13:45 23.12.2022

"Прометей" вернул часть элеваторов на юге, но опасается их недозагрузки из-за сокращения будущих урожаев – собственник группы Гороян

8 мин читать
"Прометей" вернул часть элеваторов на юге, но опасается их недозагрузки из-за сокращения будущих урожаев – собственник группы Гороян

Интервью с владельцем зернотрейдинговой группы компаний "Прометей" Рафаэлем Горояном о ситуации на освобожденных от оккупантов землях холдинга, текущих проблемах и путях их решения, а также важности для государства не допустить сокращения урожая в ближайшие годы.

Текст: Алексей Козаченко


- Вы восстановили доступ к деоккупированным активам на юге Украины. Что там сейчас?

- Восемь элеваторов компании пострадали очень сильно: четыре до сих пор в оккупации в Запорожской области, четыре сильно пострадали.

Сейчас ВСУ освободили Снигиревку. Наш элеватор там полностью заминирован, сейчас работают саперы, и мы ждем, пока нам позволят приступить к работе.

В активах компании есть 20 тыс. га земли и где-то 2 тыс. га были оккупированы. На освобожденных землях ужасная ситуация. Поля заминированы, мы не можем сеять.

В целом "Прометей" сильно пострадал в активах и товаре. Потери в товаре составляют $40-45 млн, сейчас идет экспертиза. Кроме того, мы потеряли $10-15 млн в капитале.


- Эксцессы на элеваторах во время войны были?

- У нас Вознесенский элеватор целенаправленно бомбили несколько дней подряд. Почему именно его - неизвестно. Там не было ничего военного: ни базы, ни техники, ни склада. За один день четыре ракеты прилетели на элеватор, а через несколько дней, когда на элеваторе был персонал, опять были прилеты.


- Насколько пострадали площади под орошением вашей компании, будете ли их сейчас восстанавливать?

- Орошение украдено и уничтожено страной-агрессором Россией. В Снегиревке до войны было около тысячи или полутора тысяч гектар под поливом, сейчас их нет. Но для восстановления нет уверенности в завтрашнем дне.

Сейчас не совсем правильно для бизнесмена инвестировать в дорогое иностранное оборудование, не будучи уверенным в завтрашнем дне. 


- С какими проблемами сталкивается сейчас зернотрейдинг?

- Мы работаем, ежедневно принимаем множество нестандартных решений, но есть очень серьезная проблема – государство не возмещает НДС, этот налог остается как нулевой кредит государству, его просто не возмещают.

У государства перед компанией "Прометей" многомиллионный долг по возмещению НДС за период свыше года, еще с довоенного времени. Мы терпеливо ждем возврата НДС, но это терпение может закончиться. Сейчас его возмещают точечно, по непонятным критериям, как во времена Януковича, когда налог "дисконтировали", чемоданчики носили и т.д. Но у компании "Прометей" есть свои принципы. Мы никогда никакие взятки не давали за возмещение НДС, так как это лишало нас конкурентоспособности.

Мы всегда обращались за помощью к СМИ, если нам нужно было что-то говорить громко, устраивали возле налоговой инспекции большие пикеты. При власти Порошенко (экс-президента Украины Петра Порошенко – ИФ) собирали пикеты на 3500 человек из сотрудников "Прометея" и членов их семей, когда главным налоговиком был Насиров (бывший глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров - ИФ). Это была целая революция. По-моему, через месяц после этого его выгнали и он сейчас, кажется, под следствием (Высший антикоррупционный суд Украины 31 октября 2022 года избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей с альтернативой внесения 523,2 млн грн залога - ИФ).

Когда средний бизнес массово злится, все плохо заканчивается. Мы не должны видеть ситуацию, когда НДС точечно кому-то возмещают, за неизвестно какие блага.

Одновременно с этим они хотят "договариваться", а мы всегда ругаемся - мы не хотим ни с кем "дружить и общаться". Мы "интимной обстановки" не создаем, поэтому у нас конфликт постоянно… Но и это переборем, хотя потеряем на инфляции большие деньги. Наши принципы намного важнее денег. Если мы испачкаемся в коррупционную грязь, нам потом не отмыться.


- Как можно снизить затраты на элеваторы путем сокращения издержек? Переходить на твердотопливные зерносушилки, например?

- Что касается твердотоплива, то сейчас это является трендом, однако уже были разные истории. Сначала была мода на газ, солярку, сниженный газ, теперь - твердое топливо. Но все эти производственные циклы за один день ты не построишь и не поменяешь.

Не думаю, что нужно все бросать и это делать. Мне кажется, это явление временное.

Твердотопливные котельни – очень сложная история для сушки кукурузы, поскольку ее надо выводить на повышенные температуры, а с помощью пеллеты это тяжело делать. Тем более, если мы это сделаем, а война закончится и газ с соляркой подешевеют, то эти затраты будут неоправданными. Если "пеллетный" тренд будет продолжаться год-два, мы будем туда идти.


- Какой оборот вашего автопарка в днях? Берете на обратном пути какой-то груз из Европы?

- Максимальный оборот автопарка, 15-16 ходок в месяц, но в нынешних условиях очередей на границе это 9-10 дней. Брать груз на обратном пути, это кажется очень выгодным, однако пока отказались от этого.

Например, мы зерно завезли в Румынию и где-то рядом нашли груз на обратную дорогу. Пока доедем до него, зерновоз должен стоять в очереди, далее процесс загрузки-выгрузки, затем он долго возвращается в Украину за "семечкой". В итоге теряем денег больше, чем если бы не забрали обратно какой-то груз.


- Что будет с аграрным сектором в ближайшие несколько лет?

- От украинского агросектора будут зависеть мировые цены на пшеницу, ячмень, кукурузу, все колебания на бирже в Чикаго, хотя на это сейчас никто не обращает внимания...

Надо понимать, что мы в прошлом году собрали 120 млн тонн зерновых и масличных культур, в этом году уже упали до 60 млн тонн, а на следующий год, по моим прогнозам, будет 40 млн тонн, то есть падение в 300%! При этом вся инфраструктура Украины заточена под урожай в 120 млн тонн и даже больше - это то, чего мы достигли за 30 лет независимости. Вся инфраструктура рассчитана на 120 млн тонн: автомобили, вагоны, станции, порты, элеваторы - а товара не будет!

Что мы будем иметь? Первое - обвал в цене активов инфраструктурного бизнеса в Украине. Второе - резкий рост мировых цен на пшеницу, кукурузу, ячмень. На семечку и сою не взлетят, они будут хорошо себя чувствовать. Но мы увидим серьезную проблему с пшеницей, поскольку это политизированная культура, это хлеб, и на ней нужно сделать акцент.

Будет очень резкий дефицит пшеницы, ячменя и кукурузы. Подсолнечника и сои будет достаточно, это высокомаржинальные культуры. А вот кукурузу не будут сеять. Сейчас сушить ее дорого, урожай этого года убирать не могут, экспортировать не могут. А потом, когда мы выиграем войну (а я думаю, это очень скоро случится), порты откроются, свет появится, а мы получим дефицит продукции.

И чтобы мы не увидели резкий провал экспорта через два года, а мы его, скорее всего, увидим, нужны срочные дотации со стороны государства для агропроизводителя, кредиты под госгарантии. Причем очень срочно, буквально на вчера. И это нужно делать лайтово, без сложных оформлений, потому что средний и мелкий украинский фермер не любит оформлять ничего. Сейчас нужно спасать агропроизводителя! Иначе в стране не будет агросектора, поскольку страна будет без валюты, нас ждет серьезная безработица, большая инфляция, и тогда все дела пойдут не туда.


- Что может сделать бизнес, чтобы помочь аграриям не скатиться до 40 млн урожая в 2023 году?

- Это процесс уже неизбежный и предотвратить его невозможно. И дай Бог нам собрать урожай в 40 млн тонн. Почему?

А вот давайте поставим себя на место фермера. Он посеялся, но не может его собрать во всех регионах, когда 15% процентов территории страны временно отошло врагу. Не может собрать, потому что стреляют, не может завезти урожай на элеватор, потому что зерносушилка без света, не может собирать, потому что солярку рассчитывал по 28 грн/л, а сейчас она выросла до 60 грн/л, а еще резко ухудшилась ситуация с логистикой, потому что все машины стоят в порту...

Допустим, эти вопросы он решил. В итоге он продает урожай по цене меньшей, чем в прошлом году. Появилось много дополнительных затрат по всей цепочке, начиная с того, что был закрыт зерновой коридор, и мы возили зерно через Рени и Измаил, что сильно дисконтировало цену для фермера.

Сейчас открыли зерновой коридор, но там большие очереди, поэтому наш покупатель закладывает $30/тонну демереджа, то есть каждый день мы просто платим $10-15 тыс., пока корабль стоит. И это все из кармана фермера, страдает в этой ситуации только он.

И что он в такой ситуации будет делать? Сеять не будет, потому что пшеница экономически не выгодна, про кукурузу вообще молчим - сейчас 30% кукурузы в полях, и уже вот снег пошел, ее нельзя убирать. Это все серьезные потери. Поэтому он будет сеять только семечку, потому что она сама по себе дорогая, а расходы на транспорт те же, что и на пшеницу. Отечественные маслоэкстракционные заводы будут счастливы, но сейчас они тоже зависят от электричества. Раньше услуги "краша", переработки масличных, стоили $30-40/тонна, а сейчас на генераторах будут стоить $80-100, и это все из кармана фермера.

Да, раньше фермеры очень хорошо зарабатывали, но сейчас у них жировой запас минимальный. Наш фермер сразу тратит прибыль на тракторы, машины и все такое. Он не копит - такой наш менталитет. Поэтому он сеять не будет, а будет или по минимуму сеять "семечку" без дорогих удобрений, либо вообще будет банкротиться или останавливать работу. Вот такая серьезнейшая проблема ждет нас совсем скоро.

При этом зернотрейдинг тоже упадет, и дальше мы попадем в жуткую стагнацию. Чтобы этого не случилось через полтора года, намного дешевле обойдется государству сейчас помочь фермеру, выдать кредиты. Пускай под какие-то проценты, и оно само на этом заработает, но это обойдется государству намного дешевле, чем иметь неурожай. В ином случае оно потеряет рабочие места, налоги на зарплату, прибыль, НДС и т.д., государство не будет иметь валюты и будет вынуждено тратить огромные деньги на поддержание курса гривни.

Поэтому лучше какие-то деньги, небольшие на сегодня, финансировать в фермера, чтобы он в 2024 году хотя бы вышел на 70 млн тонн урожая. Это в лучшем случае, если государство сильно постарается.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Этот год станет годом больших изменений на страховом рынке, дальше будем просто усовершенствоваться – глава Национальной ассоциации страховщиков Украины

Самыми интересными для развития McDonald’s в Украине являются локации, которые обеспечивают все каналы продажи, - директор по развитию McDonald’s в Украине

Мы изучаем практики специальных экономических зон в разных странах, а также сотрудничаем с потенциальными инвесторами – мэр Николаева

Звучит это, мягко говоря, как диверсия – глава правления "Украинской биржи" о предложении регулятора сдать лицензию

Депутат Европарламента фон Крамон: Украине нужно включить оппозицию в исполнительные органы власти

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

Наши солдаты воюют, чтобы Киев, Днепр и Львов не превратились в Бахмут и Авдеевку

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Юрий Бова: Наша самая первая задача – сохранить весь потенциал существующего бизнеса

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА