлым годом, когда финрезультат составил чуть меньше 600 млн грн, то это достаточно большой прогресс, так как внедрение стандарта МСФО дает определенную коррекцию.

И.С.: У Укрсоцбанка тоже хорошая динамика, потому что банк начинает выдерживать операционную эффективность. Хотя все знают уже, что мы едины, но пока это два бизнес-юнита на рынке, и Укрсоц должен соответствовать всем регуляторным требованиям. Поэтому нам пассивы у него переводить проще, чем работающие активы. Поэтому работа с активами – это отработка качества. И поэтому Укрсоц держит операционную прибыль, пускай небольшую. И его 370 млн грн в минус за полугодие произошли, в основном, за счет резервов.

-- Раньше прогнозировали убыток Укрсоца по итогам этого года около 700 млн грн по сравнению с 800 млн грн прибыли Альфа-банка.

И.С.: Если взять линейный прогноз по имеющимся показателям за полугодие, то выходим на этот уровень. Мы не отходим от намеченной стратегии. И очень надеемся, что показатели и Укрсоца, и Альфы будут лучше благодаря текущей динамике процессов.

– Сейчас Альфа-банк с учетом показателей Укрсоцбанка -- крупнейший частный банк в Украине. В конце процессов миграции и слияния вы планируете сохранить это звание?

И.С.: Мы планируем стать крупнейшим и лучшим частным банком.

– На какой стадии переговоры о бренде объединенного банка?

-- И.С.: Переговоры еще идут. Но если будет новый бренд, то он появится в момент юридического слияния, когда возникнет новый субъект на рынке. Мы целимся на 1-е полугодие следующего года.

– А какие варианты рассматриваются?

И.С.: Есть сотни вариантов, но ключевой выбор между тремя: Укрсоцбанк, Альфа-банк и третий новый бренд.

– У какого варианта больше сторонников?

И.С.: Мы в дискуссии. Сложность задачи в том, что у каждого варианта есть безусловные плюсы и минусы. Но, повторюсь, я считаю, что в момент слияния возникнет новый субъект, который прошел невероятную трансформацию. Этот субъект будет достоин нового имени. Просто пока рано говорить, что это будет за имя.

 

Окончание текста интервью чайте на сайте агентства "Интерфакс-Украина" www.interfax.kiev.ua

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Россияне поставили себе задачу уничтожить нашу авиацию и инфраструктуру для западных самолетов - заместитель начальника ГУР МО Скибицкий

Польский протест приобрел довольно агрессивную форму – из мирной демонстрации он превратился в проявление злостного неуважения к украинским гражданам

В ближайшие месяцы планируем запустить тестирование электронного кабинета пациента – замминистра здравоохранения Карчевич

Нам навязывают неверную парадигму, что противостояние идет по линии между бизнесом и правоохранителями – Гетманцев

IT-индустрию сейчас беспокоят три главных вопроса – это мобилизация, бронирование и зарубежные коммандировки – СЕО Diia.City United

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА