У вас не будет иного выхода, кроме как стать, в каком-то смысле, "вторым Израилем"

Эксклюзивное интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Израиля в Украине Михаила Бродского агентству «Интерфакс-Украина».
В какой форме сейчас работает посольство?
Мы вернулись в Киев. Но мы не находимся здесь все время. По соображениям безопасности мы время от времени выезжаем из Украины, но стараемся проводить здесь максимальное количество времени.
Посольство, когда мы находимся в Киеве, работает в полном формате, включая консульские услуги. У нас здесь довольно много израильских граждан. И многим из них нужна консульская поддержка, поэтому мы открываем консульство, когда находимся здесь. . Каждый день приходят десятки людей.
Помощь Израиля Украине. Начнем с самого проблемного сектора – военного.
Я хочу начать с того, что в Израиле как никакой другой стране понимают то, что сейчас ощущают украинцы. Когда люди в течение долгого времени находятся под обстрелами , когда люди несколько раз в день вынуждены прятаться в бомбоубежищах,, то это, к сожалению, напоминает то, что происходит в Израиле довольно много лет.
Так же , как украинские дети сидят в убежищах, не ходят в школу, то же происходит и с израильскими детьми. . И я уверен сейчас, что украинцы гораздо лучше понимают , что на протяжении этих лет переживали израильтяне.
Израиль, к сожалению, находится в неблагополучном регионе, Это такая пороховая бочка, на вершине которой сидит Израиль. . И угрозы безопасности Израилю, угрозы жизни как израильским солдатам, так и израильским гражданам колоссальны. Украина сегодня сталкивается с очень мощным противником. , сверхдержавой, у Израиля в этом смысле ситуация другая, угрозы другие, но тем не мене это тоже серьезная война, война с террором, которая требует максимум ресурсов , максимум мобилизации общества. В силу этих причин, и в силу тех чувствительных отношений, которые у нас есть с Россией, , мы думаем прежде всего о своих интересах и вынуждены проявлять осторожность.
Это не значит, что мы не помогаем Украине. С первого дня мы приняли стратегическое решение оказать максимальную помощь Украине , которую мы можем себе позволить. Не переходя через «красные линии» и не поставив под удар наши национальные интересы. Не создавая угрозу жизни простым израильтянам.
И действительно эта помощь идет довольно в больших масштабах, она будет продолжаться . Я не хочу говорить о военной составляющей, потому что по этой теме лучше меньше говорить, но я хочу напомнить о той помощи, которая была уже оказана Израилем.
Это сотни тонн гуманитарной помощи, которую мы поставили - лекарство, продовольствие, пресная вода , генераторы, установки для опреснения воды. Это полевой госпиталь, который находится в районе Львова и за время пребывания израильских врачей там они оказали помощь 6000 украинцам – беженцам и местным жителям.
Кроме этого, десятки людей, которые были доставлены в Израиль для на лечение. Это дети из больницы Охматдет с онкологическим заболеваниями. Это пациенты, которые были в израильском полевом госпитале, которые потом было решено перевести в Израиль и там продолжить лечение.
Сейчас обсуждается вопрос об отправке раненых в боях . Я надеюсь, что этот вопрос будет решен положительно .
Я считаю, что сфера здравоохранения – это та сфера, в которой Израиль должен активно помогать Украине и после войны тоже. Надо будет восстанавливать всю инфраструктуру , включая здравоохранение. Я думаю, будет правильно, что именно Израиль внесен т вклад в создание новой, современной системы здравоохранения в Украине.
Была еще помощь спасателям?
Да, было принято решение поставить несколько тысяч касок , бронежилетов и костюмов для саперов. Все это уже было доставлено в Украину.
Недавно очень громкой стала тема визового режима для украинских беженцев. . . Вопрос решен судом, но каковы были причины этих проблем? Есть ли гарантии, что визовый режим не будет возвращен снова?
Израиль – это страна, которая принимает у себя прежде всего евреев и их потомков. Наша обязанность – принять прежде всего евреев, в том числе евреев- беженцев. За время военных действий в Израиль из Украины приехали более 30000. , их них только 10000 – это новые репатрианты, а еще 20000 – люди, не имеющие еврейских корней и приехавших как беженцы. В основном, это люди, которые приехали или к родственникам, или к друзьям.
Были прогнозы, что в результате военных действий к нам приедут десятки тысяч новых репатриантов. . Для такой относительно небольшой страны это серьезный вызов. Возможно, глядя назад, можно было принять другие решения. Я лично очень рад тому, что суд это решение отменил и вернул ситуацию к той, которая была на момент начала войны. Уверен, что никаких новых ограничений на въезд украинцев в Израиль не будет.
Вы были в Виннице и видели разрушения своим глазами. Какую еще помощь в восстановлении Украины может оказать Израиль?
Израиль сконцентрируется на тех областях, где мы традиционно сильны. Кроме медицины это - сельское хозяйство, прежде всего, поставки воды. То, в чем у Израиля колоссальный опыт. . Мы планировали до войны развивать крупные проекты на юге Украины – в Николаевской, Одесской, Херсонской областях. Очень хотелось бы верить, что после войны нам удастся сделать то, что планировали.
Еще одна область, в которой мы готовы сотрудничать – это область безопасности инфраструктуры, безопасности дорог, в том числе железных дорог. , аэропортов, безопасности городов. Нам есть, что предложить Украине.
Израильский бизнес понес прямые убытки от войны?
Понес, конечно. Израильский бизнес потерял в Украине, как и любой бизнес. . Например, в Херсонской области работали израильские компании по капельному орошению. Те, кто работал в Киеве, – а это в основном недвижимость , - они, конечно, понесли колоссальные убытки, но большинство израильских бизнесменгов не просто зарабатывали деньги - они любят Украину, хотят тут работать и оказывает помощь.
Собираются деньги, здесь находятся логистические центры , которые раздают еду, товары первой необходимости. Еще один момент – израильские неправительственные организации, которые включились в оказание помощи Украине – как здесь, так и на границах в острый период, когда были проблемы с беженцами.
Я был в центрах приема беженцев в Польше . Четвертый язык – после украинского , польского и английского в этих центрах был иврит.
В Украине часто говорят, что страна после войны должна стать «вторым Израилем». Имеется в виду отношение людей к безопасности. Как долго у вас формировалось общество, понимающее, что постоянно находится под угрозой?
У вас так же, как и у нас – молодое общество и до сих пор формируется. К сожалению, нам пришлось пережить несколько войн, волны террора. Конечно, нельзя забывать, что Израиль был создан на фоне страшной трагедии Холокоста.
Украина тоже сегодня переживает такой момент. Я часто сравниваю тот этап, который проходит Украина с израильскими войнами,, особенно много параллелей с войной за независимость и «войной Судного дня».
У вас просто не будет другого выбора для того, чтобы Украина продолжала существовать как сильное независимое государство кроме как стать «Израилем» в каком-то смысле.
Есть три момента, которые Украина может использовать. Первый – полагаться только на себя. Это приходит со временем и , я уверен, Украина извлечет уроки из этой войны. На сегодня Израиль – сильное независимое государство с сильной армией, которое полагается на себя. Да, у нас есть партнерские отношения со многими странами, у нас есть стратегические отношения с США, это очень важный козырь, но в военном смысле Израиль полагается только на себя. . Он имеет свои военные технологи, он активно экспортирует их по всему миру. И исходит из того, что в минуту опасности нельзя рассчитывать на чью-либо помощь.
Второй – во чтобы то ни стало, сохранять демократию и свободу слова. И это тот урок, который Израиль извлек за 74 года своего существования, потому что в этом и заключается сила государства. В разных мнениях, возможности излагать свое мнение, вести дискуссии. Несмотря на войны, несмотря на такие травматичные события как убийство премьер-министра, например. В таких условиях есть опасность скатиться к авторитаризму, задушить свободу слова. Израиль не пошел по этому пути и это было правильно В конечном счете, это ослабило бы общество и государство.
В краткосрочной перспективе это поможет убрать оппозицию и «лишние шумы», но в среднесрочной и долгосрочной перспективе это неправильно.
Третий – все, что касается связи с диаспорой. Украинская диаспора растет. С одной стороны, это потери для государства ,. Я думаю, что какая-то часть людей не вернутся в Украину. Можно смотреть на это как на потери, можно – как на актив государства, с которым нужно работать И который в конечном итоге может поддержать страну в трудную минуту и не только. Это то, что в Израиле было с самого начала. Украине, я думаю, надо более активно работать с выходцами из страны в разных регионах мира и полагаться на их поддержку.
В России постоянно говорят об украинском нацизме как основе государственности. Как вы относитесь к таким утверждениям?
- Я считаю что это полная чушь – обвинять Украину в нацизме. Наверное, как в любой другой стране, в Украине есть националисты, антисемиты - они есть в России, Франции, США и в этом смысле Украина ничем не отличается от других стран.
В свое время я и мои предшественники на посту посла говорили о своем несогласии с некими тенденциями в украинском обществе. Это касалось определенных исторических личностей. И наше мнение по этому вопросу не изменилось – мы говорили об этом открыто с руководством Украины. Я уверен, что после окончания войны эта историческая дискуссия будет продолжена.
Скоро, в сентябре, Новый год. Рош ха-Шана.. Как вы видите сейчас возможность паломничества в Умань?
Я встречался с замминистра МВД , главой Нацполиции. Судя по всему, несмотря на войну в Украине, многие из тех, кто приезжал раньше в Умань, собираются вновь приехать.
Я понимаю, что в Украине сейчас чрезвычайная ситуация м, и у сил охраны порядка нет ресурсов, чтобы обеспечивать безопасность приезда тысяч израильских паломников в Умань.
Мы обсуждали, в какой форме будет возможно провести это в этом году . Обсуждение продолжится. Хочу подчеркнуть, что любое решение , которое будет принято Украиной в отношении приезда паломников, мы воспримем и окажем всю необходимую помощь чтобы это мероприятие прошло максимально безопасно и спокойно