22:12
17.01.2014
Даже в условиях обострения политического кризиса ни власть, ни оппозиция не готовы договариваться, - эксперты
Нет никаких предпосылок к тому, чтобы власть и оппозиция сели за стол переговоров, - Фесенко, Покальчук. Скандальные законы – это ответ власти на Майдан, - Бондаренко. К переговорному процессу нужно подключить крупный бизнес, - Копатько
В рамках круглого стола, организованного проектом «Мнения» 17 января 2014 года, политологи и социологи обсудили способность украинской элиты договариваться в условиях обострения политического кризиса в стране.
Напомним, 16 января представители парламентского большинства путём поднятия рук и без обсуждения одобрили пакет законопроектов, многие из которых, по мнению экспертов, существенно ограничивают права и свободы украинцев. В частности, новые нормы ужесточают правила проведения массовых акций протеста, вводят понятие «иностранного агента» по отношению к общественным организациям, а также устанавливают уголовную ответственность за сбор информации о судьях, распространение экстремистских материалов и клеветы, в том числе через прессу и интернет.
По мнению директора Института украинской политики Кость Бондаренко, высказанному в рамках круглого стола, организованного проектом «Мнения», законопроекты стали реакцией парламентского большинства и президента на происходящие события в стране. «Ответ Чемберлена на ответ Чемберлена», - говорит политолог. И в данной ситуации, считает он, эти документы стоит рассматривать как принуждение к поиску компромисса в дальнейших действиях. «Теперь мы имеем с одной стороны - Майдан с его набором определённых способов влияния, а с другой – угрозу властей подписать все законы, которые лежат на столе президента», - заявляет Бондаренко.
Учредитель компании Research & Branding Group Евгений Копатько во время круглого стола, организованного проектом «Мнения», заявил, что Украина уже несколько месяцев находится в ступоре, который никто не может преодолеть ни с помощью Майдана, ни с помощью введения новых норм, направленных якобы на взаимодействие с обществом. «Можно закрыть спикера в кабинете, можно проголосовать в Верховной раде за законы в ручном режиме, можно построить баррикады, но ни одно из действий не приводит к позитивному результату по той простой причине, что сейчас воля политических элит не направлена на преодоление конфликта, - подчёркивает социолог. – Хотя запрос со стороны украинцев на это есть».
Социологические исследования показывают, что Майдан расколол общество - заявил Копатько, - в начале декабря прошлого года подавляющее большинство граждан поддерживали происходящее в центре столицы, но к концу этого месяца сторонники и противники протеста распределились 47% на 49% соответственно. «Критическая масса, которая скапливается в обществе из-за нерешённых проблем не находит своего выхода. Хотя выход один – украинская элита должна любой ценой сесть за стол переговоров», - акцентирует социолог. По его мнению, в стране есть полный комплект депутатов и им пора найти общий язык. «Вдобавок к переговорному процессу стоит, наверное, подключить ещё одного фигуранта – крупный бизнес, который имеет существенное влияние на информационно пространство в Украине», - предлагает Копатько.
Социальный психолог Олег Покальчук во время круглого стола, организованного проектом «Мнения», отметил, что на данный момент нет никаких предпосылок к тому, чтобы оппозиция или власть были склонны к решению конфликта за столом переговоров. Что касается того, могли ли в принципе существовать какие-либо договорённости между отдельными представителями украинской элиты накануне голосования скандального пакета законов, политологи затрудняются ответить.
По словам Костя Бондаренко, сейчас страна живёт слухами, которые тут же появляются в сети и подаются как факты. «Были договорённости или нет, мы увидим лишь спустя какое-то время в зависимости от того, как дальше будут развиваться события», - считает он.
Директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко во время круглого стола, организованного проектом «Мнения», заявил, что характер ручного голосования в парламенте и содержание одобренных документов свидетельствует о том, что никаких соглашений между разными политическими силами не было. ««Тёрки» между отдельными депутатами и отдельными персонажами во власти и оппозиции могли быть, но не системные договоренности», - подчёркивает политолог. И прогнозирует, в случае нового обострения политического кризиса – представители элит действительно будут вынуждены договариваться. Если же нововведения не поднимут протестную волну – законы вступят в силу.
«Власть сейчас задействовала свой сценарий, если он не сработает или вызовет сопротивление – только тогда пойдёт речь о начале поиска компромисса с оппозицией и какого-то перемирия», – уверяет Фесенко. В целом же, по мнению политолога, лучший способ для нейтрализации ситуации – возвращение к парламентско-президентской модели.
Социолог Евгений Копатько во время круглого стола, организованного проектом «Мнения», сообщил, что придерживается немного другого мнения, предполагая, что всё-таки и власть и оппозиция заинтересованы в диалоге, но вопрос заключается в том, с чего или как его начать. «Тут нужен посредник, но ни европейцы, ни американцы, ни тем более россияне не могут выступить в этой роли. Я вижу единственный вариант – сделать «присяжными» людей, которые представляют разные территории Украины, но не являются сторонниками тех или иных партий, часть общественности, не ассоциирующей себя с политическими силами. Только в таком случае может состояться публичное прозрачное выяснение отношений между властью и оппозицией», - заключает он.
ЭКСПЕРТЫ
Владимир Фесенко – политолог, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»
Евгений Копатько - социолог, учредитель компании Research & Branding Group
Олег Покальчук - социальный психолог
Кость Бондаренко - директор Института украинской политики