Интерфакс-Украина
15:20 26.06.2023

Уверен, что после войны рынок страхования жизни Украины изменится к лучшему – гендиректор СК "ПЗУ Украина страхование жизни"

7 мин читать
Уверен, что после войны рынок страхования жизни Украины изменится к лучшему – гендиректор СК "ПЗУ Украина страхование жизни"

Эксклюзивное интервью с генеральным директором ЧАО СК "ПЗУ Украина страхование жизни" Збигневым Шолыгой

Текст: Лидия Шевченко


- О рынке страхования жизни в Украине давно не говорили, какой он сейчас?

- В Украине продолжается процесс концентрации страхового рынка, в т.ч. рынка страхования жизни, который сейчас объединяет 12 страховщиков. Его можно охарактеризовать как достаточно стабильный в плане количества игроков и диверсификации бизнеса. На рынке работают как мультиканальные компании, так и компании, которые активно развивают только один канал продаж. Очень важно, что несмотря на сложную ситуацию, ни одна компания не покинула рынок и все лайфовики продолжают выполнять свои обязательства перед клиентами.

Также, стоит отметить, что 10 из 12 компаний – члены НАСУ. А доля компаний-членов НАСУ по многим основным показателям, таким как страховые премии, страховые выплаты, страховые резервы, активы, составляет более 95% от всего рынка лайф. Поэтому мы как члены НАСУ принимаем активное участие в заседаниях Комитета по страхованию жизни и регулярно обмениваемся опытом с другими участниками рынка.


- Как война отразилась на работе рынка и вашей компании. Что было самым сложным?

- Безусловно, война внесла свои коррективы в работу страхового рынка, в т.ч. и лайфовиков, и каждая из компаний следовала своей стратегии, приспосабливаясь к ведению бизнеса в условиях военного времени. И если в 2020-2021 годах рынок лайф в Украине показал рост на более чем 17% по страховым премиям, то, к сожалению, война практически вернула лайфовиков в самое начало 2020 года. С началом войны многие компании потеряли перестрахование, тем не менее, никто не ушел с рынка и не бросил своих клиентов.

Основной задачей для "ПЗУ Украина страхование жизни" в первые дни войны было обеспечить непрерывность бизнеса, оставаться на связи с клиентами, агентами, партнерами, продолжая обслуживать их запросы и договора страхования. Мы ни на один день не прекращали работу, перейдя в удаленный режим, а наш контакт-центр непрерывно поддерживал клиентов в это трудное время. Также, важной задачей было адаптировать страховые продукты к условиям военного времени и продолжить заключать новые договоры страхования.


- Итоги первого квартала показывают, что почти все ведущие страховщики жизни имеют снижение объемов собранных премий. Как вы считаете, когда произойдет переломный момент и рынок начнет расти?

- Во время войны риски бизнеса возрастают, накладываются ограничения на страховые продукты, и, собственно, нет условий для активного роста бизнеса. Я считаю, переломный момент наступит только после окончания войны в Украине. И мы готовим компанию к этому моменту, готовим новую стратегию, новые продукты и новые подходы к обслуживанию клиентов. Но многое зависит от того, как будут развиваться финансовые рынки в послевоенный период.


- Произошла ли смена в приоритетах страховых продуктов, какие из них сейчас больше интересуют украинцев?

- Безусловно, война пробудила понимание важности страхования и украинцы, особенно в начале войны, активно интересовались покрытием военных рисков. Однако правилами страхования практически всех страховщиков предусмотрены существенные ограничения или исключения, в отношении страхования военных рисков. Как правило, страховщики не покрывают активные военные риски, а условия страхования пассивных военных рисков отличаются в разных страховых компаниях.

Нужно помнить, страховщик – это коммерческая структура, а обеспечение выплат, связанных с военными рисками – это задача государства. В Украине действует специальное законодательство, которое регулирует такие выплаты.

Безусловно, мы адаптировали свои продукты к условиям военного времени. У нас сегодня действуют ограничения по страховым суммам, рискам. Также мы не работаем на временно оккупированных территориях и территориях, где ведутся активные военные действия. В то же время мы продолжаем выполнять свои обязательства перед клиентами как по страховым выплатам, так и по выкупным суммам в полном объеме в соответствии с условиями договоров страхования. В этом плане для нас ничего не изменилось. И это важный сигнал для клиентов, поскольку основная задача страховщика – выполнение своих обязательств.


- Расторжение договоров страхования: насколько активным этот процесс был в начале войны и сейчас?

- Что касается выкупных сумм, то в первые месяцы войны, по понятным причинам, у украинцев были другие приоритеты. Они в первую очередь спасали свою жизнь. Но уже во втором полугодии 2022 года мы заметили больше обращений за выкупными суммами. В условиях войны людям нужны деньги для обеспечения своих первоочередных потребностей, и мы это понимаем. В нашей практике были клиенты, которые благодарили нас за своевременно выплаченную выкупную сумму, поскольку полученные деньги позволили им переехать в безопасное место и снять квартиру на длительный срок или не закрывать собственный бизнес, или получить деньги на лечение.

Несмотря на сложную обстановку в большинстве случаев наши клиенты продолжают оплачивать страховые платежи по своим договорам страхования и при первой же возможности возобновляют оплату своих полисов.


- По вашему мнению, что необходимо сделать на уровне государства, чтобы рынок страхования жизни вышел на европейский уровень?

- В первую очередь необходимо последовательно изменять законодательство таким образом, чтобы оно максимально отвечало стандартам и подходам, принятым в Европе. Мы видим и ощущаем, что регулятор это понимает, поскольку сегодня очень активно принимается большое количество документов, приближающих украинский страховой рынок к европейскому. Также мы наблюдаем, что уровень страховой грамотности, особенно среди корпоративных клиентов, значительно вырос. И сейчас хороший момент, чтобы внедрять европейские подходы в страховании, например, ввести налоговые льготы для предприятий, которые оплачивают страхование жизни для своих сотрудников. Такой подход показал свою эффективность во многих странах Европы, поэтому я считаю, что такие изменения в законодательстве Украины также будут способствовать оживлению рынка страхования жизни в послевоенный период.


- Сейчас на рынке работает 12 страховых компаний. На ваш взгляд, актуально ли появление новых игроков по лайфу?

- Да, в Украине на сегодня работает 12 страховщиков по страхованию жизни, но примерно столько же лайфовых страховщиков и в Польше. Мы имеем похожее по численности население, но объемы рынка страхования жизни в Польше несравнимо больше. Это говорит о том, что у действующих украинских страховщиков есть большие перспективы развития и увеличения сбора премий.

На мой взгляд, существующих на рынке компаний вполне достаточно, чтобы обслужить потребности Украины в страховании жизни. Появление новых игроков, конечно, возможно, но тут акционеры каждой компании сами принимают решение о выходе на рынок и оценивают перспективы развития своей компании.


- Планируете ли вы или акционеры что-то менять в работе компании?

- Уверен, что после войны рынок страхования жизни изменится. Драйвером лайфового рынка, скорее всего, станут такие каналы продаж как корпоратив и банкострахование. Рынок постепенно будет меняться от "рынка продавца" к "рынку покупателя", когда люди сами начнут определять, что для них важно и почему. Соответственно, будут меняться и страховые продукты и процедуры обслуживания договоров страхования, они будут более отвечать потребностям клиентов. Наша задача – быть готовыми, чтобы предложить клиентам современные страховые продукты и высокий современный уровень обслуживания.


- Через шесть месяцев вступает в силу новый закон "О страховании" с новыми требованиями для компаний по страхованию жизни и агентов. Готовы ли вы к таким новшествам? Как они могут отразиться на рынке?

- Я уверен, что введение нового закона "О страховании" будет иметь положительный эффект для всего рынка страхования в Украине, в том числе для рынка страхования жизни. Новый закон вводит целый ряд положений, которые уже стали нормой в Европе: это и классы страхования, и требования к платежеспособности страховщиков, к раскрытию информации о структуре собственности страховщика. Страховщик теперь обязан иметь комплексную систему внутреннего контроля, систему управления рисками, комплаенс и многое другое. Законом также предусмотрено внедрение новых подходов к деятельности страховых посредников. Все это будет способствовать прозрачности работы рынка, профессиональному росту посредников, защите прав потребителей страховых услуг.

Хочу подчеркнуть, что для "ПЗУ Украина страхование жизни" как части группы PZU SA, крупнейшей страховой группы Восточной Европы, соответствие требованиям закона – основной приоритет. Компании группы "ПЗУ Украина" имеют солидный опыт работы на украинском рынке: в этом году исполняется 30 лет компании "ПЗУ Украина" и 20 лет компании "ПЗУ Украина страхование жизни". Мы будем продолжать развивать бизнес в Украине и готовы работать в условиях нового закона, тем более что многие его требования мы уже выполняем.

Сегодня в условиях военного времени мы продолжаем работать для наших клиентов и партнеров, обеспечивая непрерывную работу компании и безопасные условия работы для наших сотрудников. Главное, чтобы наши клиенты и партнеры оставались довольными и уверенными, что каждая из компаний нашей группы всегда будет демонстрировать высокие стандарты обслуживания и в полном объеме выполнять свои обязательства по договорам страхования. Также хочу искренне поблагодарить всех наших клиентов и партнеров за сотрудничество и доверие.

ПОСЛЕДНЕЕ

Жовква: Украина готова к миру, сейчас мяч на поле российской стороны

Идея перейти от программы цифровой трансформации ДТЭК к отдельной IT-компании оказалась удачной - СЕО MODUS X Дмитрий Осыка

Наш приоритет – увеличение числа клиентов с ежедневным банкингом с нами - председатель правления ОТП Банк

Мы не ожидаем, что кто-то из банков попадет к нам в ближайшее время - директор-распорядитель ФГВФЛ

Решение снизить цены на лекарства будет иметь серьезные экономические и социальные последствия - исполнительный директор "Аптека 9-1-1"

В аптеках уже видим снижение цен на лекарства, для фармпроизводителей сделать это было очень непросто, но главное, что люди это чувствуют - гендиректор «Интерхима»

Наша стратегия – переход от количества к качеству – СЕО "СК "ГАРДИАН"

В 2025-й год все банки зашли с целью восстановления своей обычной деятельности - председатель правления Банка Кредит Днепр

Огнезащитная отрасль является важной составляющей безопасности Украины - директор "Ковлар Групп"

Хочу спустя короткое время иметь минимум пять украинских IPO или SPO - глава НКЦБФР Магомедов

РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА