11:53
05.12.2013
Новая модель рынка электроэнергии с прямыми договорами между генерацией и производителями начнет полноценно работать в 2017 году - эксперт
Подписанный президентом закон о либерализации рынка электроэнергии предусматривает пересмотр всей системы поставок и расчетов за электричество - Носулько
Закон "О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины" предполагает работу по прямым договорам и рынок «на сутки вперед». Сейчас в стране работает механизм единого покупателя (государственного). Кроме того, новый закон предполагает существование Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса и его наполнение за счет избыточной прибыли атомных и гидроэлектростанций. Через него будут проводиться расчеты за проданную по "зеленым тарифам" электроэнергию, а также возмещаться убытки гарантированных поставщиков, реализующих электричество по регулируемым, «льготным» тарифам населению.
Как сообщила «Мнениям» руководитель департамента по регуляторной политике ДТЭК Юлия Носулько, существенных колебаний тарифов из-за внедрения новой модели не произойдет: «Условия двухсторонних договоров, в том числе и цена, зависит только от воли договаривающихся сторон. При этом роль может сыграть не только объем продаваемой электроэнергии, но и, например, условия оплаты. Индикатором для двухсторонних договоров будет являться цена рынка «на сутки вперед». Правила универсальны для всей страны, заключить договор купли-продажи электроэнергии сможет потребитель из Львова с генерирующей компанией из Донецка и наоборот».
По словам эксперта, если бы либерализованный рынок внедрялся без особых механизмов, предусмотренных законом, то в условиях конкуренции цена продажи электроэнергии атомных станций выросла бы до уровня расценок тепловой генерации (увеличение в 2,5 – 3 раза), «что, безусловно, оказало бы шоковый эффект на внутренних потребителей». Таких последствий позволит избежать Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса, уверяет Носулько. Появление Фонда, по ее мнению, -- вынужденная мера, обусловленная особенностями структуры украинской генерации и социально-экономическими проблемами страны. «Законом был предложен следующий механизм: производители конкурируют на равных, но за счет избыточной прибыли, получаемой атомными и гидрогенераторами (с учетом низкой себестоимости производимой ими электроэнергии), будут финансироваться дотации для населения, которые сейчас заложены в тариф для промышленных потребителей в Украине (в настоящее время дотации для населения составляют примерно 30 процентов оптовой цены на электроэнергию)». При этом у атомщиков и ГЭС будет оставаться регулируемая сумма средств, необходимая для их нормального функционирования и развития, а также прибыль от дополнительных услуг по резервированию и загрузке-разгрузке мощностей. Кроме населения, из Фонда будут финансироваться тарифы для «зеленых» электростанций, а также теплоэлектроцентралей, которые осуществляют централизованное теплоснабжение населенных пунктов, напомнила Носулько.
«Чтобы снизить «социальную нагрузку» для атомных и гидрогенераторов и обеспечить достаточное финансирование их расходов, то еще одним донором Фонда станет компания высоковольтной передачи электроэнергии, сейчас эту роль выполняет «Укрэнерго». Чтобы обеспечить корректную работу данной модели, она будет еще тестироваться в течение 2016-2017 годов, и по результатам «пилотного периода» дорабатываться, в том числе и на законодательном уровне», -- добавила она.
При этом у государства, по словам представителя ДТЭК, останутся рычаги влияния на рынок, прежде всего, через профильного регулятора (Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере энергетики – НКРЭ. – «Мнения»). «В соответствии с законом, регулятор утверждает правила рынка, имеет полномочия устанавливать ограничения на уровень цен, когда их колебания начинают носить спекулятивный характер. Также за регулятором сохраняются полномочия по установлению тарифов для естественных монополий и розничных тарифов для населения. Особенно широкие полномочия в отношении ограничения цен регулятор будет иметь в течение первых двух лет начала работы рынка. Кроме того, сохраняется система лицензирования и лицензионного контроля», - сказала Носулько. По ее словам, активную позицию в процессе реформирования рынка занимает Антимонопольный комитет.
Позитивные изменения затронут и рынок экспорта электроэнергии, благодаря которым уже с декабря 2014 года аукционы по распределению права доступа к сечению межгосударственных электросетей будет проводиться через электронную площадку, с цифровыми подписями. При этом будут проводить не только ежегодные и ежемесячные аукционы, но и ежесуточные торги. Выигранные лоты смогут перепродаваться на вторичном рынке, что позволит расширить круг участников рынка экспорта электроэнергии, обеспечить спрос и оптимальную загрузку энергоэкспортных генерирующих мощностей.
Полностью новая модель рынка электроэнергии должна начать работать с июля 2017 года, для чего государству предстоит разработать не менее 120 новых нормативных актов.
ЭКСПЕРТ
Юлия Носулько, руководитель департамента по регуляторной политике ДТЭК