11:35 02.09.2022

Все то, что я увидел в Ирпене, Буче и Бородянке, уже было в Алеппо, Мосуле и Ракке – генеральный директор МККК

8 мин читать
Все то, что я увидел в Ирпене, Буче и Бородянке, уже было в Алеппо, Мосуле и Ракке – генеральный директор МККК

Эксклюзивное интервью генерального директора Международного Комитета Красного Креста Роберта Мардини агентству "Интерфакс-Украина"

Беседовали: Инна Кардаш, Александр Мартыненко

 

Буквально вчера во время встречи в Киеве с министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ириной Верещук вы обсуждали вопросы открытия новых гуманитарных коридоров. Можно ли уже говорить о какой-то конкретике, к примеру, о регионах их расположения?

В условиях вооруженных конфликтов гражданское население всегда должно иметь возможность покинуть зону конфликта. Но даже, если люди остаются, они все равно должны быть защищены сторонами конфликта.

Пока мы не можем говорить о конкретике, поскольку гуманитарные коридоры – это всегда результат переговоров с обеими сторонами. В случае, когда стороны конфликта обращаются к МККК с тем, чтобы мы содействовали установлению таких коридоров, мы содействуем - и они устанавливаются для обеспечения безопасного выхода гражданского населения. Конечно, если это возможно.

Как сейчас обстоят дела у МККК с посещением военнопленных? Многих ли удалось посетить и какие различия в условиях их содержания вы наблюдаете с обеих сторон?

На данный момент мы посетили несколько сотен военнопленных с обеих сторон. Но нам необходимо посетить еще намного больше. Что касается условий их содержания и наших наблюдений, то мы говорим об этом с органами власти или структурами, которые осуществляют содержание под стражей. Мы рассчитываем, что такая коммуникация будет способствовать улучшению условий их содержания, однако это часть конфиденциального диалога.

А что касается места трагедии в Оленивке? По какой конкретно причине туда до сих пор нет доступа?

С самого начала, с первых часов после этой трагедии МККК запросил доступ в Оленивку. К сожалению, у нас его по-прежнему нет. Но мы надеемся его получить и продолжим его требовать, руководствуясь нашими гуманитарными обязательствами и Женевскими конвенциями.

Играет ли, в принципе, МККК какую-то роль непосредственно в процессе обмена военнопленными? Насколько известно, Украина обращалась по такому вопросу

Мы играем роль нейтрального посредника. Мы также способствуем процессу обмена телами погибших. Однако пока что мы не принимаем участия в обмене удерживаемыми лицами, но готовы выполнять такую роль тоже.

Есть информация о том, что в скором времени вы намерены совершить визит в Россию. С кем вы планируете там говорить и каков будет предмет этих переговоров?

Да, я действительно собираюсь посетить Россию. Пока что четких дат этого визита нет, но планируется, что он состоится ориентировочно через две недели. Я буду запрашивать о возможности встречи с официальными лицами. Я намерен обсудить гуманитарные вопросы, в частности доступ к военнопленным, о котором мы говорили выше.

Здесь (в Украине – ИФ) я уже провел встречу с семьями украинских военнопленных. Поверьте, все они с большой тревогой ждут новостей о своих родственниках. Моя цель - требовать большего доступа к военнопленным и большего гуманитарного доступа на территории, подконтрольной Российской Федерации.

Удар по отделению Украинского общества Красного Креста в Славянске – когда и как это произошло? Есть ли пострадавшие среди сотрудников?

Под удар попала база Украинского общества Красного Креста. В нее попал снаряд. Это произошло в этот понедельник. Был поврежден автомобиль и само здание. К счастью, наши коллеги не пострадали.

Это в очередной раз напоминает нам о возможных и тяжелых последствиях боевых действий в условиях города.

Недавно мы все видели кадры из Мариуполя, где возник конфликт на месте предоставления гуманитарной помощи оставшимся там людям. Как вы оцениваете работу МККК в Мариуполе по предоставлению продуктов питания? И ввиду крайне сложной ситуации с медикаментами – раздают ли там лекарства?

Да, я знаю о таких сообщениях. Буквально вчера нам удалось провести раздачу 1 500 комплектов гуманитарной помощи. Мы понимаем, что существуют гораздо большие потребности. Мы будем увеличивать объем нашей деятельности. Ситуация развивается очень динамично. Мы также будем продолжать оказывать помощь больницам и отдельным людям в Мариуполе.

Стоит отметить, что лекарства МККК раздает только медицинским учреждениям. Это единственная помощь, которая не предусмотрена для гражданского населения, поскольку самолечение может привести к фатальным последствиям.

Говоря, в целом, об украинских городах, которые находятся недалеко от линии фронта – какие проблемы вы сейчас видите для себя главными? Чем вы можете реально помочь людям, которые там находятся?

Конечно, вооруженный конфликт очень тяжело сказывается на гражданском населении. Растут нужды, к тому же приближается зима. Сейчас мы помогаем людям к ней подготовиться. Оказываем им денежную помощь для ремонта поврежденных домов и систем отопления. Я сам лично присутствовал на одной из регистраций людей, которые заявляли о существующих потребностях. В целом, мы оказали подобную денежную помощь 300 тысячам людей.

Мы также помогаем восстановить нарушенное водоснабжение в таких городах как Ирпень, Буча. Там, например, водоснабжение было восстановлено за 4 недели. Но такая проблема существует во многих местах. Хочу сказать, что МККК подписал 50 меморандумов о взаимопонимании с водоканалами по Украине.

Кроме того, серьезные инвестиции нами были сделаны в Чернигове. Мы помогли с восстановлением работы местного водоканала и теплоснабжающей компании. В частности, котельной. В Чернигове также очень пострадала ремонтная техника. Мы приобрели ремонтные машины. Как нам пообещали ремонтники, все поврежденные теплотрассы в городе – а это почти 300 тысяч жителей – восстановят к началу отопительного сезона, если не будет каких-то новых повреждений.

Уточню – все это полностью финансируется МККК?

Да, это полностью финансируется МККК. Вся техника, ремонтные машины.

Можно узнать сумму?

Если говорить конкретно о Чернигове – почти 4 миллиона швейцарских франков. Восстановительные работы по водоснабжению, теплоснабжению, ремонт пострадавших учебных, медицинских учреждений в Ирпене и Буче – 3,2 миллиона, аналогичные работы в Гостомеле, Дымере, Макарове, Бородянке и Белой Церкви – 4,1 миллиона.

Хорошо, а если, в целом, подвести итоги работы МККК в Украине за эти полгода войны – какие они?

МККК оказал помощь 850 тысячам людей, находящихся в центрах размещения временно перемещенных лиц. 13 тысяч домохозяйств получили помощь для ремонта поврежденного жилья. У 363 тысяч людей восстановлен доступ к отоплению. Мы также поставили медицинское оборудование и лекарства в 125 медицинских учреждений по стране. Кроме того, около 3 тысяч семей военнопленных получили новости о своих родственниках.

Для Украины очень болезненная тема - вывоз людей с оккупированных территорий в Россию.  Иногда это просто депортация. Участвует ли в этом процессе МККК?

Я хотел бы заявить, что МККК не участвует в насильственном перемещении людей в РФ, потому что насильственное перемещение противоречит Женевским конвенциям.

Но вы понимаете, когда эти люди приезжают по своей воле, а когда их вывозят в РФ насильно? Вы можете отличить это или у вас нет такой возможности?

Нет. Мы, как и вы, только слышим определенные сообщения о насильственной депортации…

И у вас нет доступа в так называемые фильтрационные лагеря?

Нет. Ни в этом конфликте, ни в каких других в мире мы не участвуем в фильтрационной деятельности.

Относительно ситуации на Запорожской АЭС. Каким будет план действий и какую помощь готов оказать МККК в случае реализации наихудшего сценария?

Мы очень обеспокоены ситуацией на Запорожской АЭС. Сегодняшний визит делегации МАГАТЭ вселяет надежду. Мы надеемся, что он стабилизирует ситуацию. Единственная мера – это прекратить боевые действия в районе станции и окрестных населенных пунктах. Потому что, если произойдет серьезный инцидент, будет невозможно оказать существенное гуманитарное реагирование.

Безусловно, мы будем стараться оказывать помощь людям. Все будет зависеть от того, каким будет масштаб радиационной утечки в случае реализации наихудшего сценария. Конечно, самое лучшее, чтобы ничего не случилось. Но только по ситуации мы сможем сказать, насколько мы будем способны помочь, если будем способны вообще.

Сегодня никто не знает, когда закончится эта война, но все равно все как-то планируют свою жизнь и деятельность. МККК планирует гуманитарное финансирование Украины в 2023 году, если война затянется?

Позвольте выразить надежду на то, что этот международный вооруженный конфликт закончится как можно скорее. На данный момент все, что касается нашего гуманитарного реагирования в Украине – это немалые объемы. Я уверен, что и в следующем году наша операционная деятельность будет иметь большую финансовую поддержку.

В то же время многолетний опыт деятельности МККК показывает следующее: если конфликт имеет тенденцию затягиваться во времени, то поддержка как со стороны государств, так и частных доноров падает.

Значит, если война затянется, вам потребуется больше средств. Есть ли какие-то идеи, как решить этот вопрос?

Из опыта деятельности МККК могу сказать: если конфликт в Украине затянется так же, как затягиваются, например, конфликты в Сирии или Йемене, то наша способность реализовывать эффективные программы приводит к тому, что мы получаем поддержку со стороны наших доноров. И по всему миру наш бюджет растет, потому что растут и гуманитарные потребности. Мы ежегодно обращаемся с призывом о финансировании и пользуемся определенным кредитом доверия со стороны наших доноров.

Как вы знаете, изначальный бюджет МККК на Украину на 2022 год составлял около 75 миллионов швейцарских франков. Но в феврале, когда случилась эскалация, он был моментально увеличен донорами – до 250 миллионов.

Вы работали в зонах разных конфликтов. Можете сравнить войну в Украине по степени страданий мирного населения с каким-либо из них?

Сравнивать всегда очень сложно. Для нас смерть и увечья мирного населения – это трагедии отдельных людей.

К сожалению, когда вооруженные конфликты с использованием взрывного вооружения происходят в городах, густонаселенных районах, центрах, наблюдается очень много схожих черт и ситуаций. И результаты очень трагичны. Всегда разрушаются дома, школы, больницы, погибают люди.

И, к сожалению, то, что я сейчас увидел в Ирпене, Буче, Бородянке, напомнило мне все то, что я видел в Алеппо, Мосуле, Ракке. Это всегда сопряжено со страданиями людей, которые теряют свои жизни, которые получают ранения и терпят личные трагедии.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА