Интервью

Глава Правления ПУМБа: мы хотим стать лучше, а не просто больше

Эксклюзивное интервью главы правления Первого украинского международного банка Константина Вайсмана агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Завершается объединение ПУМБа и Донгорбанка. По опыту других финучреждений известно, что слияние в Украине – процесс непростой. К какому рубежу банк выходит по итогам этой операции? Каким будет его дальнейшее развитие?

Ответ: Следует сказать пару слов о причинах объединения. Прежде всего, мы это делали для создания базиса с целью реализации нашей новой стратегии. При этом мы имеем синергетический эффект с точки зрения расходов: порядка 10% - это эффект масштаба. В целом, по нашим расчетам, объединение окупится в середине 2012 года.

Но самое главное, что мы получаем от объединения – это общее корпоративное управление, которое снимает вопрос конкуренции между двумя банками одной группы. Все активы Донгорбанка, которые переходят к нам в виде персонала, финансовых активов и систем, теперь будут работать по стандартам ПУМБа. Это касается стандартов IT, финансов и управления рисками. А всем известно, что ПУМБ работает по высоким международным стандартам.

Еще одна синергия, которую мы получаем, - в сфере предоставления дополнительных услуг клиентам Донгорбанка. Речь идет о документарных операциях, факторинге, интернет-банкинге и ряде новых услуг, которые развивались в течение последнего полугодия и будут развиваться в дальнейшем. Например, услуги для малого бизнеса.

В целом цель движения банка остается неизменной: ПУМБ хочет быть в числе лидеров банковского рынка Украины. Начав отсчет с 2010 года, мы наметили для себя пятилетнюю стратегию развития. Объединенный банк уже войдет в топ-10, а по отдельным финансовым показателям займет места еще повыше. До 2014 года мы планируем войти в число пяти крупнейших банков Украины по основным финансовым показателям.

Впрочем, мы не столько говорим о стремлении стать большими, сколько о намерении быть финансовым институтом, который предоставляет наилучший сервис своим клиентам. Мы строим организацию, которая базируется на клиентоориентированном подходе, а не на продуктоориентированном, который доминировал до кризиса. Мы будем строить бизнес вокруг клиента, его потребностей.

Вопрос: Какова ожидаемая динамика активов, розничного портфеля в текущем году?

Ответ: Общий прирост кредитного портфеля мы ожидаем на уровне 20% (на начало 2011 года объем кредитов и задолженности клиентов банка составлял 13,6 млрд грн – ИФ), прирост корпоративного кредитного портфеля будет опережающим, где-то порядка 27% (на начало года – 10,3 млрд грн - ИФ).

Согласно нашему бюджету, прирост в основном будет во второй половине года. В первой половине года мы закладывали сезонный фактор и фактор слияния с Донгорбанком.

Прирост прибыли банка по национальным стандартам, согласно плану, составит порядка 20% к прошлому году (чистая прибыль ПУМБа в 2010 году составила 235,4 млн грн – ИФ).

Вопрос: Насколько эти планы могут быть откорректированы с учетом последних инициатив Нацбанка по ограничению потребкредитования?

Ответ: Пока это лишь проект постановления НБУ, который обсуждается с банковским сообществом. Мы принимаем участие в этом обсуждении. Поэтому пока нельзя говорить об этом решении как о свершившемся факте.

Вопрос: Какое окажет влияние на рынок принятие этого решения в существующем виде?

Ответ: НБУ этим постановлением не запрещает потребкредитование, но ограничивает его по объемам. Это не значит, что потребкредитов не будет - просто их объем будет меньшим. А фокус будет делаться на чем-то другом, например, на корпоративных кредитах или ипотеке.

В большей степени данное постановление является угрозой для специализированных банков, которые занимаются исключительно потребительским кредитованием.

Но не стоит говорить о том, чего еще нет – это постановление пока не принято. Мы надеемся, что регулирование рынка потребкредитования, включая ипотеку, будет осуществляться в другом ключе. С регулятором есть диалог на эту тему.

Мы не вправе диктовать регулятору, как ему управлять рынком. При этом, будучи банком, который пережил кризис, мы понимаем, что должно быть регулирование, которое приводит конкуренцию к правильному знаменателю, чтобы рынок.

Кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы иметь хорошее качество активов. А когда конкуренция немного не туда заводит, и коллеги могут допускать определенные рискованные вещи, тогда, наверное, это тоже не совсем правильно. Поэтому мы отчасти поддерживаем Нацбанк. Вопрос в том, какими способами регулировать ситуацию.

Вопрос: За счет чего банк собирается достичь намеченных долгосрочных целей?

Ответ: Наша стратегия строится на трех столпах: лидерство, надежность и эффективность.

Мы хотим быть лидерами по объемным показателям, по сервису, технологичности, а также по инновационности.

Надежность: мы планируем иметь высокую диверсификацию активов. На сегодня доля розницы в нашем общем кредитном портфеле составляет 25%, но мы хотим, чтобы к концу 2014 года она приблизилась к 40%.

При этом ПУМБ будет строится как банк, который базируется на клиентских средствах – депозитах в широком смысле этого слова. Не менее 75% наших обязательств должны занимать клиентские ресурсы. Объединившись с Донгорбанком, мы практически вышли на этот показатель. Теперь наша задача - удержаться на этом уровне.

Еще одним важным для нас индикатором является соотношение кредитов к депозитам, которым характеризуется ликвидность. У нас он значительно улучшился. По объединенному банку этот индикатор составит порядка 100-120%. И мы будем стараться держать его в этом диапазоне.

Ну и эффективность – это отношение прибыли к капиталу. Наша задача - генерировать к 2014 году 20% и выше возврата на капитал.

Вопрос: Как проходит ребрендинг сети отделений? Как она будет меняться в будущем?

Ответ: Ребрендинг уже завершен на 90% - окончательно работа будет завершена к концу июля. Сеть оптимизирована. Некоторые отделения, которые были в непосредственной близости, закрыты. По итогам оптимизации мы получили 171 точку продаж.

В перспективе мы будем наращивать сеть. Но пока воздержусь от цифр и названий городов. Могу лишь сказать, что в крупнейших городах мы будем увеличивать присутствие. Есть некое соотношение между нашей рыночной долей и количеством точек продаж, которое мы для себя вывели, и будем его придерживаться.

Вопрос: Какова ситуация с капиталом ПУМБа?

Ответ: На данный момент мы хорошо капитализированный банк. Причем как отдельно стоящий ПУМБ, так и ПУМБ после слияния. Банк выполняет норматив адекватности регулятивного капитала почти с двукратным превышением: у нас норматив Н2 будет составлять порядка 17-18% при минимальном требовании не менее 10%.

Но мы не хотим иметь все время избыток капитала: его необходимо эффективно использовать. То есть, нам нужно увеличивать леверидж. Сейчас он пока на недостаточном уровне, а ведь это показатель, который влияет на возврат капитала для акционеров.

Поэтому наша цель - увеличивать объемы бизнеса: капитал позволяет. Во-первых, тот капитал, который уже есть. И, во-вторых, капитал, который будет поступать в результате генерирования прибыли.

Если же мы будем расти быстрее, чем планировалось, у нас еще есть запас по субординированному займу, который мы не до конца использовали. И, конечно, увеличение уставного капитала.

В целом для роста, согласно стратегии, у нас собственного капитала достаточно как минимум на два года.

Вопрос: Планирует ли банк выпуск еврооблигаций?

Ответ: В текущем году не исключен наш выход на внешний рынок с привлечением в районе $100 млн в гривневом инструменте. Но не факт, что это так и будет. Мы мониторим свои потребности по фондированию и состояние рынков капитала.

Сейчас момент для размещения неподходящий. В связи с новостями из Европы многие IPO были отложены. Но, если будет благоприятное "окно" и у нас будет потребность в фондировании, мы это сделаем. Хотя бюджет банка сильно от этого не зависит, так как мы опираемся на внутреннее фондирование.

Внутренних долговых бумаг в этом году в планах не было. Возможно, в более отдаленной перспективе мы будем размещаться на внутреннем рынке. Здесь важна цена.

Вопрос: На сегодняшний день ПУМБ сформировал резервы на обесценивание по кредитам в размере 22% от общего объем предоставленных займов. Насколько обременительны проблемные кредиты для банка?

Ответ: Показатели банка находятся ниже медианы рынка по уровню отношения проблемных активов к активам. При этом мы очень хорошо отрезервированы. Таким образом, наша задача в основном работать с просроченными активами и наращивать качество новых активов, улучшая структуру портфеля. Новый бизнес должен быть очень качественным. Вопрос: Но где сейчас найти новых качественных клиентов? Банк видит какой-то прогресс в состоянии заемщиков? Ответ: Действительно, часть клиентов достаточно сильно пострадала от кризиса. Но мы видим прогресс. Видим, что началось восстановление реального сектора экономики, корпоративных заемщиков. Мы ужесточили нашу кредитную политику. Наши критерии достаточно строгие, так как банк хочет иметь хорошее качество активов. Пока нам хватает качественных клиентов для выполнения планов. Однако планы развития у нас достаточно агрессивные, поэтому, возможно, мы должны идти более широким фронтом в продажах, чтобы набирать нужный объем, выбирая лучших заемщиков. Вопрос: Как будет меняться продуктовый ряд банка? Ответ: По рознице – мы в этом году выводим на рынок почти все кредитные продукты, которые у нас были до кризиса, и те, которых у нас не было. Но все это на совершенно других принципах, чтобы мы имели очень хорошее качество активов. Речь идет об автокредитовании, кредитах наличными. Сейчас кредиты наличными есть только для клиентов, которые обслуживаются у нас по зарплатным проектам. Но мы планируем вывести этот продукт на открытый рынок в конце этого года. Кроме того, есть ипотека и кредитные карты. То есть, будет разворачивание всей кредитной линейки для "физиков". По депозитной части - мы уже очень хороший продвинутый банк, который дает всю депозитную линейку клиентам, в том числе наш уникальный депозитный конструктор. Помимо того, в планах - развитие всей линейки трансакционного банкинга. Прежде всего, интернет-банкинга Pumb online – развитие и новые релизы этой услуги в интернете. Плюс мобильные платформы. В этом году мы вывели сервис для владельцев iPhone (и iPad), который называется iPUMB. Для всех владельцев основных систем смартфонов мы сделаем мобильные платформы. Вопрос: В этом секторе спрос достаточный, чтобы окупить расходы? Ответ: У нас была рекламная компания. Так вот, отклик достаточно большой. Даже больше, чем мы сами ожидали. Проникновение смартфонов в последние годы драматически увеличилось. В крупных городах, если взять Россию, то процентов 25 – это уже владельцы смартфонов. Если брать Киев, то это, наверное, 10-15%. Вопрос: Насколько украинцы готовы воспользоваться такими банковскими продуктами? Ответ: Мы видим, что спрос достаточно большой и работаем чуточку на перспективу. Это то, что человек постоянно держит в руках. К компьютеру он может не иметь доступа, а смартфон доступен, особенно при развитии беспроводной связи, GPRS. Я и сейчас могу войти в браузер и оттуда открыть интернет-банкинг. Но в приложениях это удобнее и быстрее – оптимизация идет за счет ускорения входа в браузер. Проникновение этих услуг и принятие их клиентами идет быстрыми темпами. Если раньше срок на внедрение был семь лет, то для смартфонов – это было за два года. Мы видим перспективу в мобильном банкинге. Вопрос: Как будет двигаться ПУМБ и рынок в вопросе стоимости займов? Ответ: Наши ставки по кредитам стабильно снижаются. Но они снижаются синхронно со ставками по депозитам. Мы не можем позволить себе снижать ставки только по кредитам, не снижая ставки по депозитам. Иначе мы ставим под угрозу не только интересы акционеров, но и интересы наших вкладчиков. При этом ПУМБ работает с маржой порядка 5-6% в зависимости от периода: примерно среднерыночные показатели. Если маржа будет 3%, то у банка ничего не останется. Но динамика снижения процентных ставок по кредитам позитивна. Если мы посмотрим на период с начала года, то увидим, что снижение составило 10 пунктов по гривневым ресурсам. Темпы снижения чуть-чуть замедлились, но если смотреть долгосрочно, то процентные ставки по кредитам еще могут снижаться. Конечно, если не будет катаклизмов. Мы смотрим на ипотеку как на определенный бенчмарк. Для того чтобы рынок ипотеки был доступным, нам необходимо обеспечить ставки порядка 10-12%, а может быть даже и ниже. В соседней России ипотека уже есть под 8-9%, потом, что там ставки по депозитам опустили. Мы можем ориентироваться в этом понимании на Россию с лагом в 1,5 года. Но нужно не забывать, что страновые риски у Украины больше. В общем ставки по кредитам в этом году еще могут снижаться – приблизительно на 1-2% в целом по системе. Вопрос: Какой будет политика банка в вопросе корпоративного кредитования? Ответ: Корпоративный бизнес у нас также будет очень активно развиваться. Исторически мы как крупный банк работаем с крупнокорпоративным сектором. И будем продолжать с ним работать. Будем также развивать и другие сегменты рынка. Крупным компаниям мы можем предложить факторинг, документарные операции, кредитование. Развивая средний корпоративный бизнес, мы хотим достичь большей диверсификации кредитного портфеля и лучшего управления маржой. За крупные и крупнейшие компании идет серьезная конкуренция с российскими банками. Понимая это, в кредитовании у нас больший упор на средние компании с оборотом $10-50 млн. Кроме того, в планах - развитие работы с малым бизнесом, для которого будем предлагать интересные модификации существующих и новые продукты. Наша цель – увеличить количество клиентов, что поможет нам достичь большей диверсификации. По розничному бизнесу по новым выдачам мы сейчас находимся стабильно в десятке. Вопрос: Планируются ли новые банковские приобретения группой СКМ? Ответ: Нет ближайших планов по приобретению каких-то банков. Мы не планировали их покупать, и не видим объектов для приобретений. Мы сосредотачиваемся на собственном органическом росте. Мы и так уже в одной группе побили рекорды по M&A в стране за последние полтора года: ПУМБ объединяется с Донгорбанком плюс группа СКМ приобрела банк "Ренессанс Кредит". Вопрос: "Ренессанс Кредит" пойдет по пути Донгорбанка? Ответ: Нет. Я возглавляю наблюдательный совет "Ренессанс Кредит": мы координируем стратегию. Могу сказать, что он изначально приобретался для того, чтобы вести отдельный бизнес по потребительскому кредитованию под собственным брендом, с ориентацией на сегмент клиентов, отличный от того, в котором работает ПУМБ. То есть, они будут развиваться самостоятельно через корпоративное управление группы СКМ. Вопрос: Планирует ли банк создавать аффилированные компании? Ответ: Мы задумываемся об этом. Пока конкретных планов нет, но мы не исключаем такой возможности для предоставления дополнительного сервиса клиентам. Особенно состоятельным и институциональным клиентам в управлении активами. По поводу лизинга и факторинга: факторинг у нас уже существует в банке, а лизинга пока нет в планах.

Реклама
Реклама

ПОСЛЕДНЕЕ