12:01 31.01.2022

Разумков: против общего врага можно объединить парламент, но не политические силы

26 мин читать
Разумков: против общего врага можно объединить парламент, но не политические силы

Эксклюзивное интервью народного депутата, главы межфракционного объединения "Разумная политика" Дмитрия Разумкова агентству "Интерфакс-Украина"

Автор: Елена Савченко

 

- Ваш портрет в галерее спикеров Верховной Рады в здании парламента уже появился?

- Пока даже не заказали, надо будет заняться.

 

- А никто против не будет? Может, кто-то не захочет, чтобы там и ваш портрет был…

- Я не удивлюсь, если так произойдет. Портреты Гройсмана и Парубия (экс-спикеры Верховной Рады Владимир Гройсман и Андрей Парубий – ИФ) при мне вешали. Парубий не повесил портрет своего предшественника Гройсмана, а я, когда стал главой парламента, сказал, чтобы повесили оба портрета.

 

- Чем занимались во время таких длинных зимних парламентских "каникул"?

- Работал. Я никуда не уезжал. Я был здесь.

 

- Прошло почти четыре месяца, как вы оставили кресло спикера парламента. Было время осмыслить и оценить свои достижения и просчеты. Какие уроки вы извлекли из опыта работы главы Верховной Рады, какие ошибки допустили?

- История не терпит сослагательного наклонения, к сожалению, а, может быть, к счастью. Все, что должно произойти - обязательно произойдет. Я в этом плане фаталист и старался делать так, чтобы мне не было стыдно за то, что я делал. Всегда ли это получалось? Не знаю, да и не мне об этом судить. Все равно это будут оценивать люди. То, что многие плохие вещи не произошли - в этом есть и моя заслуга. То, что где-то, надо было быть более настойчивым… возможно, но не знаю. Но не могу сказать, что я допустил фатальные ошибки, за которые мне стыдно.

 

- А за тех, кого вы привели к власти?

 - За то, что сегодня происходит, стыдно, и не только за президента, за многих тех, кто сегодня в Раде, стыдно. Потому что мы шли абсолютно с другими идеями, другими ценностями, другими базисами. Я искренне верю, что большинство все-таки шло во власть именно со светлыми идеями, а уже на этом пути перешли на другую сторону. Это их выбор и им за него рано или поздно надо будет отвечать - перед людьми, перед избирателями, возможно, а кому-то и перед законом.

Жаль уникальных возможностей, которые были потеряны, абсолютно и полностью, и сейчас их не вернуть. И таких возможностей больше ни у кого не будет! Больше в стране не будет президента, у которого есть монобольшинство, полностью его, - Кабмин, силовики, и у которого будет такая колоссальная поддержка, так бездарно растраченная.

Хорошо это или плохо? Наверное, даже хорошо. Вообще-то монобольшинства и не должно было быть. Такой вариант стал очевиден в конце избирательной кампании в парламент в 2019 году. Скажу больше: если бы не было монобольшинства и была коалиция, то очень многих глупых вещей не произошло.

 

- Общественная организация "Команда Разумкова", которую вы недавно презентовали, - это заявка на создание партии?

- Партия будет сто процентов.

 

- А как именно проходит создание политической силы в вашем варианте?

- В Украине существует два пути создания партии. Первый - берется и покупается какая-то политсила, переименовывается, потом меняются лидеры и так далее. А второй вариант, по которому мы решили пойти – это создание партии с нуля. Мы ее будем регистрировать, для этого надо собрать подписи и соответственно подготовиться к этому процессу. Сбор подписей по законодательству должен пройти в 2/3 районов в не менее 2/3 областей Украины. Это не простой процесс, но я думаю, что мы справимся.

 

- Сколько времени займет этот процесс?

- Я думаю, несколько месяцев. Не исключаю, что нам будут ставить палки в колеса. Возможен вариант развития событий, что нас будут блокировать. Но, с другой стороны, мы трудностей не боимся и это пройдем.

13 украинских партий предложили мне их возглавить. На самом деле их было 14. Почему я настаиваю на тринадцати? Потому что коллеги из 14-й пришли и начали рассказывать, что их политическую силу можно купить. Я сказал: "Спасибо, это неинтересно". Согласитесь, что и 13 – это много!

 

- Как вы набирали членов партии? Через интернет?

- Нет, к нам действительно приходила часть людей, скажем так, с улицы, но я считаю, что это неплохо. Чем хороша общественная организация? Она покажет, кто на что способен.

 

- И часть людей отсеет…

- Я не хочу говорить "отсеет". Кто-то проявит себя лучше, кто-то - хуже, кто-то, возможно, решит, что ему с нами не по пути

Мы готовы принимать новые лица, и я уверен - они к нам присоединятся. Основной упор я как раз делаю на поездки по регионам, где буду встречаться с людьми. И как показывает практика, очень много толковых граждан приходят "снизу".

У нас в команде есть те, с кем мы познакомились по сформированной базе сторонников. А есть те, кого я знал раньше, в их числе и помощники наших народных депутатов. Существует много разных путей, как попасть в "Команду Разумкова". И время у нас есть для того, чтобы посмотреть, проверить, протестировать, кто на что способен и кто чего стоит, с какими идеями пришел. Будем стараться, чтобы просчетов в наших действиях было мало.

 

- А как в вашей команде оказался городской голова Мукачево Андрей Балога?

- Я Андрея знаю еще с того времени, когда ездил в Мукачево, будучи председателем Верховной Рады. Было как раз в городе открытие дома юношества и творчества. С того времени общались, а когда возникла идея создать ОО - решили, что наше сотрудничество будет полезным.

 

- Понятно, что в разных регионах страны существуют люди, которые что-то из себя представляют, и до вас они уже прошли через несколько политических сил. Они ходят из одной партии в другую, пытаясь найти перспективную. Как с ними будете поступать, будете таких брать в партию?

- Тех, кто просто ходит из партии в партии, потому что у нее больше рейтинг, - нет. С такими мне бы не хотелось работать, потому что завтра они также пойдут в третью, пятую, шестую, двадцать восьмую политсилу… Но я четко понимаю, что есть люди в регионах, которые были в той или иной политической силе. И они не "бегунки", которые перебегают из одной партии в другую, потому что хотят попасть в местный совет. Просто так сложилось.

Я тоже был в каких-то партиях, в том числе, в "Слуге народа". И многие, кто сегодня со мной, тоже пришли из "Слуги народа". Я вам больше скажу - есть такие у нас и сегодня в регионах, кто тоже был в "Слуге народа" и из нее выйдет. У нас есть коллеги, состоявшие в других партиях и разочаровавшиеся в них. Это совсем не означает, что мы всеядные. Если человек компетентен, полезен для региона, он будет полезен для страны. Это прагматизм. Если он действительно порядочный и в своем местном совете не бюджет пилил, а не давал пилить деревья, то да, почему бы его не взять в команду?

 

- Местный бизнес к вам тоже будет обязательно приходить…

- Будет приходить. Уже приходит, уже предлагает помощь.

 

- А с чем приходят?

- Если кто-то приходит и говорит: "Давайте, когда вы к власти придете, то назначите нашего прокурора"…

 

- Так прямо и говорят?

- Да, так и говорят. Мы им в ответ: "Спасибо, не надо!". Но на самом деле таких единицы.

Я думал, что уже прошли те времена, когда бизнес говорил: "Не трогайте нас, мы сами все сделаем, вы только нам палки в колеса не ставьте!" Казалось бы, так тяжело бизнесу, как последние два года после Ковида, не было, наверное, никогда. А к этому - законы по физическим лицам-предпринимателям, закручивание гаек – законопроект №5600. Эти же законы бьют не по большому бизнесу, не по крупным бизнесменам, они бьют по малому и среднему бизнесу, по предпринимателям, которые себя защитить не могут. И парадоксально, но даже сегодня бизнес говорит: "Вы нам просто не мешайте, мы даже в этих условиях сможем справиться сами".

Представители бизнеса просят несколько понятных вещей, которые абсолютно соответствуют моим внутренним убеждениям. Прежде всего - дерегуляция. Государство должно присутствовать в экономике. Не может оно отсутствовать в экономической повестке и все пустить на полный самотек. Бизнесу надо очертить рамки, в пределах которых он работает. Если он платит налоги и выполняет свои функции - делает качественно свою работу, выплачивает достойные зарплаты, то государство не вмешивается. Если же бизнес начинает прятать деньги, уходить от платежей, то государство должно иметь рычаги влияния на этот процесс.  Если бизнес не кошмарить каждый день, как это сегодня происходит и ничего до сих пор не изменилось, то в рамках действующего законодательства он будет нормально существовать.

Второй момент - долгосрочные правила игры. Не должно такого быть, когда налоговое законодательство меняют в декабре, а первого января оно уже начинает действовать. Притом, на самом деле оно не работает. Потому что система, которую предоставило государство, не была готова к этому процессу. Она просто взяла и "легла" и все начали принимать платежи с карточек, которые не облагаются налогами. Даже при огромном желании, физические лица предприниматели не могут заплатить налоги. Всё перевернулось с ног на голову.

Несколько примеров для понимания: сегодня сумма неполученной прибыли в бюджет за год от контрабанды составляет где-то до 120 млрд. грн. Физлица-предприниматели могут дать в бюджет, даже если по максимуму подсчитать при минимизации и тенезации налогов - до 7 млрд. грн. Так, может, давайте начнем с большого, а потом будем идти к малому. Всегда же рыба гниет с головы.

Помните, как многие мои бывшие коллеги из "Слуг народа" рассказывали, что регистрировать компании в оффшорах - это совсем неплохо. Хотя еще два года назад они же относили оффшоры к категории "очень плохо". Сегодня вдруг отношение изменилось. Не потому ли, что у президента оффшоры есть? Так вот, госбюджет из-за оффшоров по разным оценкам теряет 25-30 млрд. грн.! И 7 млрд. грн., которые он получит от физлиц-предпринимателей! Ну есть разница? Может, кто-то сначала с оффшорами расстанется, а потом уже за предпринимателей браться?

И, конечно, нужно провести еще несколько концептуальных реформ. Сегодня как-то все  молчат о налоге на выведенный капитал, который обязательно надо вводить. И не надо рассказывать истории о том, что этого страна не выдержит. По подсчетам, введение налога на выведенный капитал объективно дает просадку в полтора года по бюджету. И самая пиковая яма - от 60 до 80 млрд. грн. Вот и считайте, сколько можно получить в бюджет от таможни, оффшоров, а если мы сюда с вами добавим еще и конверты (вознаграждение в конвертах – ИФ), то выйдем на те же 150-170 млрд. грн.

И это только один налог. А если сегодня уменьшить налог на фонд оплаты труда. Поверьте мне, тогда многие начнут выходить из тени, начнут платить налоги. Детенизация зарплат - это возможность вливания денег в реальный банковский сектор, который может кредитовать украинский бизнес.

 

- Но я так понимаю, законопроект о снижении начислений на зарплату есть. Гетманцев (глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев – ИФ) его готовил, анонсировал.

- Это не совсем то. Там есть определенные ограничения. И опять же, у нас изначально во многие хорошие законопроекты начинают запихивать все подряд.

Смотрите, какая хорошая идея - налоговая амнистия. А какой результат эти замечательные законопроекты Гетманцева дали в бюджет?

 

- Ничего не дали?

- Практически ничего не дали. Теперь мы можем с вами взять, собраться с бизнесменами и поговорить: они готовы с такими условиями заходить в эту налоговую амнистию или нет? Нет! То есть это только название… В программе было написано - "Налоговая амнистия", напротив поставили "галочку" - пункт выполнен на бумажке. А по факту там абсолютно другая история, которая не работает. Законопроект Гетманцева был согласован с президентом и принят был только для того, чтобы закрыть гештальт - ни больше, ни меньше.

И так по многим другим аспектам. Законы, касающиеся крупного бизнеса, должны были быть введены в жизнь. Но этого не произошло, потому что крупный бизнес начал сопротивляться. Так взялись за тех, кто не умеет сопротивляться - за малый бизнес. И радуются как дети. А потом, когда приходит пять тысяч человек под Раду, как-то уже не так весело становится. Коллега из "Слуг народа" прокомментировал одну из последних акций предпринимателей: "Да, много собралось "благодарных" избирателей". Я предложил ему выйти, пообщаться с ними.

 

- Вышел?

- Нет, не захотел.

 

- Какая из политических сил близка вашей будущей партии по своим политическим принципам, программам?

- Что касается программ… Вот у "Слуги народа" хорошая же программа?! А она ее выполняет в той идеологии, которая закладывалась? Нет. Если почитать программы существующих партий, то у всех они такие классные!

 

- Тогда вопрос в людях, получается?

- Вопрос в людях, вопрос в кадрах, вопрос в моральных принципах.

По поводу партии, мы же говорим о следующей каденции Верховной Рады. По состоянию на сегодня выборы не объявлены, мы не понимаем, какую поддержку избирателей получит та или иная партия, какое количество народных депутатов и какая политсила приведет в парламент. Какие партии пройдут, каким это не удастся?

Плюс, мы не знаем, какое законодательство будет действовать на момент выборов. Если народные депутаты будут избираться по той системе, которая должна быть и существует сегодня пропорциональная система с открытыми партийными списками - это одна история. Если же попробуют откатить назад – к смешанной избирательной системе: 50% на 50%, по партийным спискам и мажоритарным округам, то это совсем иная история. Хотя и обещали абсолютно другое. И, надо отдать должное, выполнили, но снова возвращаются к старому, потому что с пропорциональной избирательной системой неудобно манипулировать, неудобно потом фальсифицировать выборы. А все идет к фальсификации…

 

- Какие условия должны сложиться, чтобы досрочные выборы стали возможны?

- Формально, исходя из того, что есть сегодня, оснований для досрочного прекращения полномочий парламента нет.

 

- Я имею в виду политические условия.

- Политические… Президент будет тянуть до последнего, потому что понимает, что он в новый парламент проведет абсолютно другую фракцию, очень незначительную, по сравнению с той, которая есть сегодня. Я вообще не уверен, попадет ли "Слуга народа" в коалицию следующего парламента или нет. И Зеленский будет просто хромой уткой. И тогда скорее всего будут досрочные президентские выборы. Поэтому он будет упираться и держаться за власть всеми возможными способами, чтобы осталась сегодняшняя расстановка сил в парламенте.

 

- Но уже сегодня у монобольшинства не хватает голосов для принятия законов и постановлений. И такие голосования уже были…

- Например, провалили создание временной специальной комиссии парламента по проверке возможных фактов нарушения присяги уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмиле Денисовой. Это был принципиальный вопрос для Офиса президента, прямо вот личный-личный. Всего за проект постановления проголосовали 185 народных депутатов, из которых 180 из "Слуги народа".

 

- Так может дойти до того, что парламент не сможет принимать решения, важные и нужные президенту. Более того, ситуация может сложиться так, что, в конце концов, Верховная Рада отправит в отставку премьера, не сможет сформировать за определенный срок правительство...

- Может.

 

- И это не подтолкнет президента досрочно распустить Верховную Раду?

- Понимаете, так прописано в Конституции, что у президента это право, но не обязанность. Просто тогда будут пытаться переложить всю ответственность на парламент. Президент именно к этому сейчас и подводит. Президент вообще, если бы мог, он упразднил бы и Верховную Раду, и Кабинет министров, и полностью все решения принимал на Банковой (улица в центре Киева, где находится Офис президента – ИФ).

Историю о 7-7-7 - уже слышали?

 

- Нет.

- Это "гениальный проект", который на Банковой решили запустить: семь направлений, семь советников - и под каждым - еще семь… Но фактически это попытка узурпации власти. Кроме этого много и других опасных звоночков: давление на свободу слова, которое мы сегодня все наблюдаем. Давление на журналистов, на политических оппонентов – его мы ощущаем на себе, как никто другой.

Поэтому я думаю, что президент будет держаться до последнего. Объявить досрочные выборы для него - смерти подобно. Знаете, это как у Кощея в сказке - последний этап - разбить яйцо.

 

- Но и недееспособный парламент тоже не лучше для президента. Это не выход.

- Не выход. Но думаю, что для них - это будет лучше, нежели получить парламент, который начнет работать в рамках Конституции, а не отвечать на любую просьбу Офиса президента: "Есть!", "Будет сделано!".

Последствия могут быть просто для страны плохие, но это другой вопрос. К сожалению, исходя из того, что я вижу, интересы страны на Банковой далеко не всех беспокоят.

 

- А не получится так, что в результате все равно придется проводить досрочные выборы. Просто, чем дальше тянуть время, тем результат для власти будет хуже.

- Да. Тут я с вами согласен. Но вы мыслите логически. А далеко не все коллеги в разных институциях пользуются логикой и здравым смыслом.

- Сколько сегодня народных депутатов в вашем межфракционном объединении "Разумная политика"?

- 25 человек. Думаю, еще больше будет. Но мы не гонимся за количеством. Тут действительно больше вопрос в качестве и насколько это возможно будем идти по такому пути. Среди желающих попасть МФО были и такие, кому мы в результате сказали, что к нам идти им все-таки не стоит.

 

- Оказывают давление на вас и членов МФО коллеги из фракции "Слуга народа"?

- Да, оказывают. И из фракции, и не из фракции.

У нас правоохранительные органы занимаются, чем угодно, но не непосредственно своей деятельностью. Пытаются искать какие-то уголовные дела, фабриковать их … Совещания проводят на Банковой - как сделать жизнь объединения "Разумная политика" тяжелой.

Сегодня власть не тем занимается и потому в стране много проблем. Она должна заниматься вопросами безопасности государства - физической, экономической, энергетической, вопросами повышения социальных стандартов. А сейчас основные усилия власти сосредоточены именно на борьбе с оппонентами. Ладно, я бы это еще хоть как-то понял, если бы была избирательная кампания, если бы у нас был мир, нормальные заработные платы, достойный уровень жизни. В сегодняшних условиях - это самоубийство. Но проблема в том, что этот самоубийца пока еще пристегнут к стране "кандалами" и если он прыгает в пропасть, он за собой тянет и страну.

 

- Раз уж заговорили о существующих в настоящее время угрозах, действительно очень серьезных, когда весь мир говорит о войне, которая может разразится буквально завтра, когда у нас проблема с сектором обороны… Если бы вы оказались на месте президента, чтобы вы в таких условиях прежде всего сделали?

- Первое - нужно консолидировать общество и элиты. Объединять не вокруг себя, не делать из себя пуп Земли, а сплачивать вокруг существующих сегодня вызовов. А внутренняя разрозненность играет только на руку противнику.

Мы же приглашали президента и коллеги из других фракций присоединились к этому предложению – прийти в Верховную Раду и выступить на закрытом заседании парламента, рассказать о ситуации, о своем виденье. Депутаты готовы помогать. И надо отдать должное парламент, несмотря ни на что, умеет откладывать политику и заниматься государственными делами. И мы это не единожды показывали в мою бытность спикером. Любая консолидация внутри страны предостерегает внешних врагов от агрессивных шагов, наталкивает их на мысль не нападать из-за последующих возможно больших потерь.

Второй аспект - это боеспособная армия и высокий моральный дух. Президент должен больше времени уделять армии. В сегодняшних условиях надо развивать территориальную оборону, которая до сих пор не работает, хотя мы уже давно приняли соответствующий закон.

Еще одна важная сторона - международная политика - непосредственная функция президента. Посмотрите, постоянно проходят встречи, звонки на международном уровне. Президент США Джозеф Байден разговаривает с лидером России Владимиром Путиным об Украине, а нашему президенту Байден перезванивает только через два дня и рассказывает подробности телефонного разговора. Но это фактически дипломатическая пощечина.

И это не единичный случай, когда вопрос "Украина – Россия" обсуждают главы европейских государств, стран НАТО, президент США без нас. Наверное, стоило добиваться, чтобы Украина присутствовала на этих переговорах. Сегодня ключевой вопрос - это возможная эскалация России против Украины, а нас на переговорах нет. Принцип "не решать вопросы без Украины" остался только декларацией. Это неэффективная дипломатическая парадигма. И такая нетрадиционная дипломатия привела нас к очень негативным последствиям.

К ключевым моментам относятся и экономические вопросы. Я понимаю, что сильную экономику построить за день нельзя, мы с вами уже говорили о налогах, о необходимых реформах. Часть законов для помощи национальной экономике мы приняли - о локализации, об индустриальных парках… Мы должны уходить от формата сырьевого государства в формат переработки. Во-первых, это сразу другая добавочная стоимость, это привлечение инвестиций.

Экономика также является сдерживающим фактором внешней агрессии. Если к нам зайдут инвестиции американцев, французов, немцев, китайцев, японцев, если они вложат деньги в украинскую экономику, то это будет серьезным предохранителем от наступательных шагов России. Инвесторы будут переживать за свои средства, их будет настораживать воинственное поведение Российской Федерации и они вынуждены будут ему препятствовать в той или иной степени. Я уже не говорю о создании новых рабочих мест и молчу о другом уровне заработных плат.

Если мы говорим об энергетической безопасности... Провалена подготовка к отопительному сезону. Мы не закачали газ в хранилища. И правильно, что парламент не поддержал кандидатуру Витренко (глава НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко – ИФ) на должность министра энергетики – он показал свою "эффективность" на "Нафтогазе".

Деньги перечислили на дороги? Дороги это хорошо, вопросов нет, пусть строятся качественные, главное, чтобы там не было коррупционной составляющей, о чем сегодня все говорят. Но ведь есть и другие отрасли… Надо было за эти деньги покупать газ по цене $250 (за 1000 куб м – ИФ) и закачивать в свои хранилища. Вот представьте, если бы мы купили по $250, сейчас продавали по $2000, какая цена была бы? В восемь раз больше. Не говоря о том, что мы бы могли обеспечить свои предприятия, свое население газом по нормальной цене.

А когда шли дискуссии вокруг "Северного потока-2", Украине надо было договариваться и просить Германию о вхождении в их квоту покупки газа у России. Потом мы могли его получать через наш газопровод виртуальным реверсом. Это было бы в 3-4 раза дешевле, чем сегодня. Но об этом никто не думал.

То есть стратегического видения, как нужно развивать отрасли, нет. Мы бегаем сегодня и пытаемся одной пробкой в борту заткнуть все дырки. Одну заткнули, дальше пошла течь - достали эту же пробку и пытаемся закрыть ей другое отверстие. Оно так не будет работать. Этот корабль рано или поздно наберет воды и пойдет ко дну.

 

- В России Украину считают угрозой для себя, в том числе из-за ее стремлений стать членом НАТО. Как бы вы объяснили президенту Российской Федерации, почему Украина не является для России угрозой?

- Украина никогда не начинала войну. Украина - миролюбивое государство и украинцы всегда занимали такую позицию. Мы ничего не сделали такого, из-за чего Россия воспринимала бы нас, как угрозу. Мы не захватили часть территории, как это сделала Российская Федерация, оккупировав наш Крым, мы не пришли и не поддерживали какую-то территорию РФ, куда привели свои войска, свою технику, где поставили свое квази-правительство, которое полностью финансировали, как это сделала Россия на Донбассе. Мы не занимались шантажом, связанным с газом. Это объективная реальность. Она может нравиться или не нравиться Российской Федерации, но это факт.

В то же время все угрозы в нашу сторону идут от российской стороны. В том числе, и нагнетание ситуации, которое мы наблюдаем сейчас. И это не впервые. Я понимаю, что очередной виток напряжения - это просто повышение политических переговорных позиций России, но нам же от этого не легче, и гражданам Украины не легче, когда такая ситуация на границе…

 

- То есть вы не верите в большую, масштабную украино-российскую войну?

- Я не верю, что Украина ее начнет, к этому нет предпосылок. А если говорить о наступлении со стороны Российской Федерации… Теоретически возможно все. Ведь мы находимся в таком небезопасном окружении – российская граница, Беларусь, территория так называемых Л/ДНР, временно оккупированный Крым, Приднестровье. Точки угрозы могут быть.

Сегодня мне эта история напоминает бочку, в которой не так много бензина, но очень много паров. Горит же не бензин, горят пары бензина. И я боюсь, чтобы кто-то случайно или специально не поднес спичку, потому что, когда эта бочка взорвется, полетит всё! Взрывная волна накроет не только Украину и Россию, она накроет многие другие государства, в том числе и расположенные далеко от наших границ. Это будет серьезная катастрофа, без преувеличений. Это будет геополитически очень серьезным ударом по всем.

 

- Когда, по-вашему, Украина может вступить в НАТО?

 - Достаточно нескоро. Во-первых, мы четко слышали заявление НАТО о том, что в ближайшем будущем Украину не примут. О какой-то конкретике вообще не говорят. У нас же в наличии два открытых проблемных вопроса: временно оккупированные территории, на которых находятся так называемые Л/ДНР, и аннексированный Россией Крым. И эти два фактора отрезают нам возможность стать членами НАТО.

Когда мне приводят в пример конфликт Греции и Турции… Не надо его приводить. Это две страны НАТО и Североатлантический альянс не мог выступить на стороне одной или другой страны. Просто учить историю нужно.

У нас интеграция в НАТО и Европейский Союз записаны в Конституции, но объективно для нас цель - не просто вступить в НАТО или стать членом Европейского Союза. У нас основная задача добиться стандартов жизни и безопасности, по которым живут страны Европейского Союза и НАТО. К этому надо идти.

 

- То есть все эти страхи России, связанные с интеграцией Украины в НАТО, на самом деле фейковые?

 - Считаю, что да. Я бы просто на месте наших чиновников думал прежде чем что-то говорить… Когда они выходят и заявляют, что ракеты "Patriot" должны быть в Украине, как это сказал Ермак (глава Офиса президента Андрей Ермак – ИФ)... И все же знают, что американцы их нам не поставят, и все понимают, какая реакция будет со стороны России. Зачем тогда это говорить? Чтобы создать проблему себе и в первую очередь своим гражданам? Это не будет проблемой США и даже не будет проблемой России. Это будет наша проблема.

 

- Почему вы до сих не работаете ни в одном из парламентских комитетов?

- Ну, эта история покрыта мраком. После избрания в парламент я вступил во фракцию "Слуга народа". Когда возглавил Верховную Раду, автоматически стал внефракционным, так как по регламенту спикер не входит ни в одну из фракций парламента. Но никакого заявления о выходе из фракции я не писал. После того, как я перестал быть главой Верховной Рады, они решили у меня, извините за сленг, "по беспределу", в нарушение всех норм и законов попробовать забрать мандат. Долго крутили, крутили, но даже для них это оказалось слишком трудно и они от этого процесса отошли. Но формально, чтобы попасть в какой-то комитет, нужно, чтобы были подписаны определенные документы, а этого никто не захотел сделать. При том, аргументация критики не выдерживает: "На сайте парламента указано, что вы – внефракционный, поэтому мы так и считаем". А на просьбу предоставить соответствующие документы показать их отказываются. Помните, как в каком-то мультике: "Лапы, усы, хвост – вот и все мои документы"? Так и у Арахамии (глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия – ИФ).

 

- Вы в каком комитете хотели быть?

- В комитете по вопросам свободы слова. На самом деле происходящее сегодня со свободой слова, с правами журналиста – это большая проблема. Я уже не говорю о телеканалах, которые власть хочет сделать "своими". Опять же насмотрелись фильмов, как это происходило, начиная с 1999 года в России, когда телеканалы и медиавласть пыталась полностью подмять под себя. Но здесь такое не получится. Украина - не Россия, как говорил Кучма (президент Украины 1994-2005 гг. Леонид Кучма – ИФ). Не получится, как бы этого не хотелось.

 

- Но в России перед тем, как заняться телеканалами, занялись олигархами. Вы считаете, и это не получится?

- А у нас не занимаются олигархами. Даже в России старались этому вопросу хотя бы видимость законности придать. В Украине даже этого нет. У нас Совет национальной безопасности и обороны вводит санкции просто потому, что так хочет. Причем, потом 20% из них оказываются ошибочными. Ну, это же цирк! Нельзя страну в цирк превращать. Самоуважение хотя бы должно быть к себе и уважение к гражданам нашей страны.

 

- А эта история с телеканалами ("Рада", "Дом"), я понимаю, что они маленькие, у них и аудитории нет.

- Маленькие - не маленькие, а деньги они тратят, как большие. Телеканал "Рада" обходится в 960 тыс грн в день, почти миллион. И за эти деньги они покупают контент и берут в аренду оборудование. Ну как это называется? Это "деньги помыть" называется, чтобы потом можно было встать и выйти с этим оборудованием. Купите тогда этому каналу оборудование, что и я когда-то предлагал такое сделать. Меня просили отдать "Раду", но я не поддался.

 

- Как вы думаете, реально объединить в Украине оппозиционные силы против общего врага, как призывает сделать лидер партии "Европейская солидарность" Петр Порошенко?

- Нет, против общего врага можно объединить парламент, партии вы не объедините. Я хочу посмотреть, как это объединение, например, произойдет с ОПЗЖ. Вряд ли это возможно. А вот объединить парламент против внешнего врага вполне реально, против кризиса в энергетике… И тут не надо играться в политику, не надо пытаться работать на рейтинг, здесь нужно попытаться поработать, чтобы сохранить страну и чтобы она начала развиваться.

Я думаю, что на самом деле многие к этому готовы. Но тогда все должны садиться за стол переговоров и принимать правила игры. А я почему-то уверен, что Офис президента на это не пойдет. Он (президент – ИФ) не привык договариваться. Не в договорняки вступать – там, как раз, все хорошо, там опыт имеется - а договариваться в интересах страны. А подход, когда "только мое слово правильное" - это не рабочий вариант.

 

- То есть вы не верите, что когда-то Зеленский соберет всех лидеров политических сил и оппозиционных, в том числе, и скажет: "Ну, давайте, посоветуемся, что делать"?

- Нет. Я не понимаю, что для этого должно произойти. Это же не первый раз, когда лидеры фракций, депутатских групп просят его о встрече. Речь идет не о кулуарном каком-то рандеву, а о нормальной публичной встрече. Мы же всем обещали, что у нас будут полностью открытые взаимоотношения.

 

- Как вы относитесь к идее о множественном гражданстве?

- Плохо. Во-первых, я считаю, что в условиях войны у нас точно не этот вопрос должен стоять на повестке дня. А во-вторых, в Конституции написано – в Украине существует единое гражданство.

"Разумная политика" инициировала обращение в Конституционный суд о соответствии законопроекта о множественном гражданстве Основному закону и подписи под ним поставили представители разных фракций и групп парламента. Мы уже передали его адресату и надеюсь, что КС даст свое толкование.

Введение множественного гражданства может потянуть за собой очень много проблем. Смотрите, человек, например, гражданин США и одновременно подданный России. Может же такое быть?! А как тогда эта норма будет работать, если в законодательстве будет прописано, что множественное гражданство не предоставляется гражданину страны-агрессора, которой является Российская Федерация.

Еще один момент - мы приняли закон о земле, где четко записали, что продажа земли иностранцам происходит только после всеукраинского референдума. А если у человека два гражданства?

Следующий нюанс – когда мы с вами говорим о безвизе. Он же для граждан Украины. А будет безвиз действовать для наших граждан, параллельно имеющих гражданство еще какой-то страны? Нет. То есть мы даже сюда вносим смуту.

Популизм – хорошая штука. Выглядит красиво, но когда ты начинаешь смотреть – внутри это яблоко оказывается гнилым. Я уже молчу, что это подготовка к будущим выборам, чтобы таким образом создать какое-то количество граждан за рубежом, которые тоже будут голосовать и которых ты не можешь ни проверить, ни идентифицировать. Следующим этапом, который попробуют ввести, станет электронное голосование на выборах. И сколько миллионов избирателей проголосуют за рубежом, никто не знает.

 

- Так в электронном голосовании анонимность обеспечить невозможно…

- А это опять же никого не смущает. Поверьте мне. Хотя в Конституции написано, что голосование должно быть тайным, а электронное тайну не обеспечивает.

Электронное голосование существует в двух государствах – Эстонии, где живут полтора миллиона граждан. Но и у них происходили технические сбои, если не ошибаюсь. Когда какая-то бабушка голосовала и проголосовала 52 раза. И второе государство, на которое нам вряд ли стоит равняться в плане демократических выборов, – это Российская Федерация. У нас недавно была массовая кибератака – "положили" все базы, сайты, "Дию"… Всё "положили". О какой готовности к электронным выборам мы можем вести речь?

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Россияне поставили себе задачу уничтожить нашу авиацию и инфраструктуру для западных самолетов - заместитель начальника ГУР МО Скибицкий

Польский протест приобрел довольно агрессивную форму – из мирной демонстрации он превратился в проявление злостного неуважения к украинским гражданам

В ближайшие месяцы планируем запустить тестирование электронного кабинета пациента – замминистра здравоохранения Карчевич

Нам навязывают неверную парадигму, что противостояние идет по линии между бизнесом и правоохранителями – Гетманцев

IT-индустрию сейчас беспокоят три главных вопроса – это мобилизация, бронирование и зарубежные коммандировки – СЕО Diia.City United

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА