14:10 02.05.2023

Резников: Украина – единственная страна в мире, которая успешно выполняет миссию НАТО

25 мин читать
Резников: Украина – единственная страна в мире, которая успешно выполняет миссию НАТО

Эксклюзивное интервью министра обороны Украины Алексея Резникова агентству "Интерфакс-Украина"

 

Текст: Александр Мартыненко, Валерия Прощенко

 

Последнее важное мероприятие - заседание Контактной группы по вопросам обороны Украины в формате "Рамштайн”. Создаётся впечатление, что главное сейчас для союзников не столько поставка техники, сколько техобслуживание уже отправленного вооружения, ремонт, отправка запчастей и т.д. Так ли это?

Если мы говорим, что это главнее, чем поставка оружия, то это не так. Если говорить, что это тоже главное, то тогда это так. Я объясню, почему. Когда мы обсуждали на всех встречах в формате "Рамштайн" все задач и потребности Украины, то, мы "нарезаем" союзникам наше видение. Оно всегда заранее проговаривается с нашими партнерами, прежде всего, с США. Поскольку с точки зрения лидерской позиции, организации "Рамштайн" - это их проект. Так что это мероприятие, которое готовится совместно двумя странами - Украина и Соединенные Штаты, и мы выходим с общей позицией.

Есть понятие sustainable (от англ. устойчивый, жизнеспособный). Потому что невозможно выигрывать в войне, получив что-то разово. Современная война - это война ресурсов. А ресурсы предполагают как минимум три вещи: наличие непосредственно техники, подготовка персонала для работы с этой техникой, и поддержание её в должном состоянии, "в тонусе".

Ведь даже если ты получил прекрасную пушку, она сделает несколько выстрелов и при отсутствии снарядов к ней, запчастей, смазочных материалов или например, газа, бензина или резины, эта пушка перестаёт работать. Даже самая великая система останавливается. Потому что железо есть железо. Выдерживает только дух украинский. И это не только в моих устах звучит, но и Ллойда Остина, Марка Милли, и Йенса Столтенберга, и Жозепа Борреля и других ключевых спикеров. То есть все это понимают.

Наше общество в хорошем смысле привыкло, что каждый раз какие-то позитивные новости. Но дело в том, что этот "wishlist к Санте", который я когда-то писал, он почти уже выполнен. Осталась одна невыполненная пока что позиция - самолёты. Мы уже получили и современную артиллерию, и разные снайперские комплексы. Мы получили, или дополучим в скором времени, все виды основных боевых танков, которые есть у стран НАТО, серьёзные бронированные машины разных типов, серьёзные. У нас в хорошем смысле "зоопарк" артиллерийских систем, 9 разных.

Кроме того, мы даже корабли уже получаем, минные тральщики. Уже два флага украинских гордо реют. Они, правда, стоят в британских водах пока, но экипаж уже на них есть. То есть, в зарождении уже и Navy Coalition.

У нас уже и Patriots, NASAMS, IRIS-T, SAMP-T, лучшие системы. Остались разве что THAAD, но их всего несколько систем в США. И потому, конечно, люди говорят: "А что новинок нет?". Но я и не рассказываю, какая техника и в каком количестве к нам заходит. Это не нужно знать врагу, и не обязательно знать всем остальным. Знает Генеральный штаб ВСУ и все командующие, которые применяют эти силы и средства.

Кроме того, при поставках всегда что-то будет "out of service" (от агл. выйти из строя). Какой-то процент, я не могу вам его назвать публично, не хочу, чтобы об этом слышали россияне. Так вот эта техника требует ухода, ремонта. У нас есть три типа ухода. Первый - прямо на поле боя, когда экипаж самостоятельно может устранить поломку. Для этого ему нужны запчасти или другие сопровождающие вещи. Условно, обтюраторные кольца. И мы, к счастью, их начали производить для многих систем уже в Украине. Украинские производители уже потихонечку это делают.

Есть средний ремонт, который делается на украинских заводах, там, где у нас есть возможность. И третий тип - когда очень сложная система, и необходимо вывозить за границу, на хабы в соседние дружественные страны, где уже будет произведен ремонт, либо прямо на завод производителя.

Поэтому мы с партнерами, в том числе, говорили о том, что нужно приближать "третью фазу" ближе к Украине, а лучше завозить в Украину. Мы готовы предоставить площади, партнеров от предприятий государственных или частных, никого не навязываем. Главное, чтобы ремонт и обслуживание проходили как можно быстрее.

Некоторые опасались еще в те времена, когда у нас было всего несколько гаубиц, что это будет логистический кошмар. Потому что они разные, и запчасти у них разные. А сейчас вооружения в разы больше.

Кошмара нет. Например, американцы, когда принимают решение о передаче определенного типа оружия, а нам дают его в виде именно МТД, не продажи, и это означает, что они берут ответственность полностью за этот вид оружия. Первыми артсистемами 155-го миллиметра у нас были М777, или "три топора", как их называют в наших войсках. Американское правительство до сих пор полностью финансирует их обеспечение запчастями, заменами.

Также есть страны, которые поставили технику, а запчасти мы уже покупаем отдельно, заключая контракты. Либо есть страны, которые нам подарили часть систем, а другую часть мы купили. Например, польские артиллерийские системы AHS Krab. Украина получила подарок от дружественного народа Польши, несколько дивизионов, а потом дополнительно я заключил контракт, и мы купили еще. То есть у нас сейчас воюют системы Krab купленные и подаренные. Но на ремонт, конечно, нам уже отдельно нужен был контракт.

 

Как Вы оцениваете ситуацию с закупкой Евросоюзом боеприпасов для Украины? Прежде всего, это касается противоречий между странами, в частности Франции и Германии.

Мне кажется, что эти противоречия временные, потому что есть принципиальное политическое решение уровнем выше, то есть на уровне господина Борреля, что проекту "Миллион снарядов для Украины" — быть. Поэтому эта дискуссия на самом деле о деньгах - в каких бюджетах, в интересах каких налогоплательщиков будут оседать те или иные фонды. Нельзя, наверное, их за это осуждать, но нам главное - быстрее.

Сегодня мы получаем снаряды либо по МТД со складов и из запасов от партнеров, либо - я уже законтрактовался по ряду направлений, покупаю снаряды, и третий - это появится за деньги Евросоюза налаженное производство. Они заинтересованы это делать, потому что тогда их заводы получают серьезнейший заказ вперед, как для интересов Украины, так и для восполнения запасов их Вооруженных сил.

 

Мы все время слышим, что боеприпасов приходит недостаточно. Это связано с бюрократизацией их ВПК или это политическое решение, не давать пока столько, сколько бы украинцы хотели?

Я считаю, это связано с тем, что основной источник поставок снарядов Украине - это существующие у наших партнеров запасы. Они не могут отдать все, потому что тогда их военные скажут: на складе, в стратегическом резерве, должно быть такое-то количество снарядов, на тактическом резерве - столько, на оперативном столько-то. То есть они не разрешат снизить эти показатели. Либо же будет, например, условие: разрешим понизить показатели стратегического резерва при понимании, что вы мне сейчас покажете строку голосования в парламенте или решение правительства о восполнении запаса в течение года. Ведь главком той или иной армии понимает, что если у него в стране завтра, не дай Бог, война, то он несет за это ответственность. Поэтому в их внутренней дискуссии с военными, силовыми ведомствами, или министрами обороны, они всегда ищут этот баланс.

Мы, конечно же, исходим из нашей потребности. Наш главком собирает все-все данные от своих командующих. Кроме того, мы еще исходим из штатных единиц, сколько у нас там стволов того или иного вида вооружения, сколько их должно быть на тактическом, оперативном, стратегическом уровне. Конечно, мы заявляем больше. Ведь когда у тебя война, тебе никогда не будет всего достаточно. Плюс меняется интенсивность ведения боевых действий. Соответственно для того, чтобы удержать линию фронта в каком-то месте, надо "насыпать" больше, и какие-то запасы мы расходуем. А нам нужно еще накапливать, чтобы идти где-то в контрнаступление. Поэтому, конечно, мы всегда говорим, что нам нужно больше.

 

Насчет отсутствия решения по отправке самолетов. Это политическое решение или это техническая проблема?

Третье. Прагматическое. Это деньги. На мой взгляд, политических причин не давать сегодня самолеты уже нет. Если раньше те или иные виды оружия носили политический характер, потому что оставался отголосок вот той старой доктрины: "Давайте не провоцировать россиян", "это очередные "красные линии", "подъем уровня эскалации". К счастью, наши партнеры уже от этого практически отошли. Отголоски есть. Фантомные боли все равно присутствуют. Плюс их используют и время от времени взбудораживают политические оппоненты действующих властей в разных странах.

И давайте будем честны друг перед другом, что любое решение относительно Украины принимается изначально в интересах народа, то есть страны, которая принимает это решение. Если они считают, что у народа это востребовано, народ давит всячески на медиа, медиа давит на парламентарии на исполнительную власть. Конечно, они это модерируют, но в принципе это так.

Потом исполнительная власть начинает считать, сколько стоит один самолет, сколько стоит его обслуживание, сколько стоит его вооружение и содержание. Здесь важно слово sustainability. Ведь если дать нам самолет, который завтра не будет обслужен, то он не полетит. И смысл тогда его давать? Также, если сегодня дать самолеты, это значит обрезать подставку другой помощи, либо надо увеличить бюджет. Тогда возникает вопрос - а получим ли мы поддержку в местном парламенте, сейме, сенате, конгрессе, чтобы увеличить бюджетное ассигнование? Или мы это снимем со складов, и тем самым ослабим свою какую-то вооруженную силу, или это из запасов, или списываем, тогда самолет надо отремонтировать. И на это тоже нужны деньги. Плюс запчасти - где их взять на складах, а может они уже вообще не производятся.

Любой летчик знает: чтобы самолет или вертолет полетел, ему требуется серьезное обслуживание, причем серьезнее, чем танку. Ведь если танк заглохнет, то можно встать и пойти. А как быть с самолетом? Поэтому партнеры очень прагматичны в принятии своих решений, они считают деньги. Это война ресурсов.

 

Хорошо, а что тогда с дальнобойными ракетами ATACMS? В чем там проблема?

ATACMS не так уж много в мире. Опять же прагматичное решение. Ну дадим мы вам 1-2 штуки, а дальше что?

Вот, например, HIMARS вначале мы получили 2 установки и 24 ракеты. Дальше нужно было показать, что наши военные умеют этим пользоваться серьезно и корректно. Показали. Теперь мы имеем достаточное количество пусковых установок, плюс Mars II, плюс М270 MLRS, и французские LRU. Вот 4 системы мы имеем, и к ним поступают ракеты.

Но тут еще, конечно, вот эта фантомная история с "красными линиями", 300 километров, "вдруг будет нанесен удар, там, где бы не хотелось".  Потому что все равно руководитель любой страны мечтает войти в историю как миротворец. Нобелевская премия мира все равно остается хорошим соблазном.

 

Еще вопрос по амуниции. Мы нашли какой-то путь восполнения советских запасов калибра 152 мм?

Над этим работает наш военно-промышленный комплекс, ищут решения, там есть определенные уже продвижки. Дальше стоит вопрос наладить поток и нарастить производственную мощность. Это не быстро и есть сложность, что определенные компоненты надо покупать за границей.

Над этим тоже работает новый министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Александр Камышин. Мы уже провели несколько рабочих встреч. До этого у нас была прекрасная работа с Павлом Рябикиным. Уверен, что с новым министром у нас кооперация тоже будет хорошая. И с "Укроборонпромом", конечно, мы тоже взаимодействуем напрямую.

Также напомню, что решением правительства у нас определен генеральный конструктор, который отвечает именно за снаряды. Сейчас идет задача наладить правильную кооперацию. Потому что часто словом снаряд, люди подменяют то, что на самом деле летит из пушки, но снаряд - это часть, а правильно вообще говорить выстрел. И все это в сумме делают разные предприятия. Поскольку мы раньше этого не производили, то нам придется разгоняться. И бояться этого не нужно, ведь даже после окончания войны придется восполнять стратегические запасы, в том числе.

 

Еще одна вещь, о которой редко спрашивают, но которая очень важна - РЭБ. Мы уже ощутили, что у россиян, в принципе, это производство было налажено, и они достаточно его освоили. Мы не отстаем?

Россияне сильны, это правда. Это подтверждают и наши военные, и мы об этом говорим на всех встречах с нашими партнерами. Говорим даже с теми, кто, назовем их так, пытаются хранить нейтралитет, и у которых высокотехнологичное население и они делают много для защиты своей страны. Так вот, мы им объясняем значимость electronic warfare (РЭБ). Мы им говорим, что когда россияне используют террористическое оружие в виде иранских дронов против мирного населения Украины - это значит, что завтра эти же иранские дроны могут быть использованы против вас, против вашей страны. Мы приглашаем их специалистов к нам. Пусть приедут сюда, мы дадим возможность ознакомиться, работайте над тем, чтобы создать системы, которые позволят бороться с вражескими дронами.

Также мы используем аргумент, что если россияне со своими системами РЭБ будут поддерживать террористические режимы других стран, у которых с вами проблемы, это значит, что ваше высокотехнологическое оружие не сможет поразить ту или иную цель. Поэтому вам нужно находить сегодня дырки и возможности, как подавить защиту российского РЭБ у нас на поле боя, соответственно, модернизировать то оружие, с которым мы работаем.

Практически все виды поражения натовского образца, которые имеют системы наведения, которые могут быть заглушены российским РЭБ, они тоже уже заинтересованы. Поэтому сегодня поле боя в Украине, это еще одновременно и тестовый полигон для всех, как для россиян и их партнеров по террористическому мировоззрению, так и для тех, кто защищается.

 

То есть это тоже поле работы для Вас?

Это одна из задач номер один сегодня для нашего ВПК. Вот почему мы в сотрудничестве с Минцифрой и Минстратегпром сегодня поддерживаем все проекты. Мы это называем high-tech military. Это именно вопрос high-tech, современные технологии. Главное там — электроника. То есть сделать "птичку" летящую украинцы могут элементарно, у нас прекрасная авиаконструкторская история страны. А вот современная электроника внутри - это уже новые вызовы, новые задачи.

 

На полях "Рамштайна" Вы провели переговоры с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, в результате которых получили "зеленый свет" для сотрудничества с Агентством НАТО по обеспечению и закупкам (NSPA). Можете рассказать подробнее, что это означает?

У НАТО, как у Альянса, есть там ряд задач и направлений. Что надо, чтобы стать страной НАТО? Ошибочное бытует мнение, что нужно иметь определенное количество уже интегрированных у себя стандартов НАТО. А также какое-то количество законодательных нормативных актов, которые должны соответствовать традициям НАТО.  Это так и не так. Объясню почему. Я вместе с моим замом Александром Полищуком часто бываю на международных встречах с министрами обороны.

А справочно вам скажу, что с момента вторжения у меня было в Украине 40 визитов моих коллег, министров обороны стран-партнеров. Некоторые повторно, но вот 40 визитов, 40 раз я встречался в Украине с момента вторжения, начиная с марта месяца. Первым был литовский министр Арвидас Анушаускас. Он вообще уже несколько раз бывал. Он был и в Киеве, и в Одессе, и в Николаеве, и Харькове.

Так вот, мы стали задавать один и тот же вопрос министрам обороны стран, которые стали членами НАТО после 1997 года: "Сколько стандартов НАТО в вашей стране уже внедрено? И сколько у вас нормативки интегрировано?" В процентном отношении.

Хочу напомнить, что стандартов НАТО насчитывается более 1200. Ни одна страна-член НАТО не ввела 100% стандартов НАТО. В среднем максимальное количество стандартов НАТО - 30-40%. Есть страны, у которых 2%. Есть страны, у которых 8%. Это означает, что не стоит задача 100% закрыть все стандарты. Это и невозможно. Например, страна не имеет флота, соответственно, флотские стандарты ей не нужны. Страна, возможно, маленькая, не имеет авиации. Соответственно, у нее нет авиационных стандартов.

Для чего я это так подробно объясняю? У нас на сегодняшний день уже около 18% стандартов НАТО внедрено. Столько же примерно в процентном выражении планируем освоить до конца года. Это означает, что мы легко выходим на 30-35% в течение этого года. Также мы ввели систему контроля над оружием стандарта НАТО LOGFAS. Я это сделал со своей командой, первичный вход за три месяца и сейчас мы продолжаем.

То есть, когда мы стали разбираться, оказалось, что для того, чтобы вступить в НАТО, нужны три вещи: наличие гражданско-демократического контроля, а он у нас уже внедрен, нужно лишь усовершенствовать. Дальше - наличие прозрачности, открытости, публичности и отчетности процедур. И третье - совместное планирование военных операций.

По первому пункту - гражданско-демократический контроль. Наш закон уже говорит, что министр обороны гражданский. И постепенно наращиваются темпы, в частности, увеличивается количество гражданских замов. Второй пункт, прозрачность, система LOGFAS уже работает. Плюс, я создал агентство по военным закупкам. То же самое будет по тыловому обеспечению. А третье - совместное военное планирование. Это уже происходит нашими генералами с точки зрения обсуждения планирования операции, потому что мы уже пользуемся натовским оружием.

Поэтому, конечно же, я выяснил, что в НАТО есть NSPA, NATO Support and Procurement Agency, их главная закупочная структура. И "зеленый свет", о котором я сказал. Мы с Йенсом Столтенбергом договорились, что они нас берут под патронат, с точки зрения поддержки от их команды NSPA, — т.е., всех моих — министерства обороны, закупочных систем. И самое ценное, что они пообещали сделать, это будет официально оглашено в Вильнюсе, как программа, на которую будут выделены их бюджетные ассигнования, - для нас будет сделано National Procurement Review. Это займет много времени, 8-9 месяцев примерно, специалисты полностью изучат нашу систему закупок, обеспечения, ремонта, снабжения и так далее. А мы в итоге получим рекомендации что улучшить, изменить, чтобы это соответствовало натовским правилам, тогда будет легче интегрироваться, будет одинаковая система закупок. Кроме того, важным элементом этого сотрудничества является и подготовка наших специалистов по закупкам.

Так что, мы получим на выходе натовские рекомендации, вот этот National Procurement Review. И, может быть, они для себя тоже что-то увидят, как мы выживаем, используя любые возможности. Ведь они живут в достаточно мирном режиме, вот у них, например, есть процедуры, которые тянутся 2-3 месяца, а во время войны это невозможно, это самоубийство.

 

Однако судя по тому, что происходит из-за всех этих обсуждений контрнаступления, в мире аналитический хаос. Мировые СМИ обсуждают его ежедневно. Соответственно, возникает вопрос, насколько наша поддержка в будущем будет зависеть от результатов нынешней работы?

Мои партнеры на всех встречах, в телефонных беседах и на "Рамштайне" всегда говорят одну и ту же вещь: "Мы с вами до конца, сколько бы это ни заняло времени. И концом мы видим вашу победу". Это важно.

Безусловно, они все политики, за ними стоят парламенты, которые согласовывают или не согласовывают какие-то вещи. А за парламентами стоят избиратели. Поэтому, конечно же, им будет легче адвокатировать новые пакеты помощи Украине при наличии успешных кейсов. Мы всех воодушевили своим сопротивлением, поразили, и все нами восхищаются, как страной, как народом, как нацией, как Силами обороны, руководством страны, начиная с президента и продолжая главами городов, администраций и сельских громад. И то, что мы продолжаем успешно сопротивляться. Естественно, они хотят инвестировать в успех. Поэтому, конечно, наш успех будет иметь большое значение для продолжения такой легкости поддержки.

И также не стоит забывать о том, какой эффект это будет иметь в РФ. Если уже понаблюдать за рядом публичных высказываний на российских ресурсах, то можно увидеть, что уже звучат фразы, мол: "Надо наверное заканчивать СВО", "надо переходить к обороне", "надо удержать наши "вновь прибывшие" территории". Ведь в случае очередного успеха украинской армии, который абсолютно ожидаем и для них, нужно понять, как "продавать" у себя внутри, как подавать это народу? У них же тоже перегреты были ожидания: Киев за три дня и т.н. "СВО" за три недели. И хотя пропаганда в РФ работает прекрасно, но с каждым разом все сложнее. И яркий пример - мобилизация, тысячи людей массово повыезжали, в частности люди, зарабатывающие деньги. Может быть для 120-миллионной страны пару миллионов - это немного, только выехали интеллектуалы, молодежь, элита.

Я предполагаю, что в Кремле ищутся уже варианты сценариев, как это "отыграть". Это не мой прогноз, а размышление, но все же я не удивлюсь, если у них появится в сценарии некая проблема, серьезного катастрофического вида, техногенного на территории России. Скажем, что-то произойдет с электростанцией, гидроэлектростанцией, АЭС, появятся риски для населения, и это потребует немедленного внимания правительства, аккумуляции ресурсов, в том числе солдат. И так они якобы смогут объяснить людям, почему заканчивают активные боевые действия в Украине. То есть им придется озвучить "жест доброй воли" под видом некоего катаклизма на территории РФ.

 

Насколько критичны для нас грядущие выборы в США? Некоторые уже наводят панику, мол времени у Украины до осени.

Ранее уже чередой шли вызовы для нас, различные выборы и политические сезоны в разных странах.  К счастью, мы легко прошли выборы в Дании, Швеции, Эстонии, Латвии, Италии, смена премьер-министра в Великобритании, в мае будут выборы в Турции, Греции, осенью в Испании. Так вот, еще ни разу нигде не поменялась и не ухудшилась позиция по отношению к нам. А где-то даже улучшилась. Была смена министра обороны в Германии. У меня сложились хорошие отношения с Кристиной Ламбрехт, но Борис Писториус великолепен, давайте говорить честно. Или с мая министр обороны Франции Себастьян Лекорню - мой прекрасный товарищ, друг, который занимает очень активную позицию в интересах Украины, интересах нашей победы.

По поводу США. Конечно, риторика в избирательных кампаниях будет разная. Но по моему мнению, что я вижу по результатам личного общения с сенаторами, конгрессменами, в том числе Республиканской партии, у них очень проукраинский настрой. Поэтому мне кажется, что глобально на сегодняшний день в Америке уже звучит и будет звучать интерес гордости за американское оружие, которое успешно побеждает Россию.

Ведь Североатлантический альянс был создан американцами как ответ на угрозу Российской империи, но тогда называлась она Советский Союз. Главная задача НАТО - противостоять Российской империи, успешно противостоять и в случае агрессии дать отпор. Сегодня единственная страна в мире, которая успешно выполняет задачу НАТО - это Украина. Тяжело, ценой нашей крови, наших жизней, домов, мы сегодня выполняем миссию НАТО. Мы делаем то, что НАТО готовилась делать несколько десятков лет. И Альянс это понимает, и поэтому нам оружие дают натовское, чтобы еще посмотреть, как успешно оно может противостоять главной угрозе.

 

Перейдем к внутренним вопросам. Выплаты военным уже много раз обсуждались везде, но все же хочется уточнить. Есть военные непосредственно на передовой, но есть люди, которые в "ужгородском котле", а есть те, кто проходят обучение.  А для них какая норма?

Мы же подняли зарплату всем на 30%. Неважно, где военнослужащий находится и какое задание выполняет. Стрелок до поднятия зарплаты получал 13 тысяч гривен. Сегодня минимальный официальный доход, который на пенсию потом будет влиять, у рекрута или у стрелка - 20 тысяч гривен. И на полигоне, и в Ужгороде, и где угодно.

Если военный приезжает в зону боевых действий, не на передке, но обеспечивает ведение боевых действий, или он где-то на боевом дежурстве, или на блок-посту, или он ракетчик, зенитчик, ПВОшник, летчик, то этому своему окладу, поднятому и так на 30%, он получает еще плюс 30 тыс. грн.

Если же стрелок попадает на передний край, то это плюс 100 тыс. грн к повышенному окладу. Соответственно, стрелок получает 120 тысяч гривен, а командир под 150 тыс. грн. Т.е., в сухом остатке, все, кто выполняют боевые задания, не просто сохранили свои «премии», но и получили увеличение зарплат.

Поэтому у всех улучшилась ситуация. Единственный вопрос, который остался, и мы сейчас ведем обсуждение, это срочники и курсанты военных учебных заведений. Да, я считаю, что они требуют улучшения материального состояния. И мы ищем сейчас ресурсы, консультируемся. Я надеюсь, что найдем какое-то решение.

 

То есть Вы будете предлагать изменение в бюджете?

Да, конечно. Иначе без источника мы не покроем это.

 

Еще один насущный вопрос - военно-врачебные комиссии (ВВК).  Была анонсирована цифровизация комиссий, чтобы уменьшить очереди. Этот процесс уже проходит?

Тут надо такой маленький мини-экскурс. В свое время была сделана реформа и вся военная медицина ушла в Вооруженные силы, для этого было создано Командование медицинских сил. Мы туда не вмешивались. Но война "вскрыла" многие лежащие там, может быть, присыпанные нафталином, скажем так, задачи, которые не решены были ранее. В основном ключевая, на мой взгляд, сложность — это система, которая не человекоориентированная. Она выматывает душу у раненого, у его родственника, и это неуважительно по отношению к человеку. Естественно, должны быть нормальные отношения. Не должно быть очередей в центрах комплектации и социальной поддержки (бывшие военкоматы), не должно быть очередей в ВВК. Должен быть нормальный государственный сервис. Это сервис - обеспечить раненому оформление всех документов, мобилизированному - прохождение всех необходимых проверок. Наша задача этот сервис настроить. Да, государство, к сожалению, раньше на этом не сильно концентрировалось.

И центры комплектации в Сухопутных войсках, они же тоже у военных. У них там есть свое видение. Нам придется через гражданско-демократический контроль помогать им это дело изменить, это реформы. Там не только ВВК, есть целая куча вызовов, связанных с медициной.

В цифровизации нам руку помощи протянула Минцифра. Я не эксперт в цифровизации, поэтому я ожидаю от них помощи. В этом вопросе с ними взаимодействует мой заместитель Виталий Дейнега.

Параллельно мы слышим общество, особенно тех активистов, которые на этом концентрируются. В частности, на прошлой неделе у меня была большая встреча с более 20 представителями разных организаций. Была со мной командующая Медицинских сил Вооруженных сил Украины Татьяна Остащенко и профильная зам — Анна Маляр. Я согласился с присутствующими, что нужно создать рабочую группу, и мы начнем системно с этим работать. Кроме того, как известно, я создал Офис изменений, который согласилась возглавить Юлия Марушевская. Мы договорились, что они тоже будут взаимодействовать.

Все, что необходимо на уровне директив, приказов, постановлений, я сделаю, но мне нужно сначала разобраться, в чем заключается сложность, и что менять. Есть политическая воля и есть запрос в обществе, значит мы должны его удовлетворить. Еще раз повторюсь, ключевая ценность - это люди.

Вызовов у государства достаточно, но мы обязаны отдать должное военным медикам, командованию Медсил ЗСУ в лице Татьяны Остащенко. Невзирая на все сложности, они совершают чудеса, спасая жизни наших защитников и защитниц в госпиталях и в полях, на линии фронта в окопах. То, как сегодня работают Медсилы ЗСУ, военные и гражданские медики – это действительно уникально. Они поражают весь мир своим мастерством. Система отлажена и отработана. А все бюрократические сложности будут устранены уже в ближайшее время.

 

С 23 апреля в электронной системе публичных закупок Prozorro стала доступна информация о вооруженных оборонных закупках, что предусматривает новая редакция закона "Об оборонных закупках". Как это будет происходить?

Закон обязывает нас, как закупщика, публиковать определенные позиции, а не отчетность компании. Там, где нам вменено публиковать те или иные показатели, которые не являются оборонными, не засекречены, мы их обнародуем.

Если коротко: 23 апреля 2023 года вступили в силу отдельные пункты закона Украины от 24 февраля 2023.

Первое, ч. 3 ст. 30 закона о размещении объявления о закупке. Теперь такие объявления будут делаться в течение 1 рабочего дня до даты размещения в системе электронных закупок.

Второе, ч. 4 и 5 ст. 30 — теперь при закупках от 200 тыс. гривен для товаров и услуг, и 1,5 млн гривен для работ без использования электронной системы закупок отчет о договоре обнародуется в течение 10  рабочих дней со дня заключения этого договора.

Третье, определено, что в течение 60 дней начиная с 24 апреля (следующий день за днем ​​вступления в силу ч. 5 ст. 30 закона), должны быть обнародованы отчеты о договорах, заключенных Минобороны с 24 февраля 2023 года по 24 марта 2023 года.

Сейчас завершаются все бюрократические процедуры, активно работаем с ГП «ПРОЗОРРО» по технической части.

 

Как у нас сейчас ситуация с летней формой для военнослужащих?

Как вы знаете, обеспечили военных зимней формой, хотя некоторые пытались разгонять "зраду". И на складах сейчас достаточное количество обуви, курток, снаряжения. Мы все это завезли. Также некоторые кричали, что не будет бронежилетов и шлемов. Но все это есть.

На сегодняшний день у меня на складах уже лежит достаточное количество летней формы, позволяющей одеть и новые подразделения резерва. Я в свое время дал публичное обещание о том, что я буду максимально размещать заказы у украинской швейки. Это обязательство, которое я дал премьер-министру, первому вице-премьер-министру Юлии Свириденко в том числе, а самое главное - украинской швейке на нескольких встречах с ними. Я сказал, что 100% заказов я буду размещать у них. И мы это сделали. У меня все заказы — украинские производители.

Украинская швейка шьет, контракты заключены. Как только войска дадут команду перехода на летнюю форму - на складах она есть.

 

Вопрос к Вам не только как к министру обороны, но и юристу. Ужасные видео с расстрелами наших военных облетели весь Интернет, на каком уровне обсуждается привлечение к ответственности за эти преступления?  И, по Вашему мнению, насколько это реально?

Моя глубочайшая позиция, что архитектура безопасности Украины, после окончания этой войны, где мы с вами точно победим, она только тогда будет надежной, когда состоится "Нюрнберг-2". Международный трибунал того или иного типа, это уже вопрос договоренности с государственными партнерами. Трибунал состоится, он должен состояться. И во время этого трибунала на скамейке обвиняемых должны быть люди, причастные к совершению военных преступлений. В первую очередь, командиры, начальники из Кремля, но также правосудие должно догнать всех, кого удастся установить. Только тогда будет понятно, что повторно желания и стремления к реваншу у россии может не быть. Пример — это фашистская Германия. Когда состоялся Нюрнберг, Германия превратилась в нормальную цивилизованную европейскую страну с пацифистскими настроениями. Поэтому для нас ключевая задача нашей победы - это зафиксировать приговором "Нюрнберга-2".

Все видео, фото, информация из открытых источников и не только - все это должно быть собрано и расследовано до конца совместно с нашими партнерами из других стран. И я веду переговоры со всеми, кто пока поставляет и может нам поставить данные со спутника. Я их прошу и архивы в том числе. Поэтому мы ведем работу над этим в кооперации с генпрокурорм Андреем Костиным, министром юстиции Денисом Малюськой, министром иностранных дел Дмитрием Кулебой и Международным уголовным судом. И со многими министрами обороны я это обсуждаю. В частности, Кайса Оллонгрен очень нацелена на юридическую поддержку в этом вопросе. Поэтому мы это точно должны это оставить, мы должны поставить точку путем оглашения приговора.

 

Но в то же время международные организации, включая ООН в своих докладах и отчетах не один раз ставили в один ряд жертву и агрессора, наших военных и россиян.

Мир проснулся после спячки и оказалось, что очень многие международные организации, ради чего они были созданы, не выполнили свою миссию, свой устав. Можно спросить, где сейчас ОБСЕ? ОБСЕ создавалось ради безопасности в Европе. А наблюдатели ОБСЕ были в Еленовке в концлагере? А МККК? Кто-то из них был на местах массовых захоронений в Изюме, например. Думаю, нет.

Пришло время все это пересмотреть. Лига наций когда-то тоже исчезла. Я считаю, что нас с вами ждут создания новых международных организаций, новых альянсов, которые должны ответить на эти вызовы.

 

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Мы реально боремся за то, чтобы биржевой рынок агро существовал – член НКЦБФР Ильин

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Немчинов: формирование сильного Центра правительства позволит "правительственной машине" работать слаженно и стабильно

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА