Мнения

Янукович либо испугался, либо выждал, когда оппозиция окажется в слабом положении, потому и пошел на переговоры — политолог

У власти и у оппозиции сейчас одна проблема: что делать с неуправляемыми ультраправыми — Гридасов

По просьбе проекта «Мнения» последние события в стране прокомментировал политолог и политический публицист Игорь Гридасов. По его словам, силовой виток противостояния спровоцирован принятием законов 16 января 2014 года и ознаменовался следующим обстоятельством: «Лидеры парламентской оппозиции, пожалуй, впервые были в такой степени подвергнуты обструкции на Майдане и за его пределами – крики «Ганьба» в ответ на выступления Виталия, Кличко, Олега Тягнибока, Арсения Яценюка, активное неприятие попыток Кличко замирить ситуацию».

Эксперт предположил, что Виктор Янукович испугался происходящего – и поэтому пошел на переговоры с Яценюком и Кличко. «Но возможно и другое объяснение – он обратился к оппозиционерам тогда, когда они стали слабы, попытался поставить вопрос «А что делать дальше?» как не только свою, но и их проблему, когда оппозиционеры убедились в своей неспособности контролировать агрессивные элементы Майдана. Сейчас у лидеров оппозиции и Януковича появилась общая проблема – обуздать ультраправых», — говорит политолог.

«”Правый сектор”, “Патриот Украины”, “Белый молот” — известные ультраправые структуры. Те же речевки мы слышали, те же методы видели при попытках штурмовать Администрацию президента 1 декабря. Там были те же люди, только тогда их называли провокаторами и тайными агентами Банковой, а сейчас – разгневанными людьми, выступившими за свободу, — так Гридасов охарактеризовал участников беспорядков со стороны Майдана. — Но тогда они хотели «ввязаться в драку», как говаривал Наполеон, чтобы люди их поддержали, смели «Беркут», чтобы началась революция. Тогда это не удалось». Сейчас, говорит эксперт, за ними пошло намного больше людей, поскольку в официальных лидерах парламентской оппозиции разочаровались. При этом власть, возможно, хотела бы сегодня задержать ультраправых лидеров и сбить накал страстей, но ей нужны гарантии от оппозиции, что та «не будет разжигать и дифференцированно подойдет к Майдану», говорит Гридасов, но оппозиции это невыгодно. «Поэтому я затрудняюсь предсказать результаты переговоров, неясно, насколько сильно чувствует себя власть, насколько сильной – оппозиция», — заметил эксперт.

Гридасов предположил, что предметом компромисса созданной по поручению Януковича рабочей группы по урегулированию ситуации в стране станет «предложение отыграть назад», то есть отменить все или хотя бы некоторые из принятых 16 января законов. Группу возглавил секретарь СНБО Андрей Клюев, в нее вошли министр юстиции Елена Лукаш и советник президента Андрей Портнов.

Как утверждает Гридасов, особого внимания заслуживает следующее обстоятельство: при обсуждении возможных переговоров президент общался только с Кличко и Яценюком: «Мы можем наблюдать отсечение Тягнибока. Я не исключаю, что и он будет участвовать в переговорах с группой Клюева, но это был недвусмысленный месседж, попытка отсечь радикальное, непримиримое крыло от оппозиции и от Майдана».

Политолог сомневается, что в нынешних условиях Вашингтон, Брюссель или Москва будут выступать посредниками в урегулировании украинского кризиса: «И из Европы, и из США уже прозвучала реакция, слова те же: «Воздержаться от применения силы, Януковичу пойти навстречу оппозиции». Запад не заметит ультраправизны демонстрантов, только осудит силовое противостояние».

ЭКСПЕРТ

Игорь Гридасов, политолог и политический публицист

РАНЕЕ

Радикализация общества неизбежна — политологи, социологи

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ