13:35 23.04.2020

Гендиректор международного аэропорта "Борисполь" Рябикин: Результат по году для аэропорта "Борисполь" будет "от плохого до ужасного"

8 мин читать
Гендиректор международного аэропорта "Борисполь" Рябикин: Результат по году для аэропорта "Борисполь" будет "от плохого до ужасного"

Эксклюзивное интервью генерального директора международного аэропорта "Борисполь" Павла Рябикина агентству "Интерфакс-Украина"

- Как "Борисполь" пережил первый месяц карантина: основные потери и достижения?

- Мы его пережили, и это уже само по себе немало. Пережили тяжело, потому что 70% трудового коллектива аэропорта находится в режиме вынужденного простоя, и для людей это тяжело, поскольку по сути они получают меньше половины того, что получали в обычное время.

По достижениям - за это время нам пришлось пять или шесть раз менять технологии обслуживания эвакуационных рейсов, носивших карантинный характер. Очень хочется верить, что этот опыт нам больше не понадобится, но по факту мы наработали для себя много полезных протоколов.

- В каком режиме работаете сейчас? Какие основные проблемы испытываете?

- Борисполь - единственный аэропорт страны, который сегодня выполняет работы по обслуживанию эвакуационных рейсов. Сегодня резервным для нас является аэропорт Львова. Мы работаем по-прежнему в круглосуточном режиме. Выполняя очень небольшое количество рейсов, мы обеспечиваем все необходимое по нормативам для работы. К примеру, одна аварийно-спасательная команда должна иметь 74 человека круглосуточно.

В полном объеме работает грузовой терминал, нагрузка по специализированным грузовым рейсам сейчас даже выше, чем в докарантинный период, поскольку тогда часть грузов (общий объем перевезенных грузов на пассажирских и грузовых рейсах за март-2019 - 3 796 231 кг, март-2020 - 3 354 913 кг) перевозилась пассажирскими самолетами. Сейчас часть таких грузов ушла на специализированные карго-рейсы, и их суммарное количество в итоге выросло. При этом пассажирские рейсы сейчас практически отсутствуют.

- Как долго вы сможете продержаться при таком режиме карантина?

- Если говорить о наших финансовых резервах, ситуация неутешительная. В настоящее время у нас есть средства для работы на один-полтора месяца. Мы ведем разговоры о привлечении новых целевых кредитов от государственных банков. Ожидаем предложений и подписания соглашений о кредитах с коммерческими банками. И очень надеемся, что правительство откроет программу возвратного финансирования на поддержание фонда оплаты труда, о которой мы уже многократно слышали, но еще не видели ее как таковую. Это наша надежда на то, что мы сможем и деятельность аэропорта без особых потерь восстановить, и начнем потихоньку зарабатывать сами. Но никто не может сказать когда.

- Вы уже подсчитали, сколько аэропорт теряет за месяц простоя?

- Потерянные доходы составляют примерно 380 млн грн в месяц.

- Каков объем вашего кредитного портфеля? Удалось ли договориться с кредиторами об отсрочках платежей?

- Мы обслуживаем посильный кредитный портфель для работающего предприятия. Но даже самый маленький кредит является непосильной ношей для компании, у которой нет источников дохода. Так что сейчас мы очень рассчитываем на то, что правительство в итоге все же сформулирует свою политику работы с отечественными предприятиями в условиях кризиса.

У нас в последнее время заметно оживился диалог с Мининфраструктуры по антикризисным мероприятиям, и мы говорим на одном языке. Теперь дело за тем, чтобы правительство как собственник сформулировало наконец свою политику собственности, которую должен услышать наш набсовет.

К сожалению, мы пока так и не услышали позицию правительства о том, будет ли оказываться секторальная помощь, и если будет, то в каком виде? На какой объем помощи мы можем рассчитывать?

Сегодня роль "вынужденной" государственной поддержки взяли на себя госпредприятия - аэропорт "Борисполь" и "Украэрорух", поскольку задолженность участников авиарынка перед этими компаниями достигла уже более 2,5 млрд грн, из них - 900 млн "Борисполю". И это те деньги, которые мы можем пойти и начать требовать от компаний уже сейчас, немедленно, как мы должны это делать по закону и по заключенным с авиаперевозчиками обязательствам. Либо, если на то будет воля собственника, которым является государство в лице правительства, мы должны использовать эту сумму задолженности как механизм поддержания отрасли, не взымая ее и тем самым давая возможность предприятиям пережить кризис.

Однако по этому поводу должна быть четкая реакция правительства, и она должна быть сформулирована абсолютно однозначно. К примеру, предприятия авиарынка, являющиеся государственными монополиями, поддерживают участников рынка путем предоставления им отсрочек по платежам, неприменения штрафных санкций, невзымания или отсрочки тех или иных обязательных сборов. И это было бы очень полезно участникам рынка и позволило бы им пережить кризис.

С другой стороны, государство должно четко сформулировать свое видение по отношению и к госсектору, поддержав госпредприятия путем введения низкопроцентных бюджетных ссуд или обеспечением льготного кредитования. Либо правительство может четко определить, что все решает рынок и регулирует рынок, все компании в трудном положении - и мы сами будем выходить из этой ситуации.

Сейчас, к сожалению, это проблема всех секторов. Просто авиация и туризм первыми почувствовали прекращение практически всех международных перевозок, причем острее, чем кто бы то ни был. Думаю, что аналогичные проблемы есть и в банковском секторе, и в энергетическом, и во всех остальных.

По-моему, правительство сейчас просто опаздывает с доведением важных месседжей до руководителей предприятий. Представителям власти необходимо определиться и сформулировать свое видение.

- Способны ли вы выбраться из сложившейся ситуации своими силами?

- Вы знаете, мы точно выберемся. Вопрос - с какими потерями? Если мы понимаем, что должны выбираться сами, мы активизируем работу с банковским сектором. Если у нас будет поддержка правительства - смотрим как работать с нашими должниками так, чтобы дать им возможность не закрыться и не прекратить свою деятельность, и поддержать их каким-то образом.

- Какого финрезультата вы ожидаете по году с учетом карантина?

- Мы ожидаем убытки. Вопрос их размера будет определен тем, когда мы начнем летать: будет это конец апреля, мая или августа – соответственно, и результат будет разным. Поэтому сейчас говорить о конкретных цифрах не приходится, поскольку у нас нет исходных данных для осуществления расчета. В то же время мы понимаем, что результат по году для нас будет "от плохого до ужасного".

- Вы уже обсуждали это с представителями акционера "Борисполя", с Кабинетом министров? Как они видят эту ситуацию?

- К сожалению, пока что мы все еще на стадии обсуждения финплана аэропорта. Здесь мы и столкнулись с тем, что посчитать финансовый план в таких условиях, наверное, нереально. Поэтому одним из наших предложений по антикризисным действиям правительства и Министерства инфраструктуры было бы делегирование последнему возможности изменения финплана в течение года, в зависимости от меняющейся ситуации. На текущий момент посчитать бюджет в условиях, когда мы не имеем вводных, не понимаем, когда начнется активная деятельность перевозчиков, в каком объеме она начнется и с какими частотами, практически невозможно.

- А какой вы хотели бы видеть концепцию правительства по выходу из кризиса?

- В нашем случае уместно говорить про авиацию. Правительство может рассмотреть целесообразность вхождения государства в состав акционеров крупнейших отечественных авиакомпаний. Существенно помочь отрасли может предоставление стабилизационных кредитов или возвратная финансовая помощь украинским авиаперевозчикам. Таким образом у авиакомпаний хотя бы появится возможность погасить задолженность перед аэропортом и оплатить часть операционных затрат. В сложившейся кризисной ситуации однозначно необходимо снижение налоговой нагрузки, например отсрочка на 90 дней от уплаты налогов, сборов, в том числе налога на доходы физических лиц, единого взноса. Результативным решением может стать также уменьшение отчислений части чистой прибыли государственными предприятиями авиационной отрасли до 30%, по крайней мере на 5 лет. Таким образом удастся реализовать Концепцию развития аэропорта без финансирования из государственного бюджета

В данный момент "Борисполю" необходимо срочное утверждение финансового плана аэропорта на 2020 год, поскольку это является условием государственных банков для получения новых кредитов и переноса сроков погашения существующих.

- По грузовому сообщению: насколько вы планируете его увеличить, и поможет ли это предприятию финансово?

- В структуре доходов "Борисполя" прошлых лет грузовые перевозки составляли в лучшем случае 4%. И я боюсь, чтобы в этом году они не стали основной доходной статьей аэропорта. Я искренне этого боюсь, потому что даже если мы нарастим их в два раза или в три (что маловероятно), мы все равно выйдем только на 12% доходов прошлого года.

- Хотелось бы еще разъяснить момент по инвестиционной программе. У вас было несколько проектов, в том числе с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), планы по грузовому терминалу. Как вы планируете дальше с ними работать?

- Инфраструктура не может быть создана по мановению волшебной палочки за один день или один год. Любой инфраструктурный объект проходит много стадий: разработка концепции, последующее проектирование, создание рабочих проектов, строительство, ввод в эксплуатацию, вывод объекта на необходимую проектную мощность. Все эти стадии, как правило, растянуты во времени. И если кто-то рассказывает, что начав строительство дорог весной, мы в конце года построим 200 тыс. км - наверное, это слегка безответственное заявление человека, который не представляет каким образом реализовываются инфраструктурные проекты. Поэтому мы ни от одного нашего проекта не отказываемся. Мы понимаем, что в связи с экономической ситуацией их будет чуть-чуть сложнее профинансировать и сроки их реализации сдвинутся, тем не менее ведем те работы, которые в состоянии профинансировать.

Сейчас мы работаем над проектами тех объектов, у которых есть пакет финансирования ЕИБ, - это реконструкция взлетно-посадочной полосы №2 и прилегающих к ней объектов инфраструктуры. Мы работаем над разработкой и проектированием грузового терминала, достраиваем перрон терминала D.

- Какой период в текущем прогнозе закладываете на возобновление полноценной работы предприятия?

- На днях с коллегами с утра проводили совещание. Сейчас мобильная группа мониторит информационное пространство по планам перевозчиков. И мы видим, что некоторые авиакомпании настроены очень оптимистично – у них в продажах стоят рейсы из Киева/в Киев на конец апреля – начало мая. У кого-то эти прогнозы менее оптимистичны – с началом полетов в конце июня. Кто-то говорит о возвращении к полному объему работы к октябрю, кто-то ожидает полного возобновления полетной программы не ранее чем через год. Поэтому сказать, что сегодня кто-то точно знает, как это будет развиваться, было бы преувеличением.

Мы просчитываем для себя разные сценарии и готовы к их реализации в зависимости от того, насколько будет продлен карантин и какие этапы выхода из него будут осуществляться в нашей стране.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Мы изучаем практики специальных экономических зон в разных странах, а также сотрудничаем с потенциальными инвесторами – мэр Николаева

Звучит это, мягко говоря, как диверсия – глава правления "Украинской биржи" о предложении регулятора сдать лицензию

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Юрий Бова: Наша самая первая задача – сохранить весь потенциал существующего бизнеса

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

Максим Доценко: Красный Крест – это отображение лица государства

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА