Привлечение значимого инвестора подтверждает ценность Надра Банка – временный администратор
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" временного администратора Надра Банка Валентины Жуковской
Вопрос: У Надра Банка появился инвестор. Означает ли это, что все проблемы – в прошлом?
Ответ: Привлечение такого значимого инвестора подтверждает ценность банка. Команда Надра провела колоссальную работу по стабилизации деятельности финансового учреждения. Если проанализировать антикризисный опыт не только отечественной банковской системы, но и зарубежных, аналога ситуации Надра Банка просто нет. Она действительно уникальна.
Банк сумел, опираясь лишь на профессионализм и опыт команды, самостоятельно восстановиться. И, кстати, именно этот факт стал определяющим и для инвестора. Ведь базовым фактором для роста компании является именно профессионализм команды.
Вопрос: Кроме персонала, чем интересен банк новому инвестору?
Ответ: Кризис заканчивается. Банк, у которого есть развитая дистрибуция, квалифицированный персонал, IT-разработки, а главное - компетенция и опыт по самостоятельному прохождению кризиса, будет интересен инвестору всегда.
Что касается репутационной составляющей – да, банку придется доказывать свой профессионализм всему рынку, в том числе и потенциальным клиентам. Но знаете, у нас есть свои, проверенные жизнью клиенты, которые с нами прошли весь кризис. Они понимают, что жизнь состоит не только из солнечных дней.
Переживая различные по сложности и проблематике ситуации, наши клиенты видят не только внешнюю оболочку – они изучили нас изнутри, причем досконально, именно поэтому и продолжают работать с нами.
Вопрос: Работа временной администрации в банке продлена максимум до 12 августа 2011 года. Уже известна точная дата прекращения внешнего управления финучреждением?
Ответ: На данный момент банк уже готовится к выведению временной администрации. Мы планируем, что это будет раньше 12 августа.
В настоящее время банк проходит процесс регистрации акций в соответствующих государственных органах. Отчет о результатах размещения акций находится в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
По окончании процесса регистрации, в первой половине июля, мы планируем получить глобальный сертификат акций. После депонирования его в депозитарии компания Centragas Holding AG станет полноправным акционером банка. Соответственно, она сможет принимать участие в управлении финучреждением.
В ближайшее время начнется формирование органов управления банка, в частности наблюдательного совета и правления банка.
Вопрос: Удалось ли на сегодняшний день урегулировать спорные вопросы с кипрской компанией Manmade Enterprises Ltd и HSBC Trustee (C.I.) Ltd?
Ответ: Сам факт того, что банк судится со своим акционером, в то время как необходимо восстанавливать деятельность финучреждения, с моей точки зрения, уже нонсенс.
Банк объявил допэмиссию, не акцентируя внимание на старых или новых акционерах. Мы предоставили равные права относительно возможности принять участие в капитале всем: и на первом, и на втором этапе размещения акций допэмиссии.
Вопрос: Итоги аудита, проведенного в 2010 году, выявили потребность в дополнительной капитализации Надра Банка в объеме 8,3 млрд грн. Сейчас новый акционер вносит 3,5 млрд грн. Как планируется осуществление дальнейшей капитализации?
Ответ: С момента проведения аудита банк осуществил большую работу. Мы реструктуризировали кредиты клиентов на сумму более 2,8 млрд грн, нарастили резервы по кредитам до 6 млрд грн, провели дополнительную эмиссию акций на сумму 3,5 млрд грн.
Банк не планирует обращаться к правительству за субординированным долгом.
Вопрос: Какие планы у банка по расчетам с вкладчиками?
Ответ: За последние два года банк провел значительную работу по усовершенствованию существующих продуктов и разработке предложений для клиентов. И уже в 2010 году это дало свои результаты.
В банке наблюдается устойчивая тенденция по увеличению количества новых клиентов - юридических лиц. Например, только количество клиентов, представляющих малый и средний бизнес, увеличивается в среднем на 400 компаний ежемесячно. Кроме того, с июня 2010 года банком эмитировано 112,5 тыс. платежных карт для новых клиентов – физических лиц.
Если говорить о средствах клиентов, то на сегодня стандартный депозитный портфель частных лиц составляет 2,8 млрд грн, а корпоративных клиентов – 956 млн грн. На текущих счетах физических лиц находится 1,39 млрд грн, субъектов хозяйствования – 2 млрд грн.
На текущий момент осталось несколько клиентов, с которыми банк ведет переговоры по урегулированию ситуации. Для клиентов мы разработали программы, которые позволят нам уже в течение ближайших недель урегулировать все спорные вопросы, не дожидаясь 12 августа.
Полный доступ к своим средствам клиенты получат сразу после выведения временной администрации.
Вопрос: Что изменится в банке с приходом инвестора? Какие запланированы дальнейшие шаги?
Ответ: Решение Дмитрия Фирташа по приобретению Надра Банка изменило ситуацию в банке кардинально.
Во-первых, воспряли духом сотрудники, почувствовали уверенность в завтрашнем дне. Все понимают, что появление инвестора только усиливает ответственность и требует активизации работы банка во всех направлениях.
Изменилось и отношение клиентов к банку. Например, несмотря на значительный объем реструктуризации в банке (2,8 млрд грн), остался ряд клиентов-заемщиков, с которыми нам сложно было достичь компромисса. На данный момент мы уже ощущаем большой прогресс в желании клиентов урегулировать вопросы с банком.
Кроме того, наблюдается рост клиентской базы, что подтверждает динамика объемов внешних поступлений в банк от корпоративных клиентов. Если в течение всего 2010 года поступления в банк данной категории клиентов составляли 11,2 млрд грн, то практически эта же сумма поступила в банк только лишь в течение первого квартала текущего года.
Банк продолжает активно работать на рынке ритейла, восстанавливая работу с компаниями в рамках зарплатных проектов. На сегодняшний день ядро нашей клиентской базы составляют юридические лица.
Для максимально эффективного использования ими своих средств банк разработал ряд предложений, в частности, для крупных корпоративных клиентов с разветвленной филиальной сетью мы предложили комплексное решение по управлению финансовыми потоками с использованием системы управления текущим счетом.
Для клиентов малого и среднего бизнеса Надра Банк также разработал ряд предложений. Одно из последних – специальное предложение, способствующее эффективному управлению финансовыми потоками компаний, благодаря которому партнерская группа может получать услугу по льготным тарифам.
Новые продукты оказались востребованными, что подтверждает динамика увеличения поступлений от клиентов. Например, в марте текущего года сумма внешних поступлений от корпоративных клиентов выросла в 33 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.