Королевская: Одно из наших самых главных конкурентных преимуществ - это наш 46-миллионный внутренний рынок
Эксклюзивное интервью народного депутата БЮТ, главы парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталии Королевской агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Наталия Юрьевна, совсем недавно Вы говорили о том, что Совет предпринимателей при Верховной Раде, соглавой которого Вы являетесь, готовит проект закона об упрощенной системе налогообложения. Не секрет, что это одна из актуальных тем сегодня. Есть ли уже какие-либо предварительные результаты подготовки проекта?
Ответ: Сейчас образовалось два центра подготовки законопроекта по упрощенной системе налогообложения. Один центр находится в Кабинете министров на площадке Министерства финансов Украины. Второй центр мы организовали на площадке Совета предпринимателей при Верховной Раде.
Так, уже на текущей неделе мы обнародуем несколько моделей упрощенной системы налогообложения для обсуждения.
Мы будем делать все, чтобы в середине февраля подать этот законопроект.
Мы постарались собрать все существующие в Украине предложения от малого и среднего бизнеса относительно того, как он сам видит возможность работы упрощенной системы. Понятно, что на этот счет есть кардинально противоположные мнения – от "разрешить все и не платить за это ничего" до "запретить данную систему в целом".
Поэтому мы постарались отыскать "золотую середину", которая была бы экономически и юридически обоснована. В частности, было бы целесообразно выделить несколько категорий физлиц и юрлиц, для которых бы применялись разные ставки налога.
Одна из главных задач упрощенной системы - дать возможность людям, готовым проявить предпринимательскую инициативу, организовать свою самозанятость, минимум времени тратить на учет и максимум времени посвящать развитию своего дела. При этом мы хотим создать модель, при которой будет невыгодно использовать упрощенную систему для оптимизации налогов.
Вопрос: Несмотря на то, что упрощенная система пока действует по старым правилам, Налоговым кодексом некоторые нюансы ее применения уже регулируются. Так, кодекс запрещает относить закупки у физлиц-"упрощенцев" товаров и услуг на валовые затраты при определении объекта обложения налогом на прибыль, то есть фактически облагать их по ставке налога на прибыль. Каковы идеи относительно этой нормы? Что предлагает Совет предпринимателей при Верховной Раде по этому поводу?
Ответ: Этот блок остается предметом для дискуссий. Мы его будем рассматривать по видам деятельности, т.е. отдельно пропишем все виды деятельности, которые входят в так называемую "группу риска". Какие из них мы оставим для юрлиц, а какие для физлиц, пока обсуждается. В целом, здесь мы хотим услышать предложения общественности. Главный вопрос - должно ли получить самозанятое население возможность заниматься "спорными" видами деятельности (при том, чтобы работу с ними нельзя было относить на валовые затраты), или все-таки оставить эти виды деятельности только для юрлиц, при этом дать возможность относить оплату их услуг на валовые затраты.
Но полностью запрещать относить расходы на услуги "упрощенцев" на валовые затраты для всех видов деятельности я считаю глупостью. Мы будем отдельно обсуждать эту норму.
Вопрос: Теперь предлагаю перейти к более глобальным вопросам… Совсем недавно Вы вернулись из Давоса (Швейцария), где побывали на Всемирном экономическом форуме. Какие идеи там звучали, и на что нам следует обратить внимание, чтобы подстегнуть развитие национальной экономики, в частности, для привлечения иностранных инвестиций?
Ответ: Стратегическая точка роста для Украины - это создание условий для развития малого и среднего бизнеса.
Мы должны дать условия для предпринимательской инициативы, потому что в Украине сегодня доля в ВВП малого и среднего бизнеса самая низкая в Европе и одна из самых низких в мире. И сколько бы мы не рассказывали на международных площадках, как у нас проходит дерегуляция, как у нас все прекрасно, но в кулуарах, среди потенциальных инвесторов, витают совсем другие настроения. Так, они честно признаются: "Вы поймите, когда мы вкладываем в нормальные стабильные страны 1 доллар, то понимаем, что как минимум 5 центов мы заработаем. Но сколько раз мы пытались вкладывать в Украину, получается, что мы вкладываем 1 доллар, а потом у нас 10 долларов отбирают". До тех пор пока такие же условия будут сохраняться, мы не сможем рассчитывать на приход иностранного инвестора.
Посткризисный инвестор очень циничен, очень аккуратен и он минимизирует риски.
В то же время нам нужен инвестор, готовый вкладывать деньги, создавать рабочие места и инновационный продукт с максимальной добавочной стоимостью. Такой инвестор требует от нас уже не рассказов, не презентаций - он требует от нас конкретных действий. И если у нас не будет борьбы с коррупцией, если не будет законодательства по защите права собственности и не будет реальной дерегуляции экономики - не на словах, а на деле, - то мы серьезного, системного инвестора не получим.
Вопрос: В чем должна заключаться такая дерегуляция? Что следует изменить, чтобы, в частности, малому и среднему бизнесу предоставить возможность для решения своих проблемных вопросов и развития?
Ответ: Не создавать проблем, которые нужно потом решать, - это и есть первая дерегуляция. Не декоративное сокращение количества разрешений с 70 до 58 или фиктивное сокращение полномочий контролирующих органов, которое на самом деле подразумевает перераспределение этих полномочий, а настоящая дерегуляция.
Необходимо начать с реформ системы государственного надзора и контроля, оставив только самые минимальные и жизненно необходимые сферы, которые должны контролироваться. Оставить под контролем только вопросы жизнедеятельности, безопасности и здоровья, а контроль во всех остальных сферах максимально упразднить. Главное - не бояться.
Как хорошо отметил управляющий директор Форума Роберт Гринфилд, системы 20 века не способны управлять рисками 21 века. Они имеют только механизмы и способы перекладывать эти риски с одной части общества на другие части, как правило, самые уязвимые. Такое впечатление, что он жил в Украине и рассказал о том, что реально происходит здесь.
Вопрос: Как, по Вашему мнению, насколько привлекательна Украина для иностранного инвестора?
Ответ: Инвесторы есть, и наш инвестиционный потенциал они все прекрасно понимают, и мы для них действительно интересны.
Вот, министр иностранных дел Швеции на украинском ланче отметил, что Украина недооценивает свой инвестиционный потенциал и свои конкурентные преимущества, которые заключаются в том, что мы находимся в центре Европы, у нас нет четких экономических обязательств, как у стран Евросоюза, и у нас есть все возможности для создания самой либеральной экономики на континенте. И европейские производства уходили бы не в Китай, а в Украину для создания рабочих мест, повышения уровня жизни и т.д. Нам говорят: "Вы, к сожалению, не используете ваши конкурентные преимущества, вы ходите, уговариваете, что-то обещаете, а вы просто создайте условия. Как только вы создадите условия, инвесторы это сразу же почувствуют".
Вопрос: В чем же, по Вашему мнению, заключается наше конкурентное преимущество?
Ответ: Одно из наших самых главных конкурентных преимуществ - это наш 46-миллионный внутренний рынок. Это колоссальный рынок в центре Европы. Это то, почему с нами еще "нянчатся" инвесторы. Потому что многим интересно зайти сюда как можно глубже и забрать здесь как можно большую долю рынка. Все страны мира, вступая во Всемирную торговую организацию (ВТО), четко понимают, зачем они туда идут, в отличие от Украины.
Сейчас мы имеем непрекращающиеся антидемпинговые расследования, а сами инструментами защиты внутреннего рынка ВТО пользоваться не умеем, как и инструментами экспансии на внешних рынках.
Мы снизили заградительные барьеры в виде таможенных пошлин, все отдали, снизили наше техническое регулирование. Начали получать меньше доходов в бюджет. При этом мы не создали того продукта, который могли бы предложить внешнему рынку, а тот, который мы можем предложить, никому не интересен. К сожалению, Украина пока четко не смогла сформулировать, что мы хотим, в отличие от той же Европы.
Вопрос: Какие же выводы в ближайшей перспективе нам необходимо сделать для развития нашей экономики?
Ответ: Нам необходимо обозначить наши точки роста, наши конкурентные преимущества и понять, какая модель экономики у нас работает. Нам необходимо определиться, то ли мы создаем либеральный островок экономики в европейском пространстве и боремся за конкурентные преимущества, то ли мы остаемся безысходным сырьевым придатком.
Ведь у нас все еще доминирует плановое советское мышление. Правительство понимает инновационную экономику как тяжелые отрасли, большие производства, глобальные проекты. Хотя Европа показывает, что самые серьезные точки инновационного роста образуются как раз в среде малого и среднего бизнеса.
Единственная площадка для развития украинской экономики - это малый и средний бизнес. Нам не нужна гигантомания родом из плановой экономики.
Наша задача в 2011 году - не скатиться до уровня конца 90-х годов. Потому что мы стоим на развилке и то, что мы еще интересны, то, что мир лучше нас понимает, наши конкурентные преимущества - это наш колоссальный шанс на будущее. И это уже радует. Поэтому 2011 год для нас определяющий – либо мы сделаем шаг вперед, либо нам снова придется выкарабкиваться из экономической пропасти.