Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" руководителя подразделения машинно-технических станций (МТС) Государственного предприятия "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" (ГПЗКУ) Александра Бавицкого.
Вопрос: Могли бы вы озвучить планы компании на новый маркетинговый год (МГ)?
Ответ: Особое внимание в новом МГ мы уделим зерноуборочной технике, дефицит которой особенно ощутим на полях Украины. Обеспеченность зерноуборочной техникой всех категорий хозяйств - менее 40% от потребности. При этом 78% комбайнового парка страны находится за пределами амортизационного и экономически целесообразного срока эксплуатации. Как результат - ежегодные потери при уборке урожая - более 6 млн тонн зерна, что при сегодняшнем уровне цен эквивалентно 12 млрд грн.
Машинно-технологический комплекс предоставляет услуги тем хозяйствам Украины, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себя зерноуборочной техникой, а таких в Украине 84%.
В новом МГ мы планируем закупить еще 2 тыс. комбайнов и до 1 тыс. зерновозов. Сейчас идут переговоры с производителями зерновозов, и они на финальной стадии. Наши условия таковы: увеличить объем кузова, снизив его вес, и если это удастся, нам будет достаточно на следующий МГ 0,5 тыс. таких машин.
Вопрос: А насколько Вы собираетесь снизить вес кузова?
Ответ: Кубатура увеличится почти в два раза, до 70 куб. метров, против нынешних 35 куб. метров. Здесь вопрос только экономический. Мы перевозим различные грузы, и, если засыпать полный кузов КАМАЗа зерном, то он будет 30 тонн, но если мы засыплем туда такой же объем подсолнечника, то получится 15-17 тонн. Но деньги начисляются по тонно-километрам, а если это отруби, а если это жом? Мы теряем очень сильно в весе, потому что больший объем взять не можем. Поэтому нам нужны универсальные кузова.
Вопрос: Скажите, комбайны Вы планируете закупать у отечественного производителя или иностранного?
Ответ: За время начала работы МТС мы провели встречи практически со всеми мировыми производителями комбайнов: от самых больших до самых маленьких. С таким большим как у нас заказом мы совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины сумели их убедить в том, чтобы они открыли в Украине собственное сборочное производство. Если мы будем, подходить к решению подобного вопроса какими-то другими путями, то всегда будем находиться в пещерном веке. Сегодня мы позвали самых передовых производителей комбайнов в страну, они согласились и пришли.
На данный момент мы ведем переговоры с несколькими известными мировыми производителями сельскохозяйственной техники. Это немецкий Claas, Case New Holland, российский "Россельмаш", "Гомсельмаш" и некоторые другие производители. Они выразили заинтересованность участвовать в финансировании некоторых программ по совместной сборке.
Основное наше условие - комбайны должны собираться на территории Украины. Это даст дополнительные рабочие места и загрузку отечественного производства.
Вопрос: А российские компании участвуют в этом процессе?
Ответ: Участвуют. Как я уже сказал, мы ведем переговоры с "Россельмашем". Из того класса комбайнов, которые нас интересуют, они могут предложить только одну модель - "Торум", производительность которой более 12 кг/сек. Надеюсь, в начале следующего года мы выйдем на финальную стадию переговоров с "Россельмашем". Внешэкономбанк России и Сбербанк России готовы рассмотреть финансирование.
Вопрос: На каких условиях ГПЗКУ намерено осуществлять закупку сельхозтехники?
Ответ: Мы будем использовать лизинг, лизинговые компании. То есть прямой покупки не будет. Мы рассматриваем предложения практически всех лизинговых компаний, и выбираем самые оптимальные для нас условия.
Сейчас много говорится о производстве отечественной сельхозтехники. В нашей стране существует три производителя комбайнов: Херсонский машиностроительный завод (ХМЗ), Белоцерковский машиностроительный завод (БМЗ) и СП "Дон-Лан". ХМЗ производит собственные комбайны, БМЗ собирает белорусские комбайны и СП "Дон-Лан" собирает российские комбайны. Мы работаем с техникой всех трех предприятий. Основными являются ХМЗ и БМЗ, которые принадлежат одному собственнику Александру Олейнику. Нами были взяты на условиях лизинга 0,2 тыс. комбайнов у БМЗ и 21 комбайн у ХМЗ. Комбайны БМЗ работают хорошо. А проблема техники ХМЗ - отрицательный имидж среди наших фермеров, и поэтому этим комбайнам трудно найти работу. На ранних зерновых они отработали неплохо, но на уборку поздних зерновых мы не смогли заключить ни одного контракта. Поэтому эти комбайны мы были вынуждены поставить на хранение. Аграрии услышав, что это будет "Славутич", отказываются от контрактов. Ранние зерновые убирают в очень короткие сроки, и практически всегда существует нехватка уборочной техники, а сейчас у аграриев есть выбор. Комбайны же БМЗ работают, вот они и сегодня в поле.
Вопрос: В ключе выше сказанного о ХМЗ, не могли бы вы прокомментировать заявление А.Олейника о том, что МТС ГПЗКУ должно ХЗМ 30 млн. грн. по поставкам сельхозтехники?
Ответ: У нас с ХМЗ и БМЗ не существует договоров о покупке сельскохозяйственной техники. Никаких экономических или финансовых взаимоотношений у нас с этими заводами и собственником заводов нет. Мы никогда у него ничего не покупали.
Вопрос: В своем заявлении, А.Олейник отмечает, что собственником данной техники выступает компания ООО "Техноторг", являющаяся, по его словам, оператором МТС ГПЗКУ?
Ответ: Компания "Техноторг" – это коммерческая структура, у нее с А.Олейником совершенно отдельные отношения, которые к ГПЗКУ никакого отношения не имеют.
Вопрос: Скажите, каков парк МТС по итогам текущего года?
Ответ: У нас 0,5 тыс. комбайнов и 0,3 тыс. зерновозов. Даже на сегодняшний день это самый большой парк в Украине. Ни у кого в одних руках не сосредоточен такой парк сельскохозяйственной техники, который работает в интенсивном режиме по всей территории страны.
Вопрос: Какой мощности комбайны вы будете закупать, и как это повлияет на производительность?
Ответ: Мы собираемся в новом МГ брать более мощные комбайны, от 12-14 кг/сек, что позволит увеличить производительность. Мы видим, что по итогам урожая этого года нам необходимы комбайны с более высокой производительностью. В этом году был большой урожай зерновых. В частности, урожайность кукурузы в этом году превысила 80 ц/га.
Вопрос: А как все же это повлияет на производительность?
Ответ: Речь идет скорее о скорости уборки. У фермера есть две недели, если в них вкладываешься – хорошо, если нет - сразу же возникают потери. Поэтому вопрос в том, насколько оптимально можно убрать зерновые. Чем больше производительность комбайна, тем быстрее он ведет уборку, не зависимо от урожайности.
У нас часть комбайнов, скорость которых 8 кг/сек, она оптимальна при уборке 40 ц/га, а в этом году урожайность превысила 50ц/га, и комбайн идет в два раза меньше по скорости, чем он должен идти. Зная, что и аграрии и Минагропрод работает над тем, чтобы максимально повысить урожайность, мы тоже стремимся к тому, чтобы у нас были более высокопроизводительные комбайны.
Вопрос: Какую долю работы МТС выполняет непосредственно для ГПЗКУ, а какую для сторонних компаний?
Ответ: Мы работаем со всеми сельхозпроизводителями, как с холдингами, так и с мелкими хозяйствами, фермерами, организациями, любой формы собственности. И на той земле, которая арендуется филиалами ГПЗКУ, мы оказали все услуги по уборке. А в основном - у нас мелкий и средний производитель, который не имеет возможности купить комбайн. Даже крупным холдингам техники все равно не хватает. Мы и сейчас еще продолжаем убирать как в крупных холдингах, так и в мелких и средних хозяйствах. На сегодня мы уже убрали на площадях около 0,4 млн га.
Вопрос: В августе текущего года МТС ГПЗКУ внедрила центр управления комбайнами МТС, не могли бы Вы немного рассказать о нем?
Ответ: Вся техника, которая у нас работает, обеспечена системой GPRS мониторинга. Благодаря этому мы имеем четкую и понятную картину, где, как и в какие сроки, в какое время работают наши комбайны. Техника работает в интенсивном режиме. Все комбайны поделены на бригады, у каждой бригады свой бригадир, благодаря чему осуществляется своевременное техническое обслуживание и устранение неполадок на месте. За каждой бригадой закреплен диспетчер центрального офиса, который отслеживает свою бригаду в режиме реального времени.
На всю технику, которая будет приобретаться на условиях лизинга, мы также будем ставить систему GPRS. То есть мы хотим видеть каждую нашу единицу в реальном времени.