Генеральный директор компании "Хлеб Инвестбуд": Наращивание экспорта переработанной продукции – один из наших приоритетов
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" генерального директора компании "Хлеб Инвестбуд" Роберта Бровди
Вопрос: Для многих участников зернового рынка Украины начало нового маркетингового года было неудачным, о чем свидетельствует низкая торговая активность как по внутренним, так и внешним контрактам. Как начался сезон-2011/2012 год для Вашей компании?
Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, нужно принимать во внимание конкретную ситуацию, которая сложилась на зерновом рынке Украины в первые месяцы маркетингового года. С одной стороны - позиция сельхозпроизводителей, которые с учетом возросшей себестоимости выращивания и под впечатлением многомесячного повышения цен на внешних рынках сформировали высокие запросы по продажной стоимости зерна. С другой стороны – трейдеры, оказавшиеся перед фактом экспертных пошлин и ожидающие цен, скорректированных в связи с внушительными прогнозами валового сбора и предложения зерновых. В таких условиях каждая компания выстраивала свою модель поведения. Одни практически прекратили торговую деятельность, не желая понижать рентабельность. Другие взяли тайм-аут до решения судьбы экспортных пошлин либо до вхождения в пик уборочной кампании и серьезных ценовых уступок со стороны аграриев. Компания "Хлеб Инвестбуд" работала в обычном режиме и осуществляла плановую закупочную деятельность, что дало нам возможность за три месяца стартовавшего сезона приобрести у сельхозпроизводителей почти 3 млн тонн и экспортировать около 450 тыс. тонн зерновых. Таким образом, начало маркетингового года было для нас достаточно результативным.
Вопрос: Возможно, именно эти результаты на общем не впечатляющем фоне стали почвой для разных суждений по поводу Вашей компании? В некоторых СМИ звучали предположения, что "Хлеб Инвестбуду" выгодны экспортные пошлины.
Ответ: Хочу подчеркнуть, что у нас была своя логика работы на рынке, свои расчеты и цели по продвижению на нем. Еще в сентябре я говорил, что мы делаем ставку не на высокую маржу, а на объемы закупок-продаж. И, кроме того, действуем не в ущерб сложившихся отношений с отечественными сельхозпроизводителями и зарубежными потребителями. Что же касается каких-то наших загадочных "преимуществ", то никто так и не объяснил, в чем они состояли. Ведь мы на равных со всеми платили экспортные пошлины, работали в одинаковых тарифных условиях на логистику и перевалку, так же, как и другие трейдеры, не получали возмещение НДС. И если говорят о чьих-то выгодах, то почему забывают об аграриях, у которых компания в условиях стагнации спроса купила миллионы тонн зерна? Или о государстве, которому мы в полном объеме платили экспортные пошлины, в то время как многие компании вообще заморозили внешнеэкономическую деятельность?
Вопрос: Однако Вы не станете отрицать, что ситуация с экспортными пошлинами в октябре 2011 года накалилась до предела. И даже на официальном уровне признали, что в условиях рекордного урожая зерновых стране угрожает экспортный коллапс и, как следствие, последовала отмена пошлин…
Ответ: Свое отношение к экспортным пошлинам компания "Хлеб Инвестбуд" озвучила четко и недвусмысленно. Причем задолго до их отмены. На наш взгляд, это был нерациональный способ регулирования рынка в условиях большого урожая и мощного экспортного потенциала зерновых. Но, в отличие от других участников рынка, мы не участвовали в агитационных кампаниях по отмене пошлин, а продолжали работать. Хотя это не помешало в конечном итоге некоторым СМИ довести ситуацию до абсурда: сначала выискивать некую скрытую пользу "Хлеб Инвестбуда" от экспортных пошлин, а затем, перевернув все с ног на голову, приписать нам инициативу по их отмене… Если же рассуждать объективно, то отмена экспортных пошлин послужила на пользу всем участникам рынка, прежде всего аграриям, которые получили более адекватную закупочную цену и разблокированный сбыт зерна. По большому счету, на мой взгляд, негативные последствия от экспортных пошлин не носят необратимый характер. После их отмены экспорт заметно оживился. И по итогам пяти месяцев маркетингового периода Украина уже поставила за рубеж почти 7 млн тонн зерновых, превысив прошлогодние показатели. При благоприятной конъюнктуре мирового рынка и сохранении набранных в ноябре темпов отгрузок (свыше 2,15 млн тонн в месяц) заявленный на старте сезона потенциал в объеме 20-22 млн тонн может быть успешно реализован. Хотя более реалистичные сценарии предполагают, что этот показатель может оказаться на уровне 17-19 млн тонн.
Вопрос: Каковы экспортные показатели компании "Хлеб Инвестбуд", входящей в ПАО "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" (ГПЗКУ), за пять месяцев 2011/2012 маркетингового года (МГ, июль-июнь)?
Ответ: Согласно заключенным контрактам за указанный период наша компания поставила на внешние рынки более 700 тыс. тонн зерновых, в том числе 280 тыс. тонн пшеницы, 270 тыс. тонн ячменя и более 150 тыс. тонн кукурузы. По итогам декабря планируем нарастить темпы отгрузок и, соответственно, наращивать экспортные показатели.
Вопрос: Как "Хлеб Инвестбуд" реализовывает программу форвардных закупок зерна для Аграрного фонда Украины. На какую сумму "Хлеб Инвестбуд" законтрактовал форвардные закупки с украинскими сельхозпроизводителями? Каковы объемы поставок зерновых сельхозпроизводителей за пять месяцев текущего МГ?
Ответ: С конца июля компания осуществляла третий этап форвардной программы по закупкам зерна для Аграрного фонда, который предполагал фактическую поставку сельхозпроизводителями законтрактованных культур и получение ими окончательного 30%-го денежного транша. Напомню, что два предыдущих этапа форвардной программы, реализованные компанией с 18 марта по 10 июня 2011 года, завершились подписанием 1215 контрактов на поставку 890 тыс. тонн продовольственной пшеницы, гречихи и ржи с авансовой оплатой аграриям 70% (более 1 млрд грн) от стоимости будущего урожая. В течение октября 2011 года "Хлеб Инвестбуд" завершил принятие зерна от сельхозпроизводителей, которые не имели проблем с классностью зерна или другими существенными условиями контрактов, а также произвел с ними полный расчет. В ноябре мы завершили работу по форс-мажорным контрактам и там, где осуществлялась замена классности зерновых культур. В итоге 890 тыс. тонн зерновых, предусмотренные форвардной программой на общую сумму 1,55 млрд грн, были поставлены и оплачены. На сегодня полным ходом идет передача закупленного по форварду зерна на баланс Аграрного фонда. Таким образом, форвардную программу можно считать успешно завершенной.
Вопрос: Если можно, поподробнее о форс-мажорных обстоятельствах программы и проблемах с классностью зерна?
Ответ: В принципе, как и любая другая программа в аграрной отрасли, форвард предусматривал определенные риски, прежде всего, природно-климатического характера. Для этого, в частности, и проводилось комплексное страхование от гибели законтрактованного урожая. Но, как вы помните, в первые месяцы уборочной кампании аграриям пришлось столкнуться не столько с физическими потерями урожая, сколько с проблемами его классности. Во многих хозяйствах доля продовольственной пшеницы оказалась существенно ниже, чем ожидалось. Но поскольку для Аграрного фонда должно было поставляться исключительно продовольственное зерно, мы пошли навстречу отдельным сельхозпроизводителям, принимая у них фураж и закупая взамен культуры нужного класса на рынке. Таким образом, было компенсировано около 12% предусмотренного форвардными контрактами зерна продовольственной группы. Если же говорить о других непредвиденных обстоятельствах, то в связи с форс-мажором разного характера и невозможностью выполнить условия форварда было расторгнуто 13 контрактов, по которым аграрии вернули 5,2 млн грн. И наоборот, было зафиксировано порядка 100, как правило, незначительных страховых случаев, по которым сельхозпроизводители получили компенсаций на сумму 8 млн грн.
Вопрос: Если коротко подводить итоги форвардной программы, то какие ее наиболее существенные преимущества для аграриев Вы бы выделили прежде всего?
Ответ: Я бы выделил три главных преимущества. Во-первых, это беспроцентные финансовые ресурсы, выделенные сельхозпроизводителю в самое нужное время (период посевной и выращивания урожая) авансом на четыре-пять месяцев. По сравнению с банковскими кредитами под 20-22% никаких дополнительных доводов не требуется. Во-вторых, это минудобрения и топливо по льготным ценам. По нашим подсчетам, участники форвардной программы по сравнению с рыночными ценами сэкономили на указанных ресурсах 107 млн грн. И в-третьих, это - гарантированный сбыт выращенного зерна и высокая закупочная цена на него. Припоминаются многие скептические высказывания весны 2011 года по поводу якобы заниженной цены форвардных контрактов. Так вот: в течение августа-октября 2011 года, то есть в период окончательных расчетов с аграриями, цены форвардных контрактов на продовольственную пшеницу 2-4 класса и рожь были на 100-170 грн выше среднерыночных. А по гречихе, если брать, к примеру, сентябрь, форвардная цена превышала рыночную на несколько сотен гривень. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что форвардная программа оказалась полезной и выгодной для украинских аграриев.
Вопрос: Насколько известно, возглавляемая Вами компания, кроме заказа Аграрного фонда, занималась и собственным, коммерческим форвардом. Как обстоят дела с этим проектом?
Ответ: Весной 2011 года мы запустили пилотный проект, поставив перед собой цель апробировать систему коммерческого форварда на примере кукурузы. Предварительный объем законтрактованного зерна составил тогда около 500 тыс. тонн. Сейчас проходит процесс финализации поставок и окончательных расчетов с аграриями. На данный момент по коммерческому форварду уже поставлено около 300 тыс. тонн кукурузы. Есть все основания утверждать, что этот опыт будет не менее успешным, чем форвардная программа для Аграрного фонда.
Вопрос: Какой объем зерновых "Хлеб Инвестбуд" закупил на внутреннем рынке страны для переработки в готовую продукцию на предприятиях ГПЗКУ по итогам июля-октября 2011 года, каковы планы по экспорту этой продукции?
Ответ: Нужно отметить, что переработка зерновой продукции является для нас новым направлением деятельности, которым мы начали заниматься с начала текущего маркетингового года. "Хлеб Инвестбуд" уже активно сотрудничает с двумя перерабатывающими предприятиями, входящими в систему ГПЗКУ. В ближайшее время планируем разработать совместные проекты и заключить соответствующие договора еще с тремя предприятиями. Проводим работу по регистрации и внедрению линейки собственных торговых марок, под которыми будет реализовываться готовая продукция. С начала маркетингового сезона нами уже закуплено и направлено для переработки более 100 тыс. тонн пшеницы, овса, ржи, ячменя, гречихи. На данный момент из этого сырья уже выпускается 32 наименования продукции. Это - мука всех сортов, широкий ассортимент круп, хлопья, мюсли, комбикорма. Пока работаем в основном на внутренний рынок, хотя уже имеем подписанные экспортные контракты на поставку за рубеж муки высшего и первого сорта, гречневой крупы, кормовых смесей. Планируем постепенно наращивать в экспортном пуле долю переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Вопрос: Каковы планы компании "Хлеб Инвестбуд", в том числе, и по развитию на новый маркетинговый год?
Ответ: Свои планы на текущий маркетинговый год компания уже неоднократно озвучивала. Будем стремиться к расширению и усовершенствованию закупочной деятельности, внедрению новых и развитию апробированных форм сотрудничества с сельхозпроизводителями. Прежде всего, это касается форвардных программ, проектов по логистике, ресурсному и технологическому обеспечению. Планируем расширять инвестирование в переработку и выпуск готовой продукции. И, естественно, будем работать в направлении развития экспортного потенциала. Если говорить языком цифр, то наш ориентир - это закупка и реализация на экспорт до 5 млн тонн зерновых, а также поставка на переработку и для нужд предприятий ГПЗКУ до 1 млн тонн зерновых. В какой мере нам удастся выполнить эти планы и насколько они будут откорректированы нестабильной рыночной конъюнктурой и другими объективными факторами, можно будет судить уже по итогам 2011/2012 маркетингового года.