Не верю в сценарий "сплошного блэкаута", но "не верить" и "не готовиться" – это разные вещи – СЕО "Укртелекома"
Вторая часть эксклюзивного интервью генерального директора "Укртелекома" Юрия Курмаза агентству "Интерфакс-Украина"
Авторы: Дар Грищенко, Дмитрий Кошевой
- Возвращаясь к октябрю-декабрю, вы ощущаете приток клиентов?
- Да. Мы и в октябре, и в ноябре, и в декабре, несмотря на плановые, аварийные и экстренные отключения электроснабжения, получали положительный приток оптических абонентов. В целом же в 2022 году у нас снизился отток абонентов медного интернета, а количество абонентов оптического интернета выросло более чем на 20%.
- Судя по всему, вы к такому притоку новых клиентов не готовились. По крайней мере, мы видим сообщения о том, что от заказа до установки может пройти три недели. Я понимаю, что сейчас может быть нелегко найти специалистов – выезды, мобилизация... Как вы решаете эту проблему?
- Это очень актуальный вопрос, и не только для абонентов, но и для нас. Мы сейчас мобилизовали столько бригад для подключения VDSL и ADSL интернет-абонентов в городе Киеве, сколько у нас не было со времен модернизации инфраструктуры в Киеве, Одессе, Днепре, Харькове и Львове в рамках большого проекта несколько лет назад. Тогда мы довели оптику до каждого активного шкафа с тем, чтобы минимизировать составляющую медной инфраструктуры, которая заходит в квартиру или домохозяйство.
Так что да, у нас еще не было такого количества желающих подключиться к xDSL-интернету в Киеве. Подключаем все возможные ресурсы: внутренние бригады, бригады подрядчиков. Но не скрою: в настоящее время мы испытываем дефицит в подрядчиках, наших партнерах, которые осуществляют подключение конечного потребителя к услуге. Мобилизация на военную службу, выезд значительной части населения в безопасные районы Украины или за рубеж вызвали дефицит подрядчиков. С этим и может быть связана определенная задержка в выполнении заявок на подключение интернета в Киеве. Но мы делаем все возможное. Мы задействовали внутренних сотрудников, линейных и даже станционных, для усиления этих бригад или для формирования дополнительных бригад. Эта проблема у нас в безусловном фокусе и волнует нас не меньше, чем наших абонентов.
- По вашим оценкам, увеличилось ли количество абонентов, которые возвращаются к использованию или подключают заново телефонную проводную связь?
- По-разному. Мы пока не наблюдаем активного возврата к уровню "до 24 февраля" в деоккупированных регионах Херсонской обл. Но мы и не восстановили там полностью нашу инфраструктуру, так как она либо существенно повреждена, либо полностью разрушена. Херсон значительно отличается не только от Киевской области, но и от деоккупированных территорий Харьковской области, Сумской, Черниговской... - к сожалению, враг пребывал там достаточно длительный период времени. Они (российские войска – ИФ) уничтожили или вывели из строя все что можно, потому что не могли использовать нашу инфраструктуру для подключения к российскому фрагменту интернета и для предоставления транспорта мобильным сервисам, которые они туда "завели". В отместку или от безысходности, но нашу инфраструктуру там очень существенно повредили.
- Если говорить о телефонных АТС, какое количество оборудования пострадало и насколько проблематично будет его починить или заменить?
- Мы не выделяем отдельно телефонные АТС от прочего технологического оборудования, которое может находиться в станционном сооружении. Если снаряд, мина или ракета попали в станционное сооружение, то страдает не только АТС, но и современное оборудование систем передачи или ядра сети. Мы оперируем понятием "узел связи". Они у нас разной категории: первой, второй (это критические узлы, в основном, магистральные, транспортной сети, ядра сети и ключевые узлы агрегации и доступа) и далее по иерархии (оставшиеся узлы доступа).
К сожалению, сегодня 12% узлов сети не контролируются нами в силу того, что они либо находятся на временно оккупированной территории, либо часть из них не подлежит быстрому восстановлению в ближайшее время после деоккупации части этих территорий. И эти 12% всех узлов "Укртелекома" сейчас недоступны для эксплуатации и, следовательно, для предоставления сервиса абонентам.
Поэтому, если выделить только АТС, то можно считать, что те же 12% разрушено. Зачастую это устаревшие АТС, аналоговые, которые мы и так заменяли бы на современное цифровое оборудование либо переключали бы абонентов на центральные цифровые станции, которые находятся в крупных городах.
- Суммарный ущерб от российского вторжения на данный момент вы уже оценивали? Какие ваши ожидания по 2022 году по этой статье?
- Сейчас более 600 млн грн – это ущерб, который мы предварительно оценили, задокументировали и смогли, так сказать, оцифровать. Более комплексную оценку сделать сложно, в особенности по тем объектам, которые все еще находятся на временно оккупированной территории. Эта цифра уточняется постоянно.
Если немного конкретнее... У нас около 200 зданий повреждены и порядка 40 полностью разрушены, часть из них находятся на еще оккупированных территориях. Оценить ущерб довольно проблематично, но мы это будем делать и будем требовать репараций в рамках иска, который наш главный акционер и инвестор Ринат Ахметов подал в Европейский суд по правам человека. Но на сегодня немногим более 600 млн грн – это оценка, которая была проведена с частичной фиксацией конкретных повреждений и разрушений.
- Вы ожидаете какой-то поддержки от государства? Помогают ли вам доноры волонтерской или гуманитарной помощью? И на что вы рассчитываете в период восстановления?
- Нет, мы до сегодняшнего момента не просили какой-либо помощи от государства и не получали ее. Мы рассчитываем на собственные средства при восстановлении разрушенной инфраструктуры. Что касается наших зарубежных партнеров, здесь у нас более активное взаимодействие с коллегами по цеху, с телеком компаниями. Нам существенно помогли British Telecom совместно с Cisco оборудованием для транспортной сети. Оказала помощь Orange Polska - не только оборудованием для дата-центров, но и гуманитарной помощью, которую мы использовали для наших центров социальной помощи в западных областях Украины для перемещенных семей наших сотрудников и в других случаях. По мере возможности мы предоставляли и продолжаем предоставлять наши шелтеры для перемещенных и тех, кто выехал в западные области. Сейчас мы обсуждаем предложение от Orange Франции, материнской компании, предоставить нам оборудование сети доступа для восстановления сервиса на деоккупированных территориях, где наше оборудование было полностью уничтожено.
Такое сотрудничество у нас есть. Нельзя сказать, что оно очень значительное, но мы все понимаем и не рассчитываем только лишь на помощь наших западных партнеров. Что касается вендоров других важных элементов IT-инфраструктуры (не только телеком-инфраструктуры), то и Microsoft, и Oracle, и Dell идут нам навстречу, предоставляя льготные условия по пользованию их программными средствами.
Хотел бы напомнить также, что 28 марта была совершена одна из самых крупных кибератак на критическую инфраструктуру, и этой инфраструктурой как раз был "Укртелеком". Мы очень признательны международным партнерам за поддержку и участие в отражении и предотвращении расширения такой атаки и нивелировании возможных негативных последствий. Более того, совместно были предприняты немедленные действия, которые обезопасят нас от подобных атак в будущем. Были оперативно проанализированы различные сценарии внедрения, проникновения, расширения и повреждения ландшафта нашей IT-инфраструктуры благодаря нашему SOC (security operation centre), введенному в эксплуатацию в "Укртелекоме" накануне активной фазы боевых действий. Мы очень быстро отреагировали и получили существенную помощь от Microsoft, Cisco, Palo Alto, CloudFlare и Check Point - все приняли участие в анализе ситуации и в активных действиях для предотвращения ее негативных последствий. Так что эта кибератака захлебнулась, мы ее быстро отразили и предусмотрели инструменты, которые позволяют нам чувствовать себя уверенно в плане возможных повторных кибератак.
- Насколько вы как эксперт в своей отрасли считаете вероятным тотальный блэкаут связи в Украине более чем на 1-3 суток? И если вы считаете его вероятным, то как планируете восстанавливаться после такой проблемы?
- В другой ситуации я бы назвал этот вопрос провокационным, но соглашусь с вами в оценке его актуальности, и более того - я тоже его задаю себе каждый день. Это сейчас тема №1. И это вопрос очень непростой. Мое личное мнение: "положить" такую страну как Украина, погрузить ее в сплошной блэкаут – я не верю в такой сценарий.
Убрав эмоции, я действительно знаю, сколько сил и ресурсов энергетики вкладывают в поддержание стабильности электроснабжения экономки, предприятий и населения. Да, не все идеально. Мы - связисты, поэтому мы первые, кто ощущает на себе дефицит электроснабжения. Через нас потом страдают наши же клиенты.
Другое дело, что "не верить" и "не готовиться" – это разные вещи. И мы не имеем права позволить себе не готовиться, даже если я сам не верю в сплошной блэкаут на длительный период. У нас в компании разработаны и постоянно совершенствуются сценарии обеспечения абонентов связью при той или иной длительности блэкаута. Не менее 60% наших абонентов благодаря предпринятым действиям уже обеспечены энергонезависимым доступом к интернету. Как я говорил, все основные магистральные узлы транспортной сети, узлы ядра сети и значительная часть узлов доступа обеспечены дизель-генераторными установками. Мы можем поддерживать связь без внешнего электропитания до двух суток - это то, что у нас в компании сейчас нормативно установлено. Но мы увеличиваем этот срок, увеличивая запасы топлива и докупаем дополнительные дизель-генераторные установки, которые запланировали приобрести в следующем году. До трех суток все критические магистральные узлы нашей транспортной сети и ядра сети могут функционировать уже сегодня.
Здесь речь идет также об обеспечении непрерывности связи для ключевых социальных объектов, узлов спец. служб 101, 102, 103, 104, для органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления. В целом же перечисленные ключевые объекты должны быть поддержаны доступом к средствам связи или к услугам связи, включая интернет, мобильную связь, в течение не менее трех суток - такая цель сейчас стоит перед всем телеком-сообществом.
Обсуждая различные сценарии при блэкауте, мы в "Укртелекоме" приняли решение открыть сеть бесплатных публичных Wi-Fi-зон в пяти городах, где мы несколько лет назад осуществили модернизацию нашей инфраструктуры и установили активные уличные шкафы (MSAN – Multi-Service Access Node, мультисервисная платформа доступа— устройство, которое соединяет абонентские линии с ядром сети – ИФ-У). Уверен, что многие горожане в Киеве, Днепре, Львове, Одессе и Харькове видели такие серые шкафы. Мы разместим на них наклейки-указатели, которые сообщают, что здесь можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Таких зон с публичным Wi-Fi в Киеве, Днепре, Львове, Одессе и Харькове более 700, где в течение 2-4 часов блэкаута можно будет воспользоваться доступом к интернету. Как раз готовимся широко анонсировать этот проект. Вам рассказываем первым.
- Мне кажется, сейчас многие стали понимать реальную стоимость бытовых вещей, которые раньше казались простыми, обыденными и доступными... На ваш взгляд, удастся ли в будущем воплотить это понимание в каких-то более оптимальных и более справедливых для отрасли тарифах?
- Думаю, сейчас большему количеству украинцев стал виден колоссальный разрыв в стоимости и качестве предоставления услуг в нашей стране и за рубежом. Безусловно, наши услуги недооценены, но в восприятии потребителей этого не видно. Это, к слову, может быть одной из причин, когда огульно слышим упреки: "Почему же все узлы или все базовые станции (здесь я перейду немного и на "поле" своих коллег - мобильных операторов) не зарезервированы альтернативными источниками энергии в виде дизель-генераторных установок?" Да потому, что это колоссальные расходы, источником покрытия которых может быть лишь оплата услуг операторов. Стабильная "гражданская связь" в военное время – это нечто невообразимое для любого европейского государства.
Мы все знаем, какие средства связи должны использоваться в военное время. Мы в "Укртелекоме" понимаем, какие это средства связи и, кстати, тоже их обеспечиваем для наших спецпользователей. Поэтому, возможно, и устойчивость "Укртелекома" (возвращаясь к проценту всей абонентской базы, которая может пользоваться нашими услугами даже при отсутствии электропитания) несколько выше, чем у других участников рынка. Но это не полностью адаптировано к широкомасштабным боевым действиям и к подобным атакам, которые не имеют ничего общего с военными объектами – атакам на гражданскую инфраструктуру и гражданские объекты. К этому подготовиться, на мой взгляд, невозможно было - нельзя было вообразить, что такое возможно в наше время.
Поэтому я тоже надеюсь, что некоторое понимание абонентами реальной стоимости услуг придет. Те значительные средства, которые мы расходуем сегодня в условиях войны на поддержание существующей инфраструктуры, восстановление разрушенной или уничтоженной инфраструктуры, поддержание энергонезависимости наших узлов и сервисов, трудно было себе вообще представить, а тем более - предусмотреть источники их получения. С 10 октября и по сегодняшний день, например, для поддержания работы наших узлов во время отсутствия внешнего электропитания мы зарезервировали больше 750 тонн дизельного топлива, из которых израсходовано уже более 500 тонн – это более 20 млн грн, если не ошибаюсь.
- Как обстоят дела с мобилизацией сотрудников, работает ли в вашем случае механизм бронирования специалистов?
- Здесь я прокомментирую, возможно, иначе, чем другие участники рынка... Да, это важный вопрос для нас, он довольно остро стоит. Сказать, что это было шоком или полной неожиданностью, я не могу, поскольку в "Укртелекоме" всегда ежегодно готовили и мобилизационный план, и соответствующие мобилизационные задания, и списки забронированных сотрудников. Мы понимали, какой ресурс мы должны предоставить нашим защитникам - Вооруженным силам и другим воинским формированиям. В связи с этим у нас порядка 180 автомобилей передано ВСУ, не говоря уже о предоставляемых сервисах, о которых мы не можем широко распространяться. И это первый приоритет. Эти сервисы должны работать абсолютно без сбоев.
Кроме того, сейчас больше 350 сотрудников "Укртелекома" пополнили ряды наших защитников и служат в ВСУ.
Но наличие дефицитных специальностей у ключевых сотрудников, которые не подлежат бронированию – для нас это… я не хочу использовать слово "угроза", но это представляет собой достаточно серьезную проблему для непрерывной операционной деятельности. Заменить этих высококвалифицированных сотрудников в кратчайшие сроки будет крайне проблематично. Потому мы рассчитываем на понимание и поддержку и Генштаба, и Минобороны, и Центра по комплектации относительно того, чтобы эти сотрудники дефицитных специальностей были освобождены от возможных призывов и мобилизационных волн.
Первая часть интервью