Экспертов смущают международные и военные аспекты строительства Керченского перехода
Коридор через Керченский пролив – дорога для сухопутных войск – Карасев. При обсуждении коридора Украина может решить территориальные споры с РФ – Бураковский
Экономисты и политологи (20 декабря 2013 года) во время круглого стола, организованного проектом «Мнения», обсуждали проект строительства моста либо тоннеля через Керченский пролив. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) сооружения Украина и Россия договорились составить в 2014 году, дабы, посчитав потоки грузов и пассажиров, принять решение о проектировании и строительстве Керченского транспортного перехода в виде туннеля либо моста. Договоренность об этом была достигнута во время визита Виктора Януковича в Москву 17 декабря 2013 года.
По мнению экспертов, на которых ссылается украинское Мининфраструктуры, переход позволит создать новый международный транспортный коридор из Европы в Азию и станет ключевым звеном международного транспортного проекта по созданию кольцевого мультимодального транспортного коридора вокруг Черного моря.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев увидел в проекте, прежде всего, военно-политическую составляющую: «Сухопутные войска можно ввести». Эксперт напомнил, как через Рокский тоннель российская военная техника входила на территорию Грузии во время вооруженного конфликта 2008 года: «Я не сторонник запугивания, но нужно понимать, что Россия очень серьезно относится к тому, что Украина выбрала Европу. Они понимают, что Европу выбирают даже не элиты, которые можно купить, а население, и будут действовать любыми способами».
Политолог добавил, что ситуацию усугубляет изменение положения базирующегося в Севастополе Черноморского флота РФ, «получившего достаточно мощную подпитку». (По итогам заседания межгосударственной комиссии 17 декабря в Москве правительствам Украины и России поручено «приступить к переговорам по подготовке двустороннего соглашения о замене вооружений и военной техники ЧФ РФ, базирующегося на территории Украины». Сейчас возможности России перевооружать флот в Севастополе жестко ограничены. — «Мнения»). «Рядом Сирия, Ближний Восток… Россия не может сейчас действовать ни в Латинской Америке, ни в Африке, как это делают Китай и Штаты, у нее сейчас Ближний Восток, Иран – периметр, сфера интересов… Одно дело – перебрасывать войска по воздуху, другое – по мосту. Понятно, что у этого инфраструктурного проекта есть экономическое значение. Но в каких-то условиях оно может трансформироваться в военно-политическое», — считает Карасев.
Доктор экономических наук, профессор, глава правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский добавил: «Проблема в том, что сегодня в пределах Черноморского бассейна у Украины есть нерешенные вопросы по границам с РФ. Каждый раз, когда возникала тема Керченского перехода, Министерство иностранных дел предлагало их решить. Если параллельно с мостом мы разрешим территориальные проблемы, это будет плюс». Экономику же самого перехода «надо считать», добавил экономист.
ЭКСПЕРТЫ
Игорь Бураковский, доктор экономических наук, профессор, глава правления Института экономических исследований и политических консультаций
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий